Необходимость в поиске дополнительных источников дохода возникает у людей по разным причинам: кто-то находится в отпуске по уходу за маленькими детьми, кто-то хочет больше времени проводить с близкими, кого-то вынуждают обстоятельства, а кто-то просто хочет уйти с обычной работы. И тогда начинают рассматривать возможность зарабатывать через интернет.
Самые популярные профессии в интернете — копирайтер и вебрайтер. И это неудивительно, ведь продающие, рекламные и информационные тексты нужны всем: сайтам, СМИ, бизнесу и предпринимателям — для наполнения контентом различных ресурсов. Это профессия, освоив которую, можно рассчитывать на приличные деньги. И даже вовсе отказаться от прежней работы, пополнив ряды фрилансеров. Работа копирайтера не требует финансовых вложений — это, конечно, несомненный плюс. Но так ли она проста? В этом сегодня разбираемся с опытным специалистом. Виталий Манн расскажет читателям журнала Reconomica о том, как пришел в профессию, поделится хитростями и тонкостями работы, которые помогут быстрее стартовать и начать зарабатывать достойные деньги, а также почему новичкам категорически не стоит идти на биржу,
Содержание материала
Начало пути
Здравствуйте! Меня зовут Виталий Манн. С 2012 года в копирайтинге и вебрайтинге. В эту профессию я пришел через путь проб и ошибок, который начался с переломного момента — после моего ухода с завода, где производили и устанавливали пластиковые окна.
Вообще, мой заработок в интернете начался с платного просмотра рекламы, кликов по баннерам, вступлений в группы соцсетей. Многие меня поймут, и даже может прослезятся, вспомнив 20 открытых вкладок в одном браузере и счетчик, отсчитывающий открытие следующего сайта, который принесет новые 0,001 центов…
К счастью, я быстро понял, что на кликах много не заработаешь, и начал искать. Искать другие источники дохода в Сети. Это было дело принципа, ведь на обычную работу идти я уже не хотел (понял, что в интернете деньги есть, нужно только найти их).
Статья в тему: Как заработать в интернете, если ничего не умеешь? Профессия копирайтер придумана для тебя!
Решено: регистрируюсь!
Изучая сотни сайтов о заработке в Сети, я все больше склонялся к написанию текстов. И, наконец, решился зарегистрироваться на одной из бирж контента.
Тут я сразу оговорюсь, что абсолютно все биржи «копирайтинга» — полный шлак для автора, где вам никто и никогда не даст нормально развиваться.
Бешеный демпинг, огромная конкуренция, копеечные заказы — все это быстро выведет вашу нервную систему из строя, и вы отправитесь в ближайшую фриланс-группу с нытьем по типу «Почему копирайтерам так мало платят? Где искать нормальных заказчиков?» и т. д.
Все дело в том, что ошибочно вебрайтинг (или фрирайтинг) называют копирайтингом или еще лучше «копирайтом». Расставим все точки:
- Вебрайтинг или фрирайтинг — написание информационных текстов для веб-проектов;
- Копирайтинг — создание продающих материалов;
- Копирайт — вообще значок авторского права — (с).
Помню свои первые 3 доллара за статью, которую заказчик на бирже принял, и даже похвалил… И помню, как я писал этот материал почти три дня… Но, с тех пор я осознал, что двигаться в райтинге все же есть куда. Нужно было лишь найти верное направление. И это мне удалось.
Статья в тему: Я научилась зарабатывать удаленно и провожу в путешествиях по 6 месяцев в году. Как? Пишу тексты!
Уход с биржи, первые курсы копирайтинга
Так, с бирж я, к счастью, быстро ушел, отправившись в «вольное плаванье». А все благодаря Артуру Будовскому, и его бесплатным курсам для новичков-копирайтеров. Причем, не только бесплатным, но и крайне информативным, полезным, самодостаточным.
Хотите, считайте это рекламой, но именно Артур Будовский помог мне стать тем, кто я сейчас. Вначале мне было достаточно его бесплатных продуктов, позже я начал приобретать платные продукты, которые невероятно быстро помогли мне вырасти.
Первые личные веб-проекты
Итак, мотивационный толчок и курс направления были найдены. Пришло время создания своего небольшого бренда. Тогда был создан первый сайт-визитка на конструкторе, а чуть позже запущены первый форум и блог для авторов, где по задумке, все могли бы делиться ценным опытом.
«Не очень хорошие перемены»
В силу жизненных обстоятельств в 2014 году ситуация резко изменилась, и все мои проекты были, к сожалению, заброшены. Конечно, было несколько попыток «возродить» ресурсы для вебрайтеров, но те же «обстоятельства» мешали планам.
С 2015 по 2016-й годы я перебивался единичными заказами из социальной сети ВКонтакте + трудом на офлайн-работе. Все пришлось начинать с нуля…
На пути к стабильности…
С 2017 года я полностью ушел в социальную сеть ВКонтакте, и до сих пор работаю с 90% клиентов через нее. Стабильность есть, как в плане потока заказчиков, так и в финансовом плане. Набран небольшой штат авторов.
Также, запущен сайт-визитка + блог клиентов «Студия контента Виталия Манна», развивается группа ВКонтакте.
Статья в тему: Как зарабатывать дома до 18000 в месяц за 2-3 часа в день? Писать тексты на заказ! Реальная история недавнего студента.
Процесс создание материала
Если по полочкам рассмотреть процесс работы копирайтера в нашей студии, то выглядит все примерно так:
- Заказчик обращается с задачей. Например, нужно заполнить 50 карточек товаров (женские духи);
- Заполняется бриф или задаются уточняющие вопросы насчет товара, компании, целевой аудитории и т. д.
- Под задачу «подбирается» автор, который лучше всего разбирается в теме.
Начинается создание продающих описаний:
- Определяется УТП (уникальное торговое предложение) компании, которое можно спроецировать на товар;
- Определяется ЦА (целевая аудитория) продукта;
- Выявляются все отличительные черты товара, которые можно использовать в тексте;
- Расписываются преимущества продукта, которые не высосаны из пальца («низка цена», «уникальное предложение» — все это уже давно не работает);
- Создается «скелет», наброски рабочего текста;
- На основании полученных данных пишется текст;
- Проводится корректура, правки;
- Работа сдается на проверку.
Статья в тему: Я сделал своим главным инструментом клавиатуру! Рассказ о том, как бывший врач стал копирайтером.
Это все примерно, конечно.
Если говорить конкретно о вебрайтинге, то информационные тексты пишутся по следующей схеме (на примере статьи о том, как своими руками организовать капельный полив):
- Собираются все возможные способы организации капельного полива;
- Информация проверяется на достоверность (особенно, какие-то размеры, пропорции, расчеты);
- Если нужно — подключаются форумы «огородников» и «мастеров на все руки», где что-то уточняется;
- Придумывается план будущего текста;
- Прописываются краткие содержания каждого пункта плана;
- Пишется черновик;
- Черновик проверяется, дополняется, корректируется;
- Работа сдается заказчику.
Бонусом мы предлагаем многим клиентам картинки к статьям, публикацию, подбор ключевых слов. Это бесплатно.
В среднем, на продающий материал (скажем, полноценный лендинг) уходит 4-5 дней. На информационный текст — 1-2 дня, в зависимости от сложности задачи.
Конечно, есть и статьи, которые пишутся за пару-тройку часов, без потери в качестве. Ведь каждый автор в штате работает в своем «поле тем». Например, написать статью на 10 000 знаков про «Отдых в Таиланде» многие авторы могут и за 4 часа.
Статья в тему: Одна статья — 15000 рублей. Я просто пишу тексты и зарабатываю себе на жизнь в Таиланде — вы тоже так можете!
Любимые тематики и проекты
Сам я люблю писать про компьютеры, заработок в интернете, азартные игры, психологию. Интересно порой читать «вопли» некоторых «профессионалов»: мол «без филологического образования» вы не напишете хороший текст. Проблема тут вот в чем.
Задача копирайтинга — повышение продаж, привлечение внимания к продукту/услуге. Не важно, как хорошо и грамотно будет написал материал. Если он не решает задачу, его можно выбросить в топку. И филология тут вообще не решает.
Конечно, нужно писать грамотно. Но, в копирайтинге в первую очередь нужно уметь продавать. Причем, продавать словом. Тут больше маркетинговой составляющей. А не филологической. Компаниям не нужны «просто красивые» тексты, которые так, «лишь бы были».
Если говорить об информационных статьях, то ваше образование тут тоже не играет большой роли. Но, если вы «не в теме», то важно уметь проверять информацию. Подключать экспертов, отсеивать воду и т. д.
Простой пример: «Тонус матки на ранних сроках провоцирует выкидыш». В наших больницах как — если тонус, то сразу на «сохранение», под капельницы с витаминками и т. д. Но, тонус не лечат в Европе, и не считают чем-то из ряда вон выходящим.
Женские форумы заполнены «мнениями опытных» по типы: «Девочки, если у вас тонус матки, то обязательно ложитесь под капельницы и обязательно принимайте прогестерон. Иначе выкидыш». А в реальности нет ни одно подтвержденного факта выкидыша от тонуса. Занавес…
Не могу назвать какого-то «любимого» и самого запомнившегося проекта. Для меня они все одинаково важные, одинаково ценные. В каждый из них были вложены силы, время, иногда даже нервы.
Какая работа не делается, и не будет делаться никогда
Из всех тематик лично мне не нравятся сложные юридические. Но, и про адвокатуру, юриспруденцию, законодательство тоже пишу. Никогда не возьмусь за работу, если:
- Заказчику нужно проверить текст по 100500 сервисов;
- Нужна четко «классическая тошнота» 5,1% с «заспламленностью по слову» в 3,4%;
- Человек отказывается отвечать на дополнительные вопросы по своему проекту;
- Предлагается выполнить «тестовое» на 5 000 знаков без оплаты.
Разберу каждый пункт подробнее.
Статья в тему: Как я научился зарабатывать в семье копирайтеров. Реальная история из жизни Ивана Пацкевича.
100500 сервисов проверки
Мы сами пишем тексты. Это не рерайт и не копипаст (тьфу-тьфу-тьфу). Плюс вся информация тщательно проверяется, а текст перед сдачей выверяется, корректируется, и уже потом сдается клиенту.
Для чего проверять его на уникальность сразу по Адвего, Текст.ру, Контент Вотчу и т. д.? Достаточно одной проверки на одном сервисе. И то, это лишь формальность — подтверждение добросовестности автора.
«Тошноты, заспамы» и прочая лабуда
Поисковые системы постоянно совершенствуют и меняют свои алгоритмы. И на поисковую выдачу не влияют никакие идиотские показателя типа «классической тошноты» или «заспамелнности» — это давно факт.
Было проведено множество экспериментов с сайтами-клонами. На одном из них был низкий по всем показателям текст, на втором откровенный копипаст, на третьем — на 300% авторский текст. Удивительно, но в некоторых случаях копипаст попадал в ТОПы.
Нет ответов на наводящие вопросы
Как можно писать о товаре, если ничего о нем знаешь. А кто может знать о товаре больше всего? Конечно, продавец. Поэтому, без заполненного брифа и прямых ответов на вопросы, которые нужно для продажника, никакой работы не будет. Вслепую невозможно проработать УТП.
Были ситуации, когда мы даже заказывали товар, чтобы оценить его, рассмотреть, попробовать в действии. Но такая практика, мягко говоря, неэффективная, и только убивает ценные: время, деньги и нервы.
Тестовое «за спасибо»
Обычно, такие «проверки» устраивают перекупщики и халявщики. Поэтому, советую всем — никогда не делайте бесплатное тестовое, если у вас есть порфтолио или вы чувствуете, что вас хотят «кинуть».
Как происходит поиск заказов
Сейчас мы работаем с несколькими постоянными клиентами. На постоянной основе. И они пришли по рекомендации. То есть, 80% сегодняшних и будущих заказов — это хорошо проделанная работа в прошлом.
Остальные 20% клиентов берем из фриланс-групп ВКонтакте. Поверьте, там есть масса достойных проектов с нормальной оплатой (не 100 рублей за 1000 знаков). Главное — уметь продавать себя, и ценить свою работу.
Что нужно, чтобы стать хорошим копирайтером
Верить в себя, постоянно совершенствоваться, и главное — любить свои тексты, свою работу, уважать своих клиентов. Наша профессия всегда будет востребованной, чтобы там не говорили о «искусственном интеллекте, который заменит авторов» и т. п.
Но, тут важно понять, что сразу на большой доход выйти сложно. Да, можно пройти какой-то курс от «гуру», и применив все его фишки, сразу выйти на уровень в 50-60 тыс. руб. в месяц. Но это получается у единиц.
Чтобы прилично зарабатывать (от 100 000 в месяц), нужно трудиться, масштабировать свой бизнес, сотрудничать с правильными людьми, и главное — уметь себя продавать. Если вы не умеете продать свои услуги, то как чужие получится?
Я считаю, что человек, который хочет стать успешным копирайтером, должен обладать такими качествами и «начальными умениями», как:
- Терпеливость и усидчивость;
- Умение все доводить до логичного конца;
- Желание выходить из зоны комфорта при необходимости;
- Ответственность за свою работу.
Ну и, разумеется, грамотность, «чувство слова», понимание принципов маркетинга, анализа информации. Важно уметь «видеть шлак» и автоматически отбрасывать его.
Статья в тему: В день я зарабатываю обычно около 1000 рублей. Мог бы и больше, но работаю только по 5 часов, потому что ленюсь.
С чего начать новичку
Я не советую начинать с бирж. Я их ярый противник и ненавистник. Лучше пробуйте найти заказчика напрямую. Возьмете один недорогой заказ, поймете, что такое ключевые слова, анкоры и т. п. А там глядишь — и сами не заметите того, как не будете нуждаться в постоянных клиентах.
Я всегда готов помочь новичкам, и могу научить основам веб-райтинга. Стоить это будет совсем недорого, плюс все вложения отобьются крайне быстро — за 10 заказов максимум, если все правильно делать.
Также готов помочь всем вебмастерам, которые ценят свои проекты, и хотят видеть на них хорошие добротные материалы, а не голимый «рерайт из трех источников» с недостоверной информацией, которым заполненные многие сайты.
Пишите мне на страничку ВКонтакте, всегда буду рад помочь! Успешных вам начинаний с самыми светлыми мыслями!
Опубликовано 6 мая, 2019 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем Елена Карот
Очень подробно изложенная информация. В далёком 2013 сама прошла через эти стадии кликов и лайков за копейки. Пару раз даже кидали с оплатой. К биржам отношусь с недоверием.