Стать журналистом можно и без высшего образования, главное в этом деле — писать! История копирайтера

Получение высшего образования сегодня считается престижным и обязательным для каждого уважающего себя человека. Но на практике мы сталкиваемся с типичной проблемой — без опыта работы один диплом в трудоустройстве не поможет. Да и наличие высшего образования не всегда свидетельствует о профессионализме специалиста. Сотни прочитанных книг не помогут разобраться в рабочем вопросе, пока ты сам не научишься его решать.

Сегодня в редакцию журнала Reconomica мы пригласили эксперта по написанию статей для СМИ. Дмитрию удалось добиться сотрудничества с крупными информационными изданиями Владивостока, несмотря на отсутствие профильного высшего образования. А помогли ему в этом навыки копирайтинга и завидное упорство. В ходе интервью Дмитрий рассказал, как нашел данную работу, объяснил, как придумывать темы для новых статей, а также дал дельные советы для будущих журналистов.

Как я стал внештатным журналистом

Меня зовут Дмитрий, мне 23 года. У меня нет высшего образования, однако уже полгода я работаю журналистом сразу в двух крупных изданиях Владивостока. Я хотел бы рассказать о журналистике со стороны человека, который никогда её не изучал.

Впервые о профессии журналиста я задумался около года назад. В тот момент я занимался копирайтингом, так что имел представление о том, как должен выглядеть более-менее нормальный текст.

Тем не менее, просмотр вакансий на сайтах меня разочаровал. Дело в том, что большинство изданий, которым нужен журналист, ищут людей с высшим профильным образованием. У меня не было ни профильного, ни высшего. Я отправил своё резюме на несколько вакансий, но, как вы уже поняли, меня никто не позвал даже на собеседование.

Навыки копирайтинга помогли мне стать журналистом.

Свою следующую попытку попасть на работу я совершил через полгода. Я посмотрел вакансии и понял, что ситуация не изменилась, тогда я зашёл с другой стороны.

Статья об экологии — мой билет в мир СМИ

Я стал активнее следить за местными новостями (а это то ещё болото). Как это часто бывает, популярными были новости о местной экологии. Тогда я просто связался с преподавателем одного из университетов Владивостока, представился работником прессы (назвал самое популярное местное СМИ) и попросил её дать комментарии. Она согласилась, на основе этого я написал заметку.

У меня на руках был материал, так что я стал отправлять его всем местным СМИ на электронную почту. Если точнее, то я писал главным редакторам (их контакты можно найти на сайте издания). Письмо выглядело так: имя, возраст, опыт написания статей (приукрашенный), вот вам моя статья, хочу работать у вас вне штата.

Из 9 адресатов мне ответили 4. Один ответ сообщал о том, что внештатные авторы изданию не нужны, зато остальные ответы меня порадовали – сразу 3 редактора предложили работать на них вне штата. Я запросил условия сотрудничества и, получив их, стал выбирать самый выгодный вариант.

Предложенные варианты сотрудничества

Как и все копирайтеры, я измеряю размер текста количеством знаков. Удивительно, но в двух случаях из трёх мне рассказали о системе оплаты «за строку». При пересчёте на количество знаков получалась хорошая сумма. Вот что мне предлагали СМИ:

1) 90 рублей за 1 000 знаков (новостная заметка) и 140 рублей (интервью);

2) 300 рублей за 1 000 знаков и 360 рублей за 1 000 знаков (в зависимости от качества статьи, которое определяется редактором);

3) 200 рублей за 1 000 знаков в любом случае.

Само собой, меня больше всех заинтересовал второй вариант. Однако и от третьего я не стал сразу же отказываться, о чём и не пожалел (хоть и пишу туда не чаще 1 статьи в месяц).

Где брать темы для статей

Мне сразу дали понять, что выбор темы для статьи – моя задача. Никто не будет заморачиваться ради внештатного автора. В редких случаях мне могут прислать тему (это случается в момент, когда весь штат перегружен).

Один редактор может мне предложить тему, если видит, что я “онлайн” в два-три часа ночи. То есть ему нужно иметь готовый материал уже к утру, а заставить своих работников не спать он не может. Иногда я берусь за такие материалы, но чаще всего я ищу тему сам.

Поиск темы для статьи – очень серьёзный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ, кроме «везде».

Читайте: Где брать заказы начинающему копирайтеру, и сколько можно заработать на написании текстов на заказ.

Социальные сети мне в помощь

В первую очередь, я рассматриваю паблики в «ВК». Их особенность – большинство новостей предлагают пользователи. В случае, если меня что-то заинтересовало, я могу напрямую написать человеку, предложившему новость.

Как ни странно, люди готовы идти на контакт. Ты говоришь, что упомянешь их имя и фамилию в статье, и им уже интересно тебе помогать.

Простое общение с разными людьми

Второй способ поиска темы – общение с большим количеством людей. Что-то я слышу на основной работе, что-то может рассказать таксист.

Если вы пишете о местном спорте, то нужно всего лишь прийти на матч и сесть на трибуну возле пожилых болельщиков. Поверьте, вы узнаете больше информации о внутренних делах спортивного клуба, чем от любого СМИ. После получения информации её обязательно нужно подтвердить, так как процентов 50 информации – лживые слухи.

Общение с интересными знающими людьми всегда поможет написать новую актуальную статью.

Личные наблюдения и выявление закономерностей

Иногда тему для статьи даёт понимание какой-либо закономерности. Видите, что ремонтируют дороги – надо подумать, с чем это связано. Смотрите на календарь, немного думаете. Так, понятно, скоро экономический форум с участием президента. Вспоминаете, что было перед прошлым форум.

Также читайте: Жизнь на вольных хлебах, или история о том, как журналист-фрилансер берет интервью у звезд.

Ремонт дорог. Смотрите, каких именно. И понимаете, что несколько лет каждое лето ремонтируют одни и те же дороги (маршрут, по которому едет президент). Уже на основе этого можно писать статьи. Ищете тех, кто отвечает за работу, общаетесь с простыми рабочими, обыскиваете интернет в поисках тендеров (сайты госзакупок очень помогают).

Когда видишь какую-либо закономерность, то развивать её можно бесконечно и во все стороны.

Факты — главное условие информационной статьи

Что касается редактуры, то везде она серьёзная, особенно на первых этапах. Нужно понимать, что вы делаете информационную статью. То есть должны быть факты, а уже потом их трактовка от специалистов в данной области. Ваше мнение ничего не значит, вы не специалист. Хотите просто делиться мнением – идите в комментарии. Вам платят не за ваши мысли.

Мне было тяжело с этим справиться (у меня из каждой строки лезло личное мнение), но со временем я приучил себя выражать свои мысли менее ярко. То есть человек прочитал материал, понял, что я об этом думаю, однако прямого текста с моими мыслями нет. Для меня это важно, ведь в ином случае журналист становится диктофоном и расшифровщиком голоса, а мне это не интересно.

Сколько я зарабатываю

В месяц я пишу 4-5 статей. Я писал бы больше, однако искать события и темы очень тяжело. Средняя статья выходит примерно на 7 тысяч знаков. Одна статья в среднем приносит 2 000 рублей, в месяц выходит 8-10 тысяч. Для меня это вполне нормальные деньги за такую работу.

В один момент меня звали в штат, но я ясно дал понять, что особого желания не испытываю. Любой провинциальный город имеет свои тайны, секреты, о которых интересно писать и про которые можно размышлять, но провинциальный журналист в 90% случаях пишет статьи в духе «баба Нюра чихнула в автобусе», «депутат сказал, что повысят стоимость отопления» и т.д.

Читайте: 7 000 рублей с двух статей в сутки? Мой опыт доказывает, что это реально.

Само собой, есть и цензура. Это не значит, что ругать власть нельзя. Это значит, что каждый обвинительный факт нужно 100 раз перепроверить, и если он хоть раз покажется фальшивым, то от него избавятся. Сначала меня это нервировало (мне хотелось писать неудобные для некоторых людей вещи), но со временем я смирился.

Если вы хотите писать статьи для СМИ, вам не нужно получать высшее образование, вам нужно просто — писать.

Дельный совет напоследок

У меня есть знакомый, имеющий диплом журналиста, однако он не может устроиться на работу. Он рассказывал, что за всё время обучения у «будущих специалистов» лишь один семестр был предмет, отвечающий за написание и стилистику текста. В итоге из вуза выходит не журналист, а просто молодой человек, прочитавший кучу художественной литературы. Само собой, он не представляет интереса для СМИ.

Если вы хотите писать статьи для СМИ, то вам не нужно получать высшее образование. Единственное, что нужно делать – писать.

Можете редактировать свои тексты через неделю после написания и смотреть, что вы делаете не так. Можете прочитать книги Ильяхова и прочих, обучающих людей писать тексты. В любом случае, за ваше обучение должны отвечать лично вы, а не образовательная система.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *