Я не знаю, кто такой регионовед и чем он должен заниматься, хотя училась на него 5 лет и получила диплом с отличием

Очень часто выпускники школ поступают в ВУЗ, даже не зная, чем им предстоит заниматься после его окончания. О своей будущей профессии многие имеют весьма смутное представление. К такому положению дел все уже привыкли. Но вот когда выпускник ВУЗа, получив диплом с отличием, так и не понял, на кого же он учился 5 лет — это уже абсурд. Однако, это не выдуманная ситуация, такое тоже бывает, к сожалению. Гостья журнала Reconomica, Ирина Романцова, поступала на новую специальность, считавшуюся в то время престижной — регионоведение. Вот только кто такой регионовед и чем он должен заниматься, Ирина не знает до сих пор, хотя давно получила красный диплом. В этой статье Ирина рассказывает о своей учебе и дальнейшей карьере.

Последние два года учебы в школе

Здравствуйте, меня зовут Романцова Ирина, мне 28 лет. В 2007 году я закончила муниципальную среднюю школу в г. Архангельск. На тот момент это была одна из лучших школ города, в рейтинге заведений по качеству образования шла сразу же за гимназиями. В старшей школе училась в гуманитарном классе, на неделе было только русского языка и литературы по пять уроков, при этом школьная программа не предусматривала подготовку к ЕГЭ. Кроме того, в расписании было большое количество уроков истории и обществознания. Все остальные предметы были в минимально необходимом объеме. Мой обычный день выглядел так:

  • 6 уроков в школе;
  • обед дома;
  • поездка к репетиторам (по русскому/ математике/ обществознанию/ английскому);
  • выполнение школьного домашнего задания;
  • выполнение того, что задал репетитор;
  • сон;
  • в выходные — чтение русской литературы.

И так два года. При этом, из-за проблем с поведением, объем стараний на оценках не отражался. Несмотря на оценки в аттестате, ЕГЭ по всем предметам сдала очень хорошо.

Города

Архангельск.

Детские мечты и реальность

С детства я мечтала стать врачом, при старшем брате выполняла роль полевой медсестры, потом хотела лечить животных, стать хирургом, судмедэкспертом – все карьерные ожидания были связаны с медициной. Но члены моей семьи были скептически настроены, объясняя это тем, что у меня «шило в одном месте», а в меде нужно зубрить. В итоге, им удалось меня отговорить поступать в медицинский институт (когда тебе 15-16 лет, это не сложно).

Читайте также: В чем польза от образования в реальной жизни. Правдивая история молодого бизнесмена из Томска

К инженерным специальностям у меня не было склонности, от иняза было решено отказаться, потому что на тот момент лингвистами был перенасыщен рынок, на юрфаке тоже нужно бесконечно зубрить, а это «не для меня», поэтому решено было поступать на только что открывшуюся неведомую специальность – «регионоведение». Эта новая специальность позиционировалась как нечто перспективное и очень престижное.

Поступление и учеба в университете

У меня была своя мотивация: поступаю в вуз самостоятельно – на 20 лет в подарок от родителей получаю автомобиль. Стоимость образования за пять лет в итоге получилась бы порядка 350 тысяч (сравнимо с небольшим недорогим автомобилем). Я, со своими баллами ЕГЭ, поступила на бюджет в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (после объединения университетов он стал Северным Арктическим Федеральным Университетом), на специальность «регионоведение», специализация – страны Северной Европы. В группе было 24 человека, 10 бюджетников, из них 7 медалистов. Все мои одногруппники, как на подбор, были из гимназий и самых сильных школ.

Архангельск

Поморский государственный университет.

Учебная программа

О предметах: у меня сложилось впечатление, что мы все пять лет учили историю – у нас была история всемирная, отечественная, Северной Европы, история и теория международных отношений, она же, только в контексте Российской империи/СССР/России, а также  международные отношения и внешняя политика (=история только больше дипломатии).

Для понимания масштаба бесполезности специальности назову прочие предметы: геополитика, межкультурные коммуникации, политические коммуникации, страноведение, региональные конфликты в современном мире, дипломатия.

Все это изучалось в городке с населением чуть больше 300 тысяч человек. При этом региональных политиков специальность не предполагала готовить, для этого на факультете была специальность «государственное и муниципальное управление».

Все пять лет мы учили английский, за это время можно было выучить его не хуже, чем на инязе, но он был на таком низком уровне, что на выходе мы едва могли изъясняться, да и то не на все темы. В программе у нас было два года изучения норвежского.

Практика

На первом курсе практика была ознакомительная, нас водили по органам местного самоуправления, общественным организациям, провели экскурсию на телевидение. На втором и третьем курсах я проходила практику в международном отделе университета, где узнала о возможности учебы по гранту в одном из университетских колледжей на севере Норвегии (Harstadt University College), на четвертом курсе документы по практике мне подписали в консалтинговой компании, в которой работали родители моего друга, то есть фактически я ее не проходила.

Норвежские университеты

С третьего курса я начала дистанционно учиться в норвежском университете University of Nordland в рамках объединения северных университетов UArctic по программе BCS (Bachelor of Circumpolar Stusies). По этой программе я училась вместе со своими друзьями, между собой мы ее назвали «оленеведением», так как изучали мы в основном природу Северной Европы, оленей, саамов, пути миграции трески и еще много других бесполезных на практике тем. Кроме меня, все бросили это занятие, я же доучилась до диплома, что заняло у меня три года.

Читайте также: Зарплаты в РФ по специальностям и регионам 2017. Куда пойти учиться, чтобы хорошо зарабатывать?

На четвертом курсе я ездила учиться по гранту, изучала «Travel and Tourism with E-commerce». Жизнь в новой стране, общение с другими студентами-международниками, путешествия, увлекали меня намного больше, чем интернет-маркетинг. Только потом я поняла, что за все пять лет моей учебы это был единственный предмет, который мог бы мне пригодиться.

Итоги моего обучения

Апофеозом учебы в университете стала тема моей ВКР:  «Пути совершенствования государственной политики в области развития Северного морского пути».  Тема, абсолютно не пересекающаяся ни с одним из изученных на специальности курсов.

Итого, что я получила на выходе из университета:

  1. Полное отсутствие понимания, кто такой регионовед, чем он должен заниматься и где может найти применение своим знаниям. Не страновед, не политолог, не экономист – это нечто на стыке всех возможных социально-экономических дисциплин. Представительство МИДа сообщило, что у них нет свободных вакансий, то же самое ответили в Организации Баренцева Евро-арктического региона, на мероприятии по типу ярмарки вакансий ни одному из студентов группы не было сделано предложения о работе, работодатели просто не понимали, как им могут пригодиться наши знания.
  2. Полное отсутствие понимания, кто такой специалист в области Циркумполярных наук, как и где это применять. Куратор программы на мой вопрос об этом уже накануне выпуска развел руками и ответил что-то вроде «для общих знаний или, может быть, в области туризма».
  3. Обширные и глубокие знания по гуманитарным наукам.
  4. Отсутствие опыта работы, т.к. учиться в двух университетах и работать было невозможно.
  5. Два диплома, один из них красный.

Карьера

Как складывалась моя карьера после окончания университета:

  • Сентябрь 2012 г. – октябрь 2013 г. работа в Центральной районной больнице (г. Архангельск), должность — заведующая организационно-методическим кабинетом. Основными обязанностями являлось формирование заявок на лекарственные препараты для пациентов с инвалидностью или хроническими заболеваниями, ведение баз данных, методическая деятельность.
  • Ноябрь 2013 г. – февраль 2014 г. –работа по координации проведения опросов общественного мнения в центре социологических и маркетинговых исследований (г. Архангельск).
  • Февраль 2014 г. – май 2015 г. – работа в статистике (г. Архангельск), связанная с проверкой и анализом данных.
  • Сентябрь 2015 – февраль 2017 г. – работа менеджером в интернет-магазине (г. Самара), которая включала обработку заказов, документов, координацию деятельности сотрудников по вопросам исполнения заказов.
  • Апрель 2017 – настоящее время – административная работа в ИТ компании (г. Самара).

Для сравнения, как сложилась карьера у моих коллег: двое работают в отделе кадров, двое в ИТ, две девушки вышли замуж за норвежцев, трое работают в сфере лингвистики, по одному человеку в следующих сферах – педагогика, военные, дизайн, экология, транспортная логистика, банковское дело, консалтинг, театр.

Работа

Рабочее место.

Смело могу заявить, что никакие теоретические знания, полученные за время учебы, мне не пригодились, однако релевантным стало умение учиться, анализировать имеющиеся данные и быстро находить недостающие.

Статья в тему: Зачем мне два высших образования, если по специальности я вообще не работала? Все-таки, они мне пригодились

Я не назову образование, которое я получила, некачественным, скорее оно невостребованное, не соответствующее современным реалиям и запросам рынка труда. В основе выбора специальности лежала изначально неверная мотивация.

Советы выпускникам школ

Если бы меня сейчас спросили, как правильно определиться с профессией, я бы сказала следующее:

  1. Нужно определиться с желаниями. Если душа лежит к маникюру, то не нужно тратить два года на подготовку к ЕГЭ и еще четыре на степень бакалавра экономки, чтобы потом все равно работать в индустрии красоты.
  2. Нужно определиться со своими способностями. Если их явно недостаточно для получения университетского образования, лучше признаться себе в этом, не тратить время и деньги и пойти, например, в колледж, во многих из них сейчас можно получить прекрасное образование и востребованную специальность. Для многих специальностей в принципе не нужно высшее образование.

Для поступления в вуз и выбора специальности должна быть правильная мотивация. Примеры неправильной мотивации: этого хотят родители, так принято, соображения престижа, за компанию.

Опубликовано 6 октября, 2018 Обновлено 6 октября, 2018 Пользователем Ольга Медведева

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Я не знаю, кто такой регионовед и чем он должен заниматься, хотя училась на него 5 лет и получила диплом с отличием

  1. Александр Федорович says

    Внучка в этом году заканчивает учиться. Стоит выбор куда пойти учиться. Привлекает история, обществоведение. На технические предметы нет желания и способности. Есть возможность попробовать поступить на факультет регионоведения.
    Но мы не понимаем, что это за специальность, где после окончания вуза можно работать и есть ли спрос на таких специалистов.
    Нашли в интернете Вашу статью. Понравилась сразу видно, что Вы не зря учились. Только жалко, что нет возможности работать по специальности и не видно перспективы. Но теперь есть понимание бесполезности. Будем думать о другой специальности. Вам большое спасибо Ваша статья помогла определиться.
    Дедушка.

    • Ольга Сырцева says

      Я окончила вуз по этой специальности и мне было оооочень интересно! Всю жизнь вспоминаю об учебе как о самом интересном периоде. В работе больше важны уже черты характера. Я не жалуюсь, а работаю в иностранных компаниях, считаю, что по образованию.

  2. Мария says

    А мне кажется, наоборот, хорошо, есть достаточно много вариантов, где можно работать. И это большой плюс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *