Комикс — это история, рассказанная в картинках. Этому жанру уже много веков. Но в России почему-то до сих пор в массовом сознании есть такое убеждение, что комиксы — это развлечение для детей, что это неинтересно взрослым. Но это не соответствует действительности. Ведь хороший развлекательный контент привлекает людей.
Сегодня в гостях у журнала Reconomica Павел Пако, известный архангельский комиксист. Читателям Павел подробно расскажет о профессии, о достоинствах и недостатках, а также о том, что комиксы — не просто смешные картинки из интернета, а деятельность, приносящая деньги. А еще покажет примеры своих работ.
Содержание материала
Путь в профессию
Меня зовут Павел Пако (Пако — творческий псевдоним, настоящая фамилия показалась мне длинноватой и недостаточно звучной). Живу в Архангельске, работаю на фрилансе. Преимущественно занимаюсь развлекательным контентом для сайтов и соцсетей.
Уже примерно два года я являюсь иллюстратором и автором комиксов. За это время я успел посотрудничать с различными проектами и компаниями, в том числе и с такими крупными, как AliExpress и КиноПоиск, выиграл парочку творческих конкурсов, а мои работы были опубликованы в нескольких сборниках комиксов. Также у меня есть личный проект — «Мозги трески» — это юмористические комиксы на разные темы, которые выходят каждую неделю и частенько разлетаются по просторам Интернета. На данный момент в моей группе на сайте vk около 13,5 тысяч подписчиков, но я уверен, что это не предел.
Нужно ли «солидное» образование?
После школы я пять лет учился на экономиста — сейчас уже и сам не знаю зачем. Просто все вокруг говорили, что мне нужна «солидная» профессия, и я выбрал институт и специальность, которые показались мне достаточно «солидными», а еще куда было не очень сложно поступить бесплатно. И это несмотря на то, что творчеством я любил заниматься всегда (с детства много писал и рисовал), но на тот момент в голове еще был стереотип, что на этом денег не заработаешь.
Во время учебы в институте (а учился я на заочке), я уже немного зарабатывал. Работал продавцом, администратором 3D-аттракциона, кредитным менеджером, даже разнорабочим. А уже на последних курсах нашел постоянную работу в офисе одной ипотечной организации — там я занимался сканированием и проверкой документов. По началу меня все очень даже устраивало — платили хорошо, коллектив был приятный, все выходные и праздники я мог отдыхать и даже на сессии спокойно отпускали. Потом закончилась учеба, я написал диплом и сразу же после этого меня повысили на работе — зарплата стала еще больше. И вроде бы все было хорошо, но рутина начала очень сильно на меня давить. Наверное, во время учебы мне просто было некогда об этом подумать, а когда осталась одна только работа, мысли о том, что я занимаюсь нелюбимым и главное — бесполезным делом, все чаще и чаще стали посещать меня.
Какое-то время я еще продолжал работать в офисе, но затем на работе все стало не так гладко — начались сокращения, и я решил, что раз уж все теперь и так от меня не зависит, то стоит попробовать себя в чем-то еще. Когда со скучной работой было покончено, я решил исполнить свою давнюю мечту — написать книгу. Денежных накоплений хватало, чтобы какое-то время позаниматься чем-то для себя, так что где-то полгода я упорно писал свой первый серьезный роман. Но, когда дело было закончено — никто не захотел его публиковать.
Статья в тему: Может ли писатель заработать себе на хлеб в России сегодня? Откровения начинающего автора.
Все же, я решил не опускать руки и просто переключился на иной вид творчества — рисование.
Рисовать я начал для удовольствия
У меня в семье нет художников и рисовать я начал просто так, для удовольствия. В детстве я любил перерисовывать разных героев мультфильмов, а в школе, начитавшись комиксов про супергероев, мы с друзьями долгое время пытались рисовать что-то подобное. Все же, я не могу сказать, что у меня когда-либо было особое рвение к рисованию — я всегда больше любил писать и придумывать истории. Уже повзрослев, я пришел к иллюстраторской деятельности скорее случайно. Долгое время я пытался писать рассказы и книги, но они не находили особого отклика. Тогда я решил делать комиксы, ведь они как раз были уже довольно популярны и нравились мне самому. Но, так как знакомых художников у меня не было, иллюстрировать собственные сюжеты мне пришлось учиться самому. Так я и начал рисовать.
Я никогда не ходил в художественную школу и по специальности я экономист, так что, по сути, рисовать я нигде не учился. Еще во время работы в офисе мы с братом пару месяцев по вечерам ходили на какие-то курсы рисования, скорее просто ради развлечения, но это было не особо продуктивно — там нам в основном просто говорили: «Сегодня мы рисуем шар». И мы сидели и рисовали. В общем, было скучновато. В целом, все, что я сейчас умею — я постигал на практике. Просто садился и рисовал. Если возникали какие-то технические вопросы — находил видео в интернете по нужной мне теме и делал все так, как там говорят. Вот и вся премудрость.
Статья в тему: Как обучить не 10 учеников, а 1000, и при этом заработать? Правдивый рассказ художника-иллюстратора.
Иллюстратор-самоучка
Было бы немного самоуверенно назвать себя художником, все-таки для меня художник — это тот, кто рисует действительно на профессиональном уровне. Ну а я — самоучка и процесс обучения все еще продолжается. Но определение «иллюстратор», думаю, вполне подойдет. Иллюстрации — это как раз то, чем я обычно занимаюсь. А еще комиксы. Так что для определения моей профессии также могут подойти такие слова как «комиксист» или модное в интернете слово «пикчер» (человек, которые рисует смешные картинки к статьям и инфоповодам).
Само собой все началось не с мыслей о деньгах. Мне просто нравилось заниматься творчеством. Долгое время я даже не думал, что на этом можно заработать. Мой личный проект со смешными комиксами вообще начинался как шутка, я и понятия не имел, что он принесет мне хоть какую-то известность или заработок. Просто у меня в голове накопилось несколько идей, и я решил их зарисовать. А потом подумал — почему бы не создать группу в vk? Перерисовал покрасивее несколько своих задумок — первые комиксы были про зомби и приведений — а потом выложил все это в сеть. И самое удивительное — почти сразу начали появляться читатели и заказчики.
Первый заказчик нашел меня сам
Первый заказчик нашел меня сам — это была девушка, которая занимается собственным магазином кружек с авторскими принтами. Им был нужен развлекательный контент в группу, так что я рисовал для них милые и смешные комиксы раз в неделю. Работал так где-то год. Деньги были небольшие, но надо же с чего-то начинать. К тому же, на тот момент я только учился рисовать и аудитория у меня была маленькая — что-то около 300 человек в группе в vk. Когда мне написали, я только начал выкладывать свои комиксы в сеть, прошел только месяц или около того, поэтому мне было очень приятно, что меня так быстро нашли и заметили.
Я работаю у себя дома — в той же комнате, в которой сплю. На моем столе стоит ноутбук, к нему подключен графический планшет — вот и все, что я использую во время работы. Думаю, со стороны это выглядит довольно скучно — я просто весь день сижу за компьютером и либо вожу пером по планшету, либо бью по клавишам, записывая идеи.
Сейчас я рисую только в электронном формате, так что никаких материалов мне не требуется. Ну, разве что сменные батарейки для беспроводной мышки. Это очень сильно упрощает работу. Да, начинал я с рисования традиционным методом — приходилось покупать бумагу, карандаши, ручки. Комиксы я рисовал на бумаге, а потом сканировал их и дорабатывал уже на компьютере. У меня был ноутбук и старый сканер, но как только у меня появился планшет — я стал рисовать на нем. Заработал на новый компьютер, купил его — на этом все мои вложения закончились, так что в плюс в моей работе я вышел, можно сказать, сразу же. Рисовать на компьютере гораздо проще — любую помарку легко исправить и не нужно тратить деньги и место на материалы.
Статья в тему: Можно ли научиться рисовать самостоятельно? Откровенный рассказ преподавателя по академическому рисунку.
Достоинства и недостатки профессии
Естественно, для меня самый главный плюс в том, что на данный момент мне интересно то, чем я занимаюсь. Я люблю придумывать идеи, люблю их реализовывать. Но это вовсе не значит, что я совсем избежал рутины и делаю только то, что мне нравится. Если выделить тезисно, то вот основные плюсы в работе иллюстратора-фрилансера:
- возможность работать дома;
- уровень дохода зависит только от тебя и может постоянно увеличиваться;
- не нужно тратить время и деньги на дорогу на работу и одеваться можно так, как тебе удобно;
- график работы можно составить так, чтобы основная часть работы концентрировалась в самое продуктивное для тебя время;
- общение с людьми практически отсутствует — для людей, которые предпочитают спокойный вид деятельности — это плюс;
- работа связанная с творчеством — это всегда интереснее чего-то более обыденного.
Но есть и минусы, вот несколько из них:
- нет постоянства, нужно всегда находиться в поиске новых проектов, чтобы в определенный момент не остаться без источника дохода;
- твое личное видение задачи далеко не всегда совпадает с видением заказчиков;
- иногда бывает сложно переключиться на отдых — работая дома, ты, по сути, всегда находишься на работе;
- работать в любом случае придется очень много;
- рутины все равно не избежать, зачастую приходится делать то, что тебе не особо нравится, иначе просто не заработать — по крайней мере на первоначальном этапе.
Статья в тему: Как стать фэшн-иллюстратором и зарабатывать 100 000 рублей в месяц? История из первых уст.
Мои клиенты
Думаю, что моя целевая аудитория — это молодежь, которая любит смешные картинки из интернета. Портреты обычно заказывают именно мои подписчики — это хороший подарок друзьям на день рождения или другие праздники. Когда речь идет об иллюстрациях — тут спектр уже более широкий, ведь они нужны почти всем — иллюстрации используют на сайтах, в блогах, в книгах, их печатают на постерах и футболках, и еще многое-многое другое, поэтому заказчики могут быть абсолютно из любых сфер деятельности. Ну а комиксы, как правило, требуются различным развлекательным порталам — сейчас это довольно популярный вид контента, который вполне может привлечь новую аудиторию.
Заказчик хочет, чтобы все было быстро и лучше бесплатно. А в остальном желания разнятся в зависимости от ситуации, кто-то хочет, чтобы было смешно, кто-то чтобы красиво нарисовано, а некоторые вообще просят скопировать понравившийся им стиль, который они увидели где-нибудь в интернете.
Цена вопроса
Мои работы стоят по-разному — это зависит в основном от сложности работы и от конечной цели проекта. Какие-то единичные заказы, например, нарисовать самый простенький портрет, могут стоить начиная от 500 руб. Комиксы я делаю не дешевле чем за 1000 руб., но за такую сумму, естественно, тоже только что-то самое простое — не больше 4 кадров. Некоторые заказчики платят за часы, потраченные за работу. Кому как удобнее. Нарисовать комикс или картинку дело не такое уж и быстрое, даже для опытного художника. К тому же, надо еще придумать, что и как нарисовать. Время работы над комиксом или иллюстрацией может занимать от часа до нескольких дней — все зависит от конкретной ситуации.
Если работаешь на каком-то постоянном проекте — зарплата за месяц может быть фиксированной. Например, в прошлом году я регулярно рисовал комиксы для двух развлекательных сайтов и в сумме получал с этого около 60 тысяч в месяц. Естественно, были месяцы, когда получалось гораздо больше — за счет дополнительных заказов. Сейчас у меня нет какой-то регулярной занятости — только отдельные заказы, поэтому из месяца в месяц суммы варьируются. Иногда бывают месяцы затишья, когда месячный доход довольно скромный. Но, могу сказать, что самый большой доход, которого я достигал за месяц, у меня был уже именно на фрилансе.
Я специализируюсь на комикс-стрипах
Я очень люблю придумывать истории. А комиксы — это один из способов эти истории рассказать. К тому же, я и сам люблю читать комиксы, так что этот формат мне очень даже близок. Долгое время у меня в планах было создание длинных сюжетных комиксов, но так как на начальном этапе я практически не умел рисовать, было решено потренироваться на комикс-стрипах, ведь в рамках этого жанра вполне допускается и схематичное изображение. Есть много примеров популярных интернет-комиксов, в которых художники используют технику по типу «палка, палка, огуречик». В общем, в итоге как-то так получилось, что именно комикс-стрипы и стали моим основным форматом. Сам по себе комикс-стрип — это, по сути, небольшая история, которая умещается в несколько кадров. В ней тоже есть завязка, есть сюжет, есть финал — просто повествование сильно сжато, поэтому задумка должна быть четкой и лаконичной.
В целом, создание комикса происходит по-разному — иногда идеи приходят спонтанно, иногда возникают в разговорах с друзьями, но чаще всего все куда более прозаично — я выбираю тему, придумываю сюжет или шутку и сажусь рисовать. Так как комиксы и иллюстрации — это мой основной источник дохода, мне некогда ждать мифического «вдохновения». И чем опытнее я становлюсь — тем быстрее в голову приходят хорошие идеи. Но когда речь заходит о комиксах, идея — это лишь половина результата, не менее важным является и то, как ты ее изобразишь. Мне кажется, в этом и есть основная прелесть комиксов — литература здесь сочетается с визуальным искусством, и они существуют на равных правах.
Статья в тему: Умеете рисовать — зарабатывайте, делая рисунки на одежде! Реальный опыт жителя Приморского края.
У меня не было какой-то конкретной точки отсчета в том, когда началась моя карьера — я всю жизнь пробовал себя в творчестве, пока это не привело к определенным результатам. Сначала я просто рисовал комиксы как хобби, потом меня заметили, начали обо мне писать и распространять мое творчество, появились заказчики. Все было постепенно. Но если все-таки выбирать с чего именно началась моя нынешняя карьера, то, пожалуй, это день создания моего личного проекта «Мозги трески». Именно после этого события я смог найти себе первую работу иллюстратором.
Конкуренция очень высока
Если говорить об иллюстрациях — это очень даже конкурентный бизнес. Художников сейчас просто невероятное количество и большинство из них намного талантливее меня — да, я могу нарисовать миленькую красивую иллюстрацию, но что-то более детальное и реалистичное, это уже не мой конек.
Но когда речь заходит именно о развлекательном контенте (комиксы и смешные картинки), то тут мне уже есть что предложить. На самом деле, существует не так уж и много авторов, которые умеют и хорошо шутить и самостоятельно эти шутки иллюстрировать. Поэтому чаще всего у меня заказывают именно комиксы — гораздо проще поручить это одному человеку, чем целой команде, тем более если у этого человека имеется большой опыт в данной сфере.
Никакой команды у меня нет, я работаю один и не люблю, когда меня кто-то отвлекает. Обычно я встаю утром, сажусь за компьютер и либо придумываю идеи для комиксов или других проектов, либо рисую. Заканчиваю вечером. Иногда ночью, если много работы. Если у меня есть заказы — я делаю их. Если нет — то ищу заказчиков и в свободное время делаю что-то свое. На самом деле, у меня не бывает такого, что мне нечем заняться. Поэтому, пока я дома, я почти всегда работаю.
Статья в тему: Мой доход от портретов и картин на заказ составляет от 200000 до 350000 рублей в месяц, но я пока не считаю себя успешным человеком.
Постоянных клиентов нет, но часто бывают довольно длительные сотрудничества с различными компаниями или проектами. Например, сейчас я уже больше полугода рисую комиксы для «Подслушано» — это социальный развлекательный проект.
Проект «Мозги трески»
«Мозги трески» — это мой самый известный и успешный личный проект. Проще говоря, «Мозги трески» — это название серии еженедельных юмористических комикс-стрипов. Все началось с того, что я решил потренироваться рисовать комиксы и продолжается вот уже больше двух лет. Когда я создал свои первые зарисовки из этой серии, было решено создать группу, где я их выложу. Тогда я не думал, что из этого выйдет что-то серьезное, поэтому решил быстренько придумать какое-нибудь глупое словосочетание в качестве названия для группы.
Первый комикс был про зомби, поэтому в голове крутилось слово «мозги». Оставалось лишь подобрать к нему созвучное слово, так и появилось словосочетание «мозги трески» (можно особо не удивляться, что мне вспомнилась именно треска, потому что про мой родной город говорят, что, мол, у нас есть только «доска, тоска и треска»). Я наспех нарисовал треску-зомби, которая мечтает только о том, чтобы съесть чьи-нибудь мозги (она и стала маскотом проекта) и создал группу. Уверен, сейчас я подошел бы к выбору название более ответственно, но уж случилось как случилось. Сейчас уже поздно что-то менять, да и не сильно хочется.
Как я продвигаю свои услуги
Я выкладываю свои смешные комиксы в группе в vk, а еще в Инстаграме и на развлекательном сайте Пикабу. Оттуда мои работы (особенно самые удачные) разлетаются по сети, их выкладывают на сайтах и репостят в соцсетях. Люди видят мои комиксы и если им нравится, то они легко меня находят (на каждом комиксе указаны ссылки). Так происходит продвижение.
Канал на Ютубе тоже есть, но пока что некогда им заниматься. Хотя идей полно — думаю, что когда-нибудь доберусь и до формата видео-контента. Еще есть канал в Телеграм, но пока что он не очень популярен. Также я веду свой блог на Яндекс.Дзен, там я пишу как про свои комиксы, так и рассказываю про других авторов. Блог, кстати, тоже приносит доход — за счет рекламы.
Еще можно вкладываться в рекламу, но я пока этим не занимался — нет опыта, да и не возникало сильной необходимости. Но с помощью соцсетей появляется только часть клиентов. Очень часто я пишу кому-нибудь сам. Например, есть какой-нибудь развлекательный сайт, который мне нравится. Я нахожу их электронную почту и пишу письмо в стиле «Здравствуйте, меня зовут Павел, я иллюстратор, умею вот это и это, вот примеры проектов, над которыми я работал, не хотите посотрудничать?». Да, зачастую мне совсем не отвечают, иногда отвечают отказом, но в остальных случаях все складывается и у меня появляется новый заказ.
Профессиональные планы
Я планирую продолжать развивать навык в рисовании, находить новые интересные проекты. Еще было бы здорово издать сборник уже вышедших комиксов и в будущем нарисовать что-то более масштабное — давно об этом мечтаю. В остальном — не люблю загадывать, обычно все самое интересно случается неожиданно.
Я очень много рисую, а также смотрю и читаю что-то на смежную тематику. Практика — это всегда очень важно. Если вы считаете, что вам помогут какие-нибудь профильные курсы — почему бы и нет? Также я слежу за другими авторами, и много общаюсь с ними лично. Обмен опытом иногда тоже очень помогает.
Очень часто мне говорят что-то вроде «как тебе повезло, что ты точно знаешь, чем хочешь заниматься» или «как здорово, что ты нашел любимое дело». Но оба этих утверждения не совсем верны. Чтобы понять, чем я хочу заниматься, я потратил почти всю свою жизнь. Просто я никогда не прекращал попытки, даже если у меня ничего не получалось. К тому же, поиск никогда и не заканчивался — я все еще экспериментирую и пробую себя в разных областях. Ну а насчет «любимого дела» — это только отчасти близко к правде. Да, я очень люблю творчество, но даже у меня не получается делать только то, что я хочу. Поэтому будет правильнее сказать, что я нашел ту работу, которая кажется мне более комфортной, чем все то, чем я занимался раньше.
А вот видео о том, как я рисую:
Советы желающим научиться рисовать
Мой главный совет — это побольше практиковаться. Но, наверное, это применимо к любой работе. Меня часто спрашивают, что нужно сделать, чтобы начать рисовать комиксы. И если честно, я не вижу другого способа, кроме как просто сесть и начать работать. А со временем все необходимые навыки сами придут: истории станут интереснее, а рисунок — лучше.
Когда ты иллюстратор, даже если ты очень любишь рисовать, нужно смириться с тем, что рисовать придется очень много и в какой-то момент это может совсем не приносить удовольствия. Важно давать себе передышки. Плюс, чтобы не заскучать, я часто включаю музыку или какие-нибудь сериалы фоном — так работа идет веселее. Еще, конечно, важный момент — это авторский стиль. Со временем, он вырабатывается у всех иллюстраторов, но, я все-таки советую определиться с ним побыстрее, потому что именно благодаря этому ваши работы будут узнаваемы и заметны среди многих других.
Я думаю, что специальное образование — это полезная вещь, у меня его не было, поэтому пришлось все постигать самому. Думаю, что с образованием было бы проще. Помимо навыка в рисовании, для иллюстратора главное — это образное мышление и усидчивость. Для создателя комиксов — хорошее воображение и умение выстраивать ассоциативный ряд. Все это можно развить путем практики. Ну а если вы боитесь сразу же окунаться в этот омут — попробуйте для начала сделать рисование своим хобби. Кто знает к чему это приведет?
P.S. «Мозги трески» в соцсетях: VK , Instagram. Блог о комиксах в Яндекс.Дзен.
Буду рад всем новым читателям! А если вы хотите заказать у меня иллюстрации, портреты, комиксы или что-либо еще, то можете смело писать мне в личные сообщения в vk или на почтовый ящик [email protected], я обязательно отвечу.
Опубликовано 7 мая, 2019 Обновлено 15 мая, 2019 Пользователем admin
Хорошо, когда есть интересные проекты, за которые ты получаешь деньги. Проекты, которые можно бесконечно развивать. Приятно, когда надо тобой не стоит началтник-самодур и не властвует твоим личным временем!