В мире экономических терминов и понятий порой очень сложно разобраться. Ещё сложнее просчитать, какую прибыль или убыток принесёт тот или иной нововведённый законопроект.
С 1 января 2019 года нас ждёт повышение НДС с 18 до 20%. На ком это отразится, и кто за это будет платить, разберётся Reconomica. Наш сегодняшний собеседник простым языком ответит на все интересующие вопросы. Мы подробно рассмотрим, как повышение НДС коснётся обычных жителей и как отразится на малом бизнесе, а также составим небольшой прогноз.
Содержание материала
Что такое НДС?
Приветствую всех. Меня зовут Андрей, я занимаюсь бизнесом и не понаслышке знаю обо всех его проблемах. Давайте рассмотрим, что же представляет из себя этот налог, и разберём возможные последствия его повышения.
НДС – это налог на добавленную стоимость, который государство взимает с производителей товаров или услуг. Эти деньги идут в государственный бюджет и далее распределяются на различные нужды.
НДС взимается со всех предприятий, которые имеют дополнительную рыночную ценность. Так называются все предприятия, которые продают товары или услуги, стоимость которых значительно превышает их себестоимость. НДС вычитается из разницы между себестоимостью товара и его стоимостью при реализации. Простыми словами НДС – это налог, который государство берёт с выручки.
НДС не для всех категорий и товаров составляет 18%. Для социально значимых категорий товаров существуют льготы. К примеру, не все лекарственные средства облагаются налогом в 18%. Для них существует пониженная ставка в 10%. При грядущем повышении НДС эта ставка для льготных товаров не изменится.
На данный момент НДС составляет 18%, а через полгода он поднимется до 20%. Казалось бы, всего на два процента, но чем реально эти два процента могут обернуться для населения?
Для тех, кто думает, что НДС его не касается, потому что он не предприниматель
Обычный человек, в большинстве случаев, относится к НДС как к явлению, которое имеет место только в высших экономических кругах. НДС ассоциируется у него с гигантскими заводами и крупными предприятиями. Ну было 18%, а стало 20% – так отреагирует обычный человек. Ну подумаешь – было 18, а стало 20 рублей. И что из этого?
Многие предприниматели также не понимают, что это такое и думают, что если они работают по упрощённой схеме налогообложения, то их не коснётся. Ошибаются и те и другие.
Про молоко, коров и НДС
Для начала рассмотрим на простом примере, что такое НДС и как он работает.
В качестве примера возьмём обычное магазинное молоко в упаковке. В магазине оно стоит 70 рублей. Магазин купил это молоко на оптовой базе за 47 рублей. Разница между закупкой и продажей составляет 23 рубля. 18% от 23 рублей составляет 4 рубля 15 копеек. Эта сумма является налогом на добавленную стоимость. Всё просто? Потребитель платит налог с каждой покупки, сумма относительно покупки небольшая и существенно на бюджет семьи не повлияет. Но как бы не так!
НДС это такой налог, который движется по цепочке, и потребитель ошибочно думает, что одного раза с него достаточно.
На том же примере с молоком рассмотрим, сколько раз потребитель заплатит НДС. Начнём двигаться по цепочке и выясним, сколько раз НДС включится в стоимость продукции.
Молоко, как известно, дают коровы и, соответственно, его получают на ферме. Фермер считает, во сколько ему обходится корм для коров, уход за ними и содержание фермы. Корм, к примеру, фермер покупает с НДС. Естественно, он заплатил за этот корм, и стоимость корма он полностью внесёт в себестоимость молока. В себестоимость молока уже включен НДС комбикорма.
Себестоимость молока составила 10 рублей. Далее фермер продаёт молоко на фабрику по 18 рублей. Фабрика покупает молоко, перерабатывает, упаковывает и направляет для продажи на оптовую базу. Но фабрика молоко упаковывает, а упаковку она покупает у стороннего производителя. Так что в стоимость молока входит ещё и стоимость упаковки, в которую входит этот налог.
Далее, оптовая база, получив молоко по 35 рублей, будет реализовывать его уже магазинам по своей цене. Допустим, если оптовик накручивает на молоко 10 рублей, то с этой стоимости НДС будет получаться 1 рубль 80 копеек. Но оптовик не хочет нести убытки и делает накрутку не 10, а 11 рублей 80 копеек. Оптовик, как и все звенья этой цепочки, вшивает НДС в стоимость продукции. Туда же входит и стоимость логистики, за которую НДС также заплатит потребитель.
Затем молоко попадает в магазин, который включает налог в стоимость, а оттуда – к конечному потребителю.
Статья в тему: Неуплата налогов — в прошлом! Чем грозит новая налоговая декларация по НДС бизнесу и простым людям.
А что же государство?
С каждой манипуляции с этим молоком государство имеет свои 18%. Его не сильно заботит, с какой накруткой товар с фермы доходит до прилавка. Конечный потребитель никак не защищён от многократной выплаты НДС. В налоговых отчётах фигурируют данные о том, что производитель платит налог, но на деле всё ложится на плечи потребителя.
Конечный потребитель не догадывается обо всех этих схемах. Он также не понимает, почему цены на местную продукцию не могут конкурировать с импортными. Если же цена на отечественную продукцию ниже импортной, то стоит ждать, что внутри упаковки не то что на ней написано. Пример этому наш автопром – написано, что машина и цена как у машины, а на деле что-то другое.
Корень не в экономике, а в политике
В этом моменте экономика уже важна не так, как важна политика. В наши законодательные органы как-то попадают музыканты, спортсмены, актёры, которые далеки от экономики и принимают такие законы. За них и голосует этот же конечный потребитель. Так что и тут цепочка замыкается.
На примере, указанном выше, хорошо видно, что покупатель пакета молока платит НДС не один и не два раза. Это реалии нашей экономики и пример этому – очень дорогая продукция на наших прилавках, относительно уровня жизни.
Вывод из всего написанного можно сделать такой: при повышении НДС на 2% стоимость продукции и услуг повысится на 4-7%.
Инфляция как ветерок, раздувающий пламя
Но и это ещё не всё. Как известно, НДС повышают не от хорошей жизни, а из-за несостоятельности экономики. Государство будет латать дыры в бюджете при помощи повышения налога на добавочную прибыль.
Но и это ещё не всё. В нестабильной экономике есть такая болезнь, как инфляция. Если повышение НДС можно сравнить с дровами, подкинутыми в костёр, то инфляция – это ветерок, который его постоянно раздувает. Вместе эти две составляющие приведут к росту цен более чем на 10%. Это всего лишь прогноз, но посмотрим…
Что ждёт предпринимателей
Повышение НДС коснётся также и предпринимателей. Если какой-либо производитель думает, что повышение цен – это частная мера, и он также может поднять цену на свою продукцию или услугу и всё будет хорошо, то он ошибается. Кошельки у населения и так не толстые, а сейчас ещё больше похудеют. Брать оттуда больше чем раньше не получится, так как зарплаты повышать никто не собирается. Следовательно, повышение цен в данном случае предприятие не спасёт. Для выживания часть расходов нужно брать на себя.
В этом случае, ситуацию можно спрогнозировать так: если взять, например, всё тоже молоко, то при снижении спроса на продукцию к обвалу продаж приведёт высокая цена. При упадке продаж есть два выхода: закрывать предприятие или принимать меры. Конечно, любой бизнесмен будет принимать меры.
Из всех возможных мер есть также две: брать на себя налоги и удерживать цену, или исключать впереди идущую цепочку и делать всё самому. В первом варианте, такое действие принесёт убытки. Убытки можно обратить во вложения и извлечь из этого выгоду.
Опять коровы…
В примере с коровами и молоком в наилучшей ситуации находится производитель упакованного молока. Он имеет бренд и у него есть достаточно налаженный сбыт. Сбыт он осуществляет через посредников, а молоко упаковывает в чужую упаковку. От этих двух составляющих производства и продаж он и будет избавляться в первую очередь.
Если производитель начнёт производить собственную упаковку, то он избавляется от потребности покупать её по завышенной цене и платить с этого вшитый НДС. В случае, если производитель организует логистику собственными силами, то избавится от ещё одного звена – посредника, который имеет с перепродажи больше чем производитель.
При таких мерах цену можно сдержать без убытков, что обеспечит сбыт продукции.
Но такие меры приведут к образованию крупных монополистов, которые поглотят или разорят все предприятия спутники, обеспечивающие крупный бизнес. Это негативно отразится в первую очередь на малом бизнесе.
Читайте также: На какие курсы бизнеса лучше пойти? Российские образовательные программы.
Прогноз на ненастье
Предпринимателям, которые мелко плавают, а таковых большинство – придётся туго. Этот процесс не будет иметь молниеносный характер, но со временем все его почувствуют.
Такой шаг приведёт к тому, что малый бизнес перейдёт в чёрную зону. Налогооблагаемая база будет уменьшаться, юридические лица начнут скрывать свои доходы, самозанятых и безработных станет больше, зарплаты станут меньше. Вот такой прогноз можно составить о последствиях, которые повлечёт за собой повышение НДС.
Опубликовано 29 июня, 2018 Обновлено 30 июня, 2018 Пользователем admin
Государство в который раз закручивает гайки простому населению.Уж лучше бы перестали другим странам помогать и потребовали бы долги.Помогло бы государство лучше населению своей страны,а не чужой