Импортозамещение — хорошо или плохо?

Уже несколько лет россияне живут в условиях импортозамещения. Сначала это слово применяли по отношению к продуктам питания, постепенно слово стало поводом для шуток, его используют даже для описания российских фильмов. Так или иначе, ответные санкции России открыли для россиян массу новых знаний. Теперь молоко может продаваться объёмом 0,970, а яйца продаваться по 9 штук.

Журнал Reconomica изучает вопрос и ищет хоть какие-то плюсы, которые может принести импортозамещение.

Что такое импортозамещение

Импортозамещение подразумевает отказ (частичный или полный) от импорта товаров из других стран и их создание на своей территории.

Импортозамещение может начаться по разным причинам: от политических до природных.

  1. Если страна А активно покупает зерно у страны Б, после чего отношения между странами ухудшаются, то есть смысл перестать закупать зерно и выращивать его у себя. Таким образом страна А перестанет финансово поддерживать страну Б, что может обернуться для неё проблемами.
  2. Бывают и более простые ситуации — из-за засухи зерно может вырасти в очень маленьких объёмах. Станет очевидно, что поставки сокращаются, так что недостаток придётся компенсировать за счёт собственной сельскохозяйственной индустрии.

Так или иначе, импортозамещение провоцирует рост собственной промышленности в той или иной сфере.

Плюсы импортозамещения

Если государство берётся за вопрос с полной ответственностью, то импортозамещение в теории может дать:

  • новые предприятия;
  • новые рабочие места;
  • новую статью экспорта в будущем;
  • независимость от других стран;
  • развитие технологий.

Плюсы очевидны, но стоит понимать, что они не всегда воплощаются в жизнь. Более того, на каждый плюс найдётся и проблема.

Импортозамещение — хорошо или плохо?

В импортозамещении есть как плюсы, так и минусы.

Основные проблемы

Несмотря на большое количество плюсов, потенциальные проблемы могут оказать очень большое негативное влияние на местную экономику. Среди них следующие:

  • снижение конкуренции на рынке;
  • снижение качества товаров;
  • большие затраты на создание нового сектора экономики;
  • рост цен на товары;
  • увеличивает влияние государства.

Работает это следующим образом: в страну ввозили мясо среднего качества, в то же время местные производители производили примерно такое же мясо. Для борьбы с конкурентом производители могли работать как угодно: снижать цены, улучшать качество, вкладывать деньги в маркетинг — то есть использовать все методы рыночной борьбы. В случае, если конкуренция пропадает, то можно повышать цены и снижать качество — всё равно никто не помешает, а люди продолжат покупать мясо.

Также читайте: Федеральный бюджет — откуда в нём деньги и куда их тратят?

Внутренняя конкуренция 

А здесь начинаются проблемы государственного вмешательства.

Маленькие фермы будут между собой конкурировать — это никуда не денется. А что будет, если на этот рынок придёт крупный холдинг, который регулярно получает дотации от государства? Он просто снесёт всех маленьких производителей, который по очевидным причинам не смогут конкурировать с большим холдингом.

Прибыль малого бизнеса начнёт снижаться, придётся на чём-то экономить — повышать цены в таких условиях не получится, будет дороже, чем у крупного производителя.

Влияют ли импортные товары на местное производство?

Во-первых, дело в объёмах, которые обеспечивает импорт. Государство эти объёмы регулирует на многих рынках.

Во-вторых, доверие к местному производителю. Многие фермеры продают свою продукцию на всевозможных ярмарках и рынках. Также нельзя забывать об акцизах, которые повышают стоимость зарубежного товара.

Импортозамещение — хорошо или плохо?

Импортозамещение провоцирует рост собственной промышленности в той или иной сфере.

Кто страдает от этого больше всех?

Само собой, плохо становится не только фермерам, но и покупателям. У него становится меньше выбора, так что его можно «закидывать» чем попало. Начинаются танцы с бубном, о которых прекрасно знают россияне после начала импортозамещения в России.

Под видом масла стали продавать «маспо», в оборот вошло понятие «девяток яиц». Теперь большая бутылка молока не всегда имеет объём в 1 литр — стоит присмотреться на этикетку и узнаешь, что в бутылке 0,930 литра. То же самое и с другими товарами.

Общее качество продуктов начинает редко снижаться.

Читайте: Что нам грозит, если в России погибнет малый бизнес.

Импортозамещение — хорошо или плохо?

Девяток яиц.

Стоит ли закупать товары за границей?

Импортозамещение — естественная штука для тотального, тоталитарного государства, которое контролирует все сферы жизни и экономики. Если же речь идёт о рыночной экономике, то импортозамещение в неё просто не укладывается, его быть не должно. Это рушит структуру рынка и приводит к негативным последствиям для граждан.

Закупать товары у других стран — совершенно естественная часть современной экономики. Вся Европа понимает, что в Италии лучшая сельскохозяйственная продукция — пусть она поступает и в другие страны, что в этом плохого.

Если покупатель готов за неё платить, то она попадёт в страну. Однако это возможно только в рыночной экономике, где государство занимается другими вещами.

Читайте также: Потеряли работу? 3 профессии, которые будут актуальны и в кризис, и после.

Опубликовано 2 мая, 2020 Обновлено 2 мая, 2020 Пользователем Светлана Кулай

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Импортозамещение — хорошо или плохо?

  1. Stefan Demetz says

    Я разработал теорию под названием «Суверенная экономическая модель», которая включает в себя государственный капитализм, импортозамещение, снятие налогов и многие связанные с этим темы экономического суверенитета. Что касается этой статьи, то снятие налогов с производственной деятельности и ограничение доли рынка решило бы проблему. Де-налогообложение означает, что каждый производственный бизнес будет иметь сумму дохода с налогом 0% в зависимости от уровня инноваций и набора параметров, и малый бизнес будет хорошо использовать ее. Ограничение доли рынка на сегменте не позволит компании стать большой, чтобы иметь возможность убить конкуренцию. В еде он может достигать 3/5%. Так много компаний могут конкурировать, и новые могут выйти на рынок. Я веду блог на эти темы по адресу sovecomo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *