Иллюзия — древнейшее искусство, с помощью которого зрителей вводят в заблуждение. Но это приятный обман. Ведь профессионал, используя ловкость рук, трюки, а также специальный реквизит, создает всего лишь иллюзию нарушения привычных свойств всем известных предметов. Выступление иллюзиониста заинтересовывает, увлекает зрителей.
Сегодня в гостях у журнала Reconomica иллюзионист Вадим Гордеев. С читателями фокусник поделится своей историей, расскажет, как начинал свой творческий путь 10 лет назад, а также даст советы и рекомендации, которые помогут начинающим фокусникам.
Содержание материала
Я — иллюзионист
Меня зовут Вадим Гордеев, я — фокусник. С детства у меня был миллион увлечений, я успел перепробовать игру на гитаре, авиамоделирование, плавание, метание ножей, создание мультфильмов и еще многое другое. Больше всего мне нравились всякие механизмы, я любил разбирать все, что только было можно, и конструировать самодвижущиеся игрушки, машины на воздушной подушке, самолеты на резиновом моторе. Поэтому я и пошел учиться на инженера. Правда не проработал по специальности ни дня.

Фото в новом образе.
В настоящий момент я — иллюзионист. Занимаюсь этим искусством уже около 10 лет. Я делаю то, что мне нравится и за это еще и платят. Есть определенная стабильность в этом деле и несколько вариантов дальнейшего развития.
Путь в профессию
Я попал в эту сферу когда еще учился в университете. Мой друг тогда работал крупье, казино еще были открыты, и он там научился нескольким фокусам, которые чуть позже я, конечно, увидел. Меня так это заинтересовало и увлекло, что я разузнал секрет этих фокусов, хотя это было очень непросто, и начал пробовать, демонстрировать подобные трюки самостоятельно. Показывал всем родным, друзьям, одногруппникам, просто незнакомым людям. Меня поразило в фокусах то, как они устроены. Это просто фантастика наблюдать, как человек может не видеть «слона» прямо перед собой или наоборот видеть то, чего не было!
Учился я самостоятельно, изучал новый фокус, показывал его людям, старался понимать, что хорошо, что плохо. Я и теперь продолжаю обучаться, сейчас в основном на форумах фокусников, они проходят несколько раз в год.
Статья в тему: Когда работа — праздник. Реальная история из жизни организатора мероприятий из Вологды.
Позвали поудивлять на свадьбу
Я просто показывал фокусы для своего удовольствия, это было мое увлечение, и как-то раз меня позвали поудивлять на свадьбу, где я заработал первую 1000 рублей, чему был очень рад. От момента первого фокуса до первого заработка прошло года 2-2.5.
После первого выступления на свадьбе было несколько корпоративных выступлений, все выступления пришли через сарафанное радио и коллег. Поиском клиентов я особо не занимался, так как не планировал делать это своей профессией. И только когда у меня уже были кое-какие заказы, я начал обзванивать организаторов, делать группу в ВКонтакте, выступать за рекламу.

Выступление на корпоративном празднике.
Сейчас у меня есть небольшая команда, это моя ассистентка, которая также и моя жена, еще человек, который занимается рекламой и 4 голубя.
Я, конечно, в поиске еще людей, например, ищу специалиста по соцсетям. Работал как-то со мной специалист по инстаграму, но того результата, которого хотел — не получил. И еще ищу мастера-самоделкина, который сможет воплощать мои идеи в жизнь.
Сценарии выступлений я придумываю сам, иногда мне помогает жена.
Мои клиенты
Клиентов можно разделить на две группы:
- Организаторы праздников и прочие ивенторы.
- Прямые заказчики: молодожены, мамы.

Выступление на выставке.
Мне комфортнее работать с хорошими людьми. Из мероприятий мне больше по душе праздники с взрослой аудиторией. Последнее время часто попадаются свадьбы в красивых местах с небольшим количеством гостей, человек 20-30, получается очень уютный праздник с такой интимной атмосферой, и мне нравится быть частью таких событий.
Выступать приходится в самых разных местах, в основном это рестораны и банкетные залы, но приходилось показывать фокусы и во дворцах, и в автобусах, и на теплоходах, и в недостроенных домах.
Статья в тему: Из хобби в бизнес, или как заработать начинающему ведущему мероприятий. Личный опыт жительницы Воронежа (с фото).
В основном клиенты идут через сарафанное радио. У меня также есть реклама через сайт и Яндекс Директ, социальные сети. Иногда выступаю на тематических выставках, посвященным свадьбам или ивент-индустрии.
Из своих номеров больше всего я, пожалуй, горжусь своим конкурсным номером! Этот номер полностью мое творение, я его придумал, реализовал, выступал с ним на конкурсах в России и в Европе, и брал призы!

Выступление на шоу «Битва фокусников».
Главное занятие
На мероприятие я обычно приезжаю заранее от 30 минут до 2-2.5 часа до выхода, в зависимости от программы, которой нужно удивить гостей. На месте нужно собрать реквизит, переодеться, загримироваться, пообщаться со звукорежиссером по фонограмме и подключить микрофон, посмотреть площадку, подготовить свет, пообщаться с ведущим, сделать уточнения по выходу.
Сезонный бизнес
Конечно, в фокусном деле есть сезонность, потому что свадьбы в основном летом, а корпоративы в декабре. В межсезонье фокусники, в основном, готовятся к сезону. Потому что постоянно нужно удивлять чем-то новеньким, а подготовить новый номер — это дело не одного месяца.
Проблему низких сезонов можно решить, например, занимаясь детскими праздниками, там сезонность намного меньше. Можно также заниматься другими направлениями, например, делать шоу по билетам, или придумывать и изготавливать реквизит.

Выступление на детском празднике.
Основные расходы
Основные расходы идут на реквизит и рекламу, но помимо этого есть и расходы на обучение, на костюм, какие-то мелкие расходники.
Для сценических выступлений нужен хороший микрофон, причем головная гарнитура, чтобы освободить руки, а далее все зависит от фантазии и возможностей фокусника, кто-то работает с небольшим количеством реквизита на несколько десятков тысяч рублей, а кто-то делает представления на большие залы и там уже реквизита может быть на несколько миллионов.
У меня есть мастерская, большая часть реквизита хранится там, а часть с которой я чаще всего работаю хранится дома.

Сольное шоу.
Статья в тему: Танцы с огнём, или как сделать так, чтобы праздник точно запомнился. Правда от организатора шоу-программ.
Оригинальные и интересные номера
Конкуренция, конечно, есть, но с другой стороны, если посчитать, то на пятимиллионный город приходится порядка 70-80 фокусников, что совсем немного. Основная сложность в том, что люди в России не знают, что можно на взрослый серьезный праздник или конференцию позвать фокусника и это будет здорово, поэтому все фокусники общими усилиями стараются придать этому искусству престижный статус, уйти от шаблонов, что фокусник это только для детей.
Ну а также, чтобы обойти конкуренцию, нужно делать что-то оригинальное и интересное. Я люблю придумывать новые трюки, или обыгрывать известные фокусы под свой образ. Также, я практически весь свой реквизит изготавливаю самостоятельно, и расписывается он вручную. Мне нравится продумывать дизайн, чтобы помимо эмоций удивления была красивая картинка, незаезженная музыка, чтобы была атмосфера и шоу.
На будущее у меня большие планы.
- Выиграть чемпионат мира и ездить по миру с гала-шоу, это долгосрочные планы.
- А на ближайшее будущее — в разработке несколько больших иллюзий для взрослых программ и один очень классный номер для детской.
- В общем, хочется выходить на рынок более масштабных мероприятий.
- Также в планах есть регулярная организация сольных шоу.
Стилизация под 19-й век
Раньше я работал фокусником как все. Классический костюм, современный реквизит и подача. Однажды я увидел выступление итальянского фокусника, у которого номер был стилизован под стимпанк. Мне очень понравился этот акт и я захотел сделать что-то подобное, начал мастерить реквизит и думать над костюмом, а жена у меня гример, так что мне поручено было еще и отращивать бороду.
Результатом всех этих действий стал такой вот образ иллюзиониста 19 века, который очень лег на мою внешность и темперамент, а любовь к механизмам и рукоделию, добавила эту образность в мой реквизит. Мне очень нравится как выглядят мои номера и то поле для творчества, которое дает такая стилизация в общем. Есть в таким «историзме» 19 века свой шарм.

На профессиональной фотосессии.
Цена вопроса
В месяц у меня выходит от 5-6 мероприятий до 20-30, зависит от месяца. По стоимости мои выступления от 10 тыс. р. за небольшой детский праздник и до 50 тыс. р. за несколько выходов с большими иллюзионами.
Зарабатывать на этом бизнесе, я думаю можно до нескольких сот тысяч в месяц, выше тоже можно, но это скорее исключение, и нужно прям очень хорошо и много работать чтобы попасть в это исключение.
Какие могут быть сложности у новичков
Основные сложности на начальных этапах — это поиск клиентов. Все молодые фокусники в России в основном самоучки и учатся они показывать фокусы с небольшими предметами, такие как карты, монеты и т. п. Такие небольшие фокусы объединены в целый жанр, который называется микромагия. Так вот «микромагов» довольно много, поэтому сюда пробиться сложно. А чтобы делать номера на большую аудиторию, должен быть хороший опыт и немалые первоначальные вложения.
Еще большая трудность для фокусников это «представление о фокуснике в народе». Скажи человеку «фокусник», и он представит себе странного дядьку, который достает из шляпы зайца, сквозь дырку в столе, потом вытягивает из рукава связки цветных платков. Более того, люди думают, что фокусник это только для детей. Такое сейчас представление о жанре, поэтому на взрослых праздниках фокусники пока не такие частые гости, как могут быть.
Хочу стать фокусником — что делать?
Одним из главных качеств для фокусника и для любого артиста, я думаю, является харизма и умение общаться. Один фокусник покажет простейший трюк, но сделает это так, что зрители будут смотреть не отрываясь, и организаторы его будут звать к себе на праздник снова и снова.
Другой фокусник покажет сложнейшую манипуляцию, которую он тренировал лет 5, но сделает это скучно и безэмоционально, что зрители посмотрят на это дело и дальше уткнутся в свой салат. Безусловно, кто-то наделен харизмой от природы, кому-то нужно изучать сценическое движение и технику речи и много практиковаться. Но в современных условиях это необходимо, представление нужно делать качественным.
Советы напоследок:
- Новичкам можно посоветовать вначале составить себе хорошую программу. Это можно сделать самому, просто взяв несколько номеров, которые нравятся лично и потом убирать те номера которые «не заходят», от раза к разу добавлять вместо них другие номера.
- Очень хорошо, если молодой фокусник придумает себе классный образ, яркий, красивый, который круто будет выглядеть на фото.
- Нужно пообщаться с режиссером, поработать с речью и сцендвижением.
- Оформить свои странички в соцсетях, сделать группу в ВК, на фейсбук, сайт.
- И, конечно, тратиться на рекламу. Для новичков целевая аудитория — это прямые заказчики, те кто не тратятся на организаторов и ищут подешевле, то есть просто в интернете.

Сольное шоу.
P.S. Ссылки на мои контакты в соцсетях: моя страница ВКонтакте, группа ВКонтакте, Инстаграм. Подписывайтесь, читайте новости, приглашайте на мероприятия. Также заходите на сайт. Всем успехов!
Опубликовано 2 мая, 2019 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем Елена Карот
Нет ничего более постоянного, чем временное! Так и здесь, хотел заняться на время, а посвятил жизнь. Мне больше нравятся иллюзионисты а не фокусники. Согласна, суть не меняется, но звучит как-то по-взрослому.