Жизнь на вольных хлебах, или реальная история о том, как журналист-фрилансер берет интервью у звезд

Интервью с популярными медийными персонами всегда вызывали неподдельный интерес со стороны общества. Такие программы есть почти на всех центральных телеканалах, а также на авторских интернет-каналах крупных видеохостингов. Именно интернет стал достойной альтернативой телевидению, поскольку не секрет, что на ТВ существуют ограничения по приглашению тех или иных персон, а также определённая цензура. Интернет пока избежал этой участи.

Видеоблогов, в которых берутся интервью у общественно значимых персон в русскоязычном сегменте интернета не так уж и много. Одним из них является YouTube-канал авторской программы “Василий Козлов. Беседы” журналиста и продюсера Василия Козлова. Сегодня Василий сам согласился дать интервью журналу Reconomica и раскрыл изнанку того, как создаётся такая программа.

Начало моего пути 

Я являюсь автором программы «Василий Козлов. Беседы». Чтобы рассказать как и при каких обстоятельствах появилась моя программа, начинать придётся вовсе не с рассказа о ней.

Своими корнями моя история уходит аж в «лихие» 90-е годы. Я родился и вырос в Москве, и так получилось, что в достаточно юном возрасте попал в самое сердце шоу-бизнеса. В 1995 году устроился на работу в крупнейший на тот момент в России рекорд-лейбл.

Чтобы было понятно, эта компания выпускала альбомы абсолютно всех звёзд первой величины вплоть до Пугачевой. Я занимался связями с общественностью и, как следствие, музыкальной журналистикой. Общение со знаменитостями было для меня работой. Немного позднее я перешёл в другую звукозаписывающую компанию, а впоследствии и вовсе ушёл «на вольные хлеба», или, как сейчас принято говорить – стал фрилансером.

Василий Козлов

Фриланс для меня стал основным источником заработка.

Читайте также: Можно ли творчеством заработать в России? История певицы Натальи Кудрявцевой.

От журналиста до продюсера и наоборот

Приобретя за эти годы работы бесценный профессиональный опыт и заведя полезные знакомства, я стал самостоятельно заниматься продюсированием, а также организациями концертов и проведением вечеринок в ночных клубах Москвы. В качестве продюсера мне довелось выпустить альбомы и сборники многим артистам.

Одновременно с этим, я продолжал заниматься музыкальной журналистикой и публиковался, наверное, практически во всех крупных печатных СМИ. Основными я бы назвал газеты «Вечерний Клуб», «Московский Комсомолец» и «Московская Правда» – в них мои материалы публиковались чаще всего. Это был конец 90-х и начало нулевых годов.

Именно в тот период сделал сотни интервью у различных звёзд российской и зарубежной эстрады. Но следует отметить, что большинство этих интервью были сделаны для газет и журналов, ещё несколько для «Радио 1». Специально акцентирую внимание на этом, чтобы показать, что в качестве журналиста к телевидению никогда не имел никакого отношения. Тележурналистика – это особая профессия и особые навыки. А я, если говорить откровенно, всегда вхожу в ступор, когда на меня направлена включённая видеокамера.

Недовольство печатными интервью

В печатной (газетно-журнальной) журналистике всегда был один огромный изъян, который не давал мне покоя и постоянно действовал на нервы. Дело в том, что любое интервью надо было расшифровывать, т.е. превращать диктофонную запись в печатный текст. А потом ещё и редактировать его, поскольку зачастую знаменитости — люди весьма косноязычные, и их речь приходилось адаптировать для удобного прочтения. Всё вместе это отнимало слишком много времени и усилий. Интервью могло длиться полтора-два часа, а расшифровка и редактура текста занимать неделю. У меня же были и другие заботы и виды деятельности.

После съемок

Самое главное — найти работу, которая будет интересна.

Читайте также: Так ли просто построить карьеру певицы в Москве? Реальная история из жизни известной исполнительницы.

 Эксперимент с Томасом Андерсом

В 2009 году я решился на эксперимент. Мне удалось договориться об очередном эксклюзивном интервью с Томасом Андерсом – солистом знаменитой немецкой группы «Modern Talking». Я и до этого неоднократно общался с Томасом и сделал множество интервью с ним, но в этот раз решил снять нашу беседу на видео.

Не скажу, что я остался очень доволен этой съёмкой. Отсутствие специального микрофона не позволило записать звук так, как хотелось бы, да и операторская работа была далека от профессионализма. Но в среде фанатской тусовки «Modern Talking» это интервью вызвало определённый резонанс.

Мои вопросы посчитали интересными и на тот момент не заезженными, поскольку я, что называется, был в теме. Ни о какой авторской программе тогда даже не помышлял. Это был первый эксперимент с видеосъёмкой, и, на мой взгляд, с технической точки зрения не совсем удачный. В плане содержания наш с Томасом разговор получился очень душевным и доверительным, за что особая благодарность моему другу и переводчику Раймонду Еременко.

Как зарождалась программа

Второй эксперимент с видеосъёмкой интервью провёл спустя несколько лет – в 2013 году. Моим собеседником стал один из участников легендарного бит-квартета «Секрет», музыкант и актёр Максим Леонидов. На этот раз я остался доволен съёмкой, хотя всё равно было к чему придраться. И вот именно после этой съёмки крепко призадумался: а «под каким соусом» подавать такое интервью зрителю? Очень хотелось, чтобы на него обратили внимание не только поклонники и фанаты музыканта. Думал долго, почти полтора года.

Решение пришло в январе 2015 года, во время новогодних праздников. Я тогда сильно заболел и все праздники провалялся в постели с температурой. Чтобы хоть чем-то себя занять, начал в огромных количествах смотреть всевозможные видеоинтервью, выложенные на YouTube. В какой-то момент поймал себя на мысли, что многие интервьюеры плохо подготовлены к интервью и, зачастую, не владеют элементарной информацией о персонаже, с которым общаются!

Кстати говоря, на это же мне в интервью жаловались и Томас Андерс, и Максим Леонидов. Да, популярные тележурналисты умеют держаться перед камерой, у них хорошо поставленная дикция, они умеют запоминать вопросы или читать суфлёр так, чтобы этого не было заметно зрителю, многочисленные камеры дают зрителю красивую картинку, но далеко не все вопросы интересны. Кроме того, на телевидении принято, что вопросы вообще готовят специальные люди, как правило, редактора программ, а не сами интервьюеры. И так получается, что удачный вопрос, попавший в цель — это заслуга целиком и полностью ведущего, а некомпетентный вопрос — это лишь повод заменить редактора.

Читайте также: Когда музыка — это призвание. Реальная история из жизни композитора и исполнителя песен из Кирова.

Старт проекта

Стало понятно, что с моим опытом интервьюирования и знакомствами в сфере шоу-бизнеса вполне можно создать собственную авторскую программу. Я совершил несколько звонков друзьям и коллегам, проконсультировался, и рабочий процесс начался. Какое-то время ушло на то, чтобы придумать название, разработать логотип и создать видеозаставку программы. Так что формально программа родилась в январе 2015 года и первая съёмка прошла тогда же. Героем этого выпуска стал музыкант, с которым я был хорошо знаком много лет и даже которому в качестве продюсера когда-то выпустил альбом. Это был лидер популярной в 90-е годы группы «Русские» Геннадий Богданов – автор знаменитых хитов «Ну и что» и «Русские идут». Фактически, это было первое интервью в рамках программы «Василий Козлов. Беседы», но два предыдущих интервью я всё-таки также смонтировал под эгидой программы.

Фотоколлаж

Василий Козлов. Беседы.

Тонкости подготовки программы

Поскольку программа была создана как интернет-проект, то в ней нет никакой цензуры, определённого хронометража и чёткого расписания выходов. К сожалению, новые выпуски снимаются не так часто, как мне бы хотелось. Это связано с рядом причин. Чтобы их назвать, следует пошагово показать как выглядит процесс подготовки каждого выпуска, что называется, изнутри.

Прежде всего, необходимо было сделать выбор персоны, героя программы. Здесь я руководствуюсь исключительно своими интересами и никогда не выберу собеседника, к которому равнодушен.  Второй шаг — вместе с героем определиться с тем, где именно будет происходить съёмка, а это очень существенный момент. У меня нет своей студии или локации, в которую я свободно могу приглашать гостей программы, поэтому самый удобный вариант — это снимать на территории героя, лучше всего у него дома. Но не все на это соглашаются, поэтому ломается немало «копий и стрел», прежде чем находится консенсус, устраивающий всех.

Отдельное внимание уделяется подготовке вопросов. Это наиболее длительный и трудоёмкий процесс, хотя и самый интересный. Для меня это даже интереснее, чем сам процесс интервью. Не буду раскрывать все секреты, но, в какой-то степени, подготовка к действительно захватывающему интервью сродни настоящему детективному расследованию, когда задействуются все личные связи и знакомства. Подготовка вопросов может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев.

После этих этапов вместе с героем программы выбираем дату съёмки, которая устраивала бы всех. Хорошо, если в назначенную дату всё и происходит. Но бывали случаи, когда персонажи откладывали и переносили съёмку, причём по несколько раз. Иногда эти переносы по разным причинам могут длиться месяцами. Например, так было у меня с интервью Игоря Талькова-младшего, сыном знаменитого барда.

На работе

Процесс подготовки к выпуску проходит через множество этапов.

На следующем этапе производится непосредственно съёмка программы в назначенный день. Наверное, это самый простой и лёгкий шаг из всех, но именно его и видят зрители, а уже после подписывается договор, по которому герой программы передает все права на видеосъёмку. Очень важный и ответственный шаг, обеспечивающий мне юридическую чистоту в области авторского права и смежных прав, а также ограждает от возможных претензий третьих лиц. Персонажи сами отвечают за все свои слова в момент интервью и несут за них полную ответственность.

Видеомонтаж снятого материала — тоже весьма трудоёмкое занятие. Сначала я должен посмотреть все исходники и подготовить видеомонтажёру техническое задание: что за чем следует, что вырезаем, а что оставляем. Поскольку никакой цензуры у меня в программе принципиально нет, вырезаем мы в основном так называемый мусор — когда кто-то оговорился, какой-то технический брак, какие-то помехи со стороны. Но всё это необходимо посекундно отразить в техзадании, после чего к монтажу приступает специалист.

На завершающем этапе производится размещение готовой программы на официальном YouTube-канале. Прежде, чем «заливать» на видеохостинг полную версию интервью, сначала выкладываю несколько наиболее ярких фрагментов. Каждое видео требует своего описания и нужных тэгов. Никакой команды и помощников у меня нет, поэтому всё приходится делать самому. Отдельный человек занимается лишь съёмкой и монтажом. Теперь, думаю, понятно, почему программа выходит не так часто, как хотелось бы и мне, и подписчикам канала.

Читайте также: Саунд-дизайнер — профессия для тех, кто любит музыку и звуки. Правдивый рассказ жителя Лос-Анджелеса.

Коммерческая составляющая проекта

Разумеется, производство каждого выпуска программы требует определённых расходов. Тут я выбрал эконом-вариант. Программа снимается лишь на одну видеокамеру, а оператор (и он же монтажёр) — это мой друг, который согласился помогать мне за вполне скромное вознаграждение.

По-хорошему, эту программу надо снимать с 2-3 камер в специально арендованной студии с профессиональным светом, звуком и суфлёром, чтобы читать вопросы не по бумажке. Но в этом случае производство каждого выпуска стоило бы не менее 60-70 тысяч рублей.

Чтобы «потянуть» такие расходы, программе требуется меценат на постоянной основе. Дело в том, что этот проект не является коммерческим и не приносит дохода. Я не вижу смысла монетизировать YouTube-канал программы, поскольку количества просмотров пока ещё недостаточно для извлечения хоть какой-то прибыли, а вот свою рекламу YouTube начнёт насильно впихивать в мои видео. Это не нужно ни мне, ни зрителям. Время для монетизации ещё не пришло. Да я и никогда не рассматривал этот проект с точки зрения заработка — это просто хобби, которое нравится мне, моим именитым гостям и моим зрителям. Но от финансовой поддержки неравнодушных меценатов и поклонников, разумеется, отказываться не стану, программе нужно развитие. Буду рад предложениям на эту тему в соцсети ВКонтакте.

Опубликовано 12 мая, 2019 Обновлено 13 июня, 2019 Пользователем Маргарита Абдурахманова

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *