Как не остаться обманутым при покупке машины? 11+ схем развода покупателя, выбирающего авто с пробегом

По состоянию на июль 2018 года, рынок подержанных автомобилей в России оценивался почти в 500 тысяч предложений. Не удивительно — ведь средняя цена подержанного автомобиля составляет от 200 до 600 тысяч рублей, а нового — от 580 тысяч до 1.6 млн. Тем более что за несколько сотен тысяч вы можете приобрести вполне неплохую иномарку в возрасте до 5-10 лет, с пробегом меньше 100 тысяч.

Однако в процессе поисков и оформления сделки легко попасться на обман. Reconomica рассмотрит возможные варианты развода тех, кто решил купить авто с рук.

Как могут развести покупателя подержанного автомобиля

Перечислим ниже схемы обмана покупателя.

«Договорились: автомобиль продаю вам, только внесите предоплату»

Очень частая схема развода, на которую сейчас может попасться только очень наивный покупатель.

Суть такова: вы находите неплохое предложение — и цена хорошая, и машина в нормальном состоянии. Созваниваетесь, договариваетесь с продавцом. Вас все устраивает, и вы даете предварительное согласие. Продавец — тоже соглашается продать автомобиль именно вам. Но просит перевести хотя бы несколько тысяч рублей — как гарантию того, что вы не соскочите.

Если переведете — на этот номер потом можно не звонить: трубку не возьмут.

Как защититься: никакой предоплаты ни при каких обстоятельствах.

Продажа автомобиля, находящегося в залоге, или купленного в кредит

Покупатель в этом случае остается и без авто, и без денег.

Делается это так:

  1. На подставное лицо покупается авто в кредит.

  2. В ГИБДД злоумышленник получает дубликат ПТС (оригинал при покупке машины в кредит остается в банке, а дубликат — выдается без проблем, просто по заявлению о потере).

  3. Публикуется объявление с привлекательными условиями — и цена низкая, и авто в хорошем состоянии.

  4. Заключается сделка, авто переоформляется на нового владельца.

И тут платежи по кредиту от предыдущего владельца прекращаются. Банк подает заявление, авто объявляется в розыск. В результате вам придется либо расстаться с машиной, либо продолжать платить за нее.

Как защититься: не совершать сделку без оригинала ПТС. В крайнем случае можно затребовать справку из банка о полном погашении кредита, и обязательно проверить авто по номеру СТС — делается это бесплатно через Интернет. Но учтите: даже если в «проблемных» списках автомобиль не найдется — все равно нет гарантии, что он юридически чист. К примеру — если машина заложена в автоломбард, это нигде не фиксируется.

Пропущенная цена в расписке (покупатель остается без задатка)

Вы находите интересное объявление, созваниваетесь, общаетесь с продавцом — и вас все устраивает. Вы встречаетесь, осматриваете авто, проводите тест-драйв — все супер. Вам даже честно расскажут, что днище слегка ржавое, лобовое стекло не родное, в салоне курила жена, а дверь — рихтовали и подкрашивали. Такие нюансы компенсируются низкой ценой — чтобы покупатель не соскочил.

Если мелкие недостатки вас не отпугивают, продавец предлагает сразу оставить задаток и написать расписку. Пишет ее подробно: и свои паспортные данные указывает, и данные автомобиля, и еще кучу мелочей. И тут самое главное: в расписке не указывается сумма. Или наоборот — в ней пишется лишний ноль, а то и 2-3 ноля. Если все делается на эмоциях и в спешке — на это можно не обратить внимания.

Все — сумму задатка вы и потеряли. Дальше продавец просто перестает выходить на контакт. Решите обратиться в суд? Продавец просто впишет в расписку любую большую сумму, и вдобавок укажет ее же в объявлении о продаже авто.

Как защититься: обязательно проверять не только паспортные данные, но и наличие и саму сумму сделки.

Покупка из салона в кредит на невыгодных условиях

Если вы хотите взять авто в салоне (не важно — новое или подержанное), вы можете оформить на него кредит.

В рекламе или при первом обращении вам могут пообещать удивительно низкий процент. Однако на практике такие условия получить если и реально, то очень сложно, и только на машины с минимальной комплектацией и какие-то проблемные (к примеру — на неходовые модели, которые долго никто не покупает).

Но даже если вас устраивает процентная ставка на понравившуюся машину — реальные условия могут включать кучу разных скрытых комиссий, жесткой системы штрафов, навязанных дополнительных услуг и страховок.

Как защититься: либо не покупать в кредит вообще, либо изучить договор с юристом.

Ограбление или вымогательство

Не очень распространенная схема — она классифицируется уже не как мошенничество, а по более тяжким статьям.

Вы находите интересное предложение, созваниваетесь и договариваетесь о просмотре. Его могут назначить изначально в малолюдном месте (к примеру — в гаражном кооперативе), а могут сначала назначить встречу в оживленном месте, но при встрече «окажется», что владелец «не успел» приехать на нужном авто, и предложит проехаться до гаража/стоянки/дома.

Дальше возможны такие варианты:

  1. Если вы откажетесь от покупки — с вас могут затребовать деньги «за потраченное время».

  2. Вас могут просто ограбить.

  3. Вас могут взять в заложники, и потребовать, чтобы выкуп привезли ваши родственники (а поскольку вы собрались покупать автомобиль — у вас есть деньги, и злоумышленники понимают, сколько примерно — по цене, указанной в объявлении).

Как защититься: никаких встреч в безлюдных глухих местах.

Продажа авто без участия собственника

Продавец может сказать, что он родственник/друг/коллега собственника. Сам владелец — приехать не может: болеет, живет в другом городе-стране, работает 18-20 часов в сутки. Такую сделку можно просто аннулировать, а автомобиль — вернется законному владельцу.

выбор подержанной машины

В наше время каждый вариант нужно смотреть «под микроскопом».

Такое допустимо, но только по нотариально заверенной доверенности (и эту доверенность тоже рекомендуется проверить у нотариуса, которого выберете вы сами).

Как защититься: покупать авто только у собственника, или очень внимательно проверять доверенность. Но даже подлинный документ могут отозвать, или она может оказаться уже недействительной.

Обман при обмене trade-in (в автосалоне) 

Вы приезжаете в автосалон на старом авто, хотите сдать его компании, доплатить, и купить у нее же другую машину.

Ваше авто оценивают, к примеру, в 150 тысяч. Вы выбираете какое-то авто, за которое в салоне просят 600 тысяч, и доплачиваете 450. А потом может оказаться, что реальная цена выбранной машины — не 600 тысяч, а 400-500.

Как защититься: перед поездкой в салон выбирать какую-то конкретную модель, и очень внимательно изучать цены на нее в вашем регионе (и вообще в стране).

Снятие деталей перед сделкой

Вы находите хороший вариант, созваниваетесь с продавцом, осматриваете авто — и готовы его покупать.

После осмотра и всевозможных проверок, которые не выявили проблем — вы уже готовы совершать сделку. Но продавец находит какой-то предлог, чтобы ее оттянуть. К примеру — просит дать пару часов на то, чтобы по-быстрому отвезти заболевшую тещу, или его срочно «вызовут» на работу. А пара часов — может растянуться, и сделку вообще могут перенести на следующий день.

За это время с машиной можно сделать очень многое — заменить чуть ли не все основные детали, включая двигатель.

Как защититься: не соглашайтесь на подобные задержки, или заново проверьте авто после них.

Плата за консультацию (в автосалоне)

Вы решили купить подержанное авто в автосалоне. Выбрали компанию, приехали — к вам наверняка сразу подскочит менеджер, и предложит помочь. А дальше нюанс: если он просто устно вам расскажет об ассортименте — все в порядке. А он может попросить заполнить какую-то бумажку (к примеру — сказать, что это анкета с простыми вопросами: откуда узнали о нашем салоне, почему пришли именно к нам, и так далее).

Бывает такое, что в такой «анкете» прописывается условие: что за консультацию (за то, что вас поводят по салону и покажут машины) вы согласны заплатить 500-700-1000 рублей.

Как защититься: надо очень внимательно читать даже простую анкету, а лучше — вообще от нее отказаться.

Обман по технической части (состояние авто, характеристики, пробег)

А тут возможностей еще больше, и проверить все мелочи неопытному покупателю — просто нереально.

Наглядный пример: на фото и в объявлении все красиво, а на практике - есть проблемы

Наглядный пример: на фото и в объявлении все красиво, а на практике – есть проблемы (взято с сайта 100-auto.ru)

Что встречается чаще всего:

  1. Скрученный пробег. К счастью, легко проверяется на СТО.

  2. Технические неисправности, как мелкие, так и крупные. Это самая распространенная и самая сложная в проверке часть сделки. Серьезные неисправности, вроде посторонних звуков двигателя или плохо работающей КПП — неопытный покупатель еще может выявить. А вот мелкие проблемы, вроде неработающего датчика топлива — сходу выявить нереально.

  3. Автомобиль побывал в ДТП (или сгорел, или утонул) и был восстановлен (и продавец об этом может умолчать).

  4. Продажа «конструктора» (автомобиля, собранного из 2 или более). «Донорами» могут выступать битые, сгоревшие, утонувшие, украденные машины. Во-первых — качество у «конструктора» будет плохим. Во-вторых — любая проверка выявит его, и у покупателя начнутся проблемы.

  5. Продажа «распила». Это автомобиль, ввезенный из-за границы. Для снижения таможенной пошлины его распиливают на 2 части, и ввозят не как транспортное средство, а как запчасти, а в России обратно сваривают. Прочность такой машины, естественно, будет спорной: даже при слабом столкновении швы могут треснуть. А могут просто разойтись со временем.

Схемы развода с документами

Тут открывается масса возможностей. Самые распространенные:

  1. Поддельная доверенность на продажу от собственника. Покупатель лишается денег, а сделка — оказывается недействительной.

  2. Указание в договоре заниженной стоимости. Такое делается, чтобы уменьшить налог. Но если возникнут какие-то проблемы — то вернуть вы сможете только ту сумму, которая указана в договоре.

  3. Продажа автомобиля-двойника. По документам все будет в порядке, но при переоформлении окажется, что авто с таким же VIN или с такими же номерами уже где-то зарегистрирован.

  4. Подмена договора. Вы договариваетесь о покупке одного авто, но при заключении договора в него вписывают данные другой машины (которая стоит дешевле). Делается это так: сначала вам дается для изучения нормальный договор (с данными выбранного автомобиля). А потом под каким-то предлогом клиент отвлекается, и лист с данными авто — заменяется.

  5. Продажа угнанного авто с перебитыми номерами или поддельными документами.

  6. Занижение реального количества владельцев. Чем их меньше — тем лучше. В принципе если их было много, но машина все равно в хорошем состоянии — это не критично.

Почему стоит пользоваться услугами специалистов при выборе авто с пробегом

Даже если вы 20 лет за рулем, даже если вы работали в СТО и чинили автомобили, даже если вы в прошлом автоюрист — вам все равно будет очень сложно охватить все нюансы выбора подержанного автомобиля. Автоюрист — не факт, что сможет разобраться с технической частью. Автослесаря — могут обмануть с документами.

Внешне машина будет — «конфетка», а вот внутри…

А уж если вы обычный автовладелец, который с любой проблемой предпочитает ездить на СТО — то и подавно.

Самый выгодный и надежный способ — это заплатить за помощь в выборе специалисту, который занимается именно этой задачей: проверяет авто при продаже по всем пунктам. В Москве такую услугу за разумную плату предоставляет, например, сервис 100-Auto.

Давайте разберемся, почему за подбор автомобиля с пробегом в Москве лучше заплатить профессионалу. Услуга такого специалиста может стоить столько:

  1. 9-10 тысяч рублей за 1 день. Подходит, если вы точно выбрали 1 авто, решили его брать, но решили выявить все недостатки, и защититься от возможного обмана с документами.

  2. От 18-19 тысяч за выбор авто под ключ. Подходит, если вы выбрали только модель автомобиля, а все поиски, переговоры и проверки — хотите переложить на специалиста.

Подробнее о цене на услуги по автоподбору

Подробнее о цене на услуги по автоподбору

А теперь сравните, сколько вы можете потерять, если все-таки решите заниматься выбором самостоятельно:

  1. Если вас по-серьезному обманывают с документами — вы можете вообще потерять всю сумму (или как минимум ее часть), и остаться без машины. Теряется в лучшем случае несколько сотен тысяч рублей.

  2. Если вы не заметите какой-то серьезный технический недостаток, который надо устранять срочно — ремонт может стоить в лучшем случае несколько тысяч рублей (а если авто поновее и подороже — несколько десятков тысяч).

Читайте также: Какое авто выбрать простому человеку со средней зарплатой, чтобы не разориться.

И даже если вы все-таки сможете самостоятельно найти, оценить и оформить неплохое авто без проблем — вы все равно потеряете в деньгах. Посчитайте:

  1. Сколько времени вы тратите на просмотр объявлений? Объявлений о продаже распространенных моделей — могут быть десятки, а то и сотни, даже после фильтрации по всем нужным характеристикам. Даже если вы просто просмотрите фото и прочитаете параметры каждой — на это уже уйдет часа 2-3 в лучшем случае. Если с первого захода ничего не найдется — через неделю вы потратите еще время.

  2. Сколько времени вы потратите на переговоры с продавцами? Тут как повезет: возможно, и за 5 минут договоритесь с первым же, а возможно — придется обзвонить 5-10 человек, и потратить еще час.

  3. Сколько времени вы потратите на самостоятельные просмотры? Предположим, вы живете в Митино, а продавец — в Люберцах. В лучшем случае без пробок на дорогу уйдет 2 часа в обе стороны, + бензина на 100-110 км. Или около 1200-1500 рублей за такси в 1 сторону.

  4. Сколько времени уйдет на сами просмотры? Зависит от того, насколько внимательно вы будете все оценивать. Можно положиться на удачу, и проверить только самое основное за 5-10 минут. А можно детально проверять каждую мелочь, и простоять у машины минут 30, а потом еще на СТО съездить, на диагностику.

Итого, в лучшем случае, на все поиски-переговоры-просмотры вы потратите часов 10, которые скорее всего растянутся на 2-3 дня в лучшем случае (сегодня вечером просмотрите объявления, на завтра договоритесь о просмотре) — и это если вам очень сильно повезет. И это только расход времени — ведь вы можете еще и упустить что-то при проверке, и переплатить за саму машину.

Получается, что фиксированные 18-19 тысяч — это более чем разумная цена за снятие ненужных рисков. Так вы экономите свое время и значительно уменьшаете риск нарваться на проблемы. И вдобавок после детальной проверки вполне реально снизить цену. Так что вы можете отбить те деньги, которые потратите на оплату специалиста по выбору, или даже больше.

Главное в покупке авто — выбирать сердцем

Парадоксально, но даже выбранная специалистом по техническим параметрам идеальная машина может не принести вам радости. Все потому, что зачастую покупатель пытается полностью выключить свои реальные желания, и выбрает авто, исходя из чужих советов и логики.

Что из этого получается, вы можете посмотреть в этом сюжете:

Такой подход не работает, потому что машина НЕ ЯВЛЯЕТСЯ рациональной покупкой (если вы не таксист). Давным давно посчитано, что ездить на такси дешевле. Машина — это игрушка для взрослых. Ее назначение в совеременном мире — дарить эмоции водителю, а не перевозить его из дома на работу и обратно. С этой задачей лучше, быстрее и дешевле в 90% случаев справляется общеественный транспорт.

В заключение хочется пожелать читателям выбирать авто сердцем, а проверять с умом.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *