Если это не коррупция, то что это? Удивительные истории роста цен госзакупок

Строительство является одной из самых коррумпированных сфер. На крупных государственных объектах таинственным образом «теряются» миллионы рублей. И в лучшем случае расследования проводятся, и виноватые все-таки находятся.

Reconomica приведет подборку из самых крупных проектов, которые сопровождались крупными коррупционными скандалами. 

Стадион «Санкт-Петербург»

Строить новый стадион на Крестовском острове решили еще в 2005. Изначально его стоимость составляла 2.5 млрд рублей, а сдать его обещали через 3 года (к 2008).

А дальше начались проблемы. Тендер выиграла ООО «Авант», и сразу стоимость проекта выросла в 2.5 раза — до 6.6 млрд. В 2008 году (то есть когда его уже должны были сдать) стадион даже не начали строить — проект до сих пор не был согласован, а стоимость — выросла до 14 млрд.

В 2008 году строительство все-таки было начато, однако уже через месяц исполнитель сообщил, что общая стоимость снова возросла — уже до 23.7 млрд рублей (то есть почти в 10 раз от изначальных расчетов). В результате администрация Санкт-Петербурга разорвала контракт с компанией, и стройку заморозили.

Проект был пересмотрен и продолжен в 2010. Теперь срок сдачи сдвинули на 2012 год, а смета — составляла уже 33 млрд рублей. Но и она не стала окончательной — уже в 2011 ее увеличили до 43.8 млрд. В этом же году губернатор Санкт-Петербурга (Георгий Полтавченко) заявил, что подозрений о хищении средств у него нет, и даже добавил, что обычным гражданам было бы неплохо бесплатно поработать на строительстве стадиона.

В 2013 году проект вновь пересмотрели, и в судебном порядке стоимость была снижена до 34.9 млрд рублей. В очередной раз был перенесен и срок сдачи — теперь на лето 2016 года.

В 2016 году вместо сдачи стадиона его стоимость вновь выросла — до 39.2 млрд. Причем 2.6 из них — были выделены городским бюджетом. Эти деньги планировалось потратить на финансирование систем здравоохранения и образования. В конце 2016 стадион так и не сдали, а власти отчитались: на стройку уже потрачен 41 млрд рублей. То есть и смета превышена, и проект до сих пор не завершен.

В итоге проект все-таки сдали, потратив около 48 млрд рублей, и весной 2017 года на нем прошел первый матч. Но и после этого проблемы не закончились — появилась информация о том, что даже при таких расходах и при таких сроках строительства качество работ далеко не идеальное.

К примеру:

  • в срок не успели сдать пешеходный мост (должен был заработать в середине апреля);

  • были случаи протекания крыши, которую однажды просто застелили клеенкой;

  • газон оказался низкого качества.

И для сравнения — приведем стоимость нескольких самых дорогих стадионов планеты:

  1. «Санкт-Петербург» (Россия, Санкт-Петербург, вместительность — 56-64 тысячи). Цена: 48 млрд рублей, или 800$ млн (по курсу на начало 2017).

  2. «Олимпийский» (Англия, Лондон, база West Ham United, вместительность 60 100). Цена: 763$ млн, построен к Олимпийским играм 2012 года, строительство начали в 2007.

  3. «Фишт» (Россия, Сочи, вместительность 44 287). Открыт в 2014, строительство начали в 2006. Цена — 779$ млн, и еще 55$ млн было потрачено на реконструкцию к ЧМ-2018.

  4. «Кинг Финал Арена» (Монреаль, Канада, вместительность 61 000). Построен к Олимпийским играм 1976 года. Был закрыт в 2012 году на реконструкцию, которая длилась до 2015 года, и обошлась в 1.44$ млрд.

  5. Новый «Уэмбли» (Лондон, Англия, вместимость 90 000). Был построен на месте старого стадиона «Уэмбли», открытого еще в 1923 году. Строился с 2003 по 2007, в общей сложности было потрачено 1.59$ млрд (но на часть этих денег реконструировали несколько городских кварталов вокруг стадиона).

Дорога Адлер-Красная поляна

Зимняя сочинская Олимпиада, прошедшая в 2014, оставила в Сочи большое количество дорогих объектов, построенных специально к этому событию.

Самым дорогим из них является не стадион, не бобслейные трассы и не гостиницы, а 48 километров трассы Адлер-Красная поляна. Планы о строительстве появились еще в 2006 году, и по предварительным расчетам на него должны были потратить 91 млрд рублей. Но уже в 2009 цена выросла почти в 3 раза — до 266.4 млрд (по тогдашнему курсу — около 9.4$ млрд).

Немного разложим эту сумму на составляющие:

  • 1 км трассы стоил около 200$ млн (по курсу 2009);

  • 1 м² трассы стоил около 10$ тысяч (примерно столько же стоил «квадрат» в элитной квартире в центре Москвы).

В принципе большую стоимость проекта можно списать на его сложность. Ведь по сути это не просто ровный асфальтированный отрезок, а сложный проект, состоящий из:

  • 23 автомобильных моста (общей длиной 9 км);

  • 3 автомобильных тоннеля (6.9 км);

  • 35 км «обычной» трассы;

  • 22 железнодорожных моста (11.4 км);

  • 6 железнодорожных тоннеля (11.1 км);

  • «обычный» отрезок железной дороги (25.7 км);

  • 3 новые жд станции;

  • реконструкция жд станций в Сочи, Адлере и Веселом.

Но сравним его с среднемировыми расценками на строительство подобных проектов (по ценам за 2012 год):

  • 25.7 км «обычных» жд путей — стоят примерно 1.155$ млрд (или около 45$ млн за 1 км);

  • строительство тоннелей в среднем должно было обойтись в 2.271$ млрд (или около 126.2$ млн за 1 км);

  • балочные мосты (именно такие конструкции использовались для проекта, кроме 1 моста) — стоят примерно 2.355$ млрд за все (или около 115.5$ млн за 1 км);

  • 4-полосная дорога длиной 35 км — должна была бы стоить около 350$ млн (или около 10$ млн за 1 км, по расценкам, которые установлены в Европе).

В общей сложности получается что на проект должны были бы потратить около 6.135$ млрд, а потратили — на 3.3$ млрд больше.

И самый интересный момент: подрядчиками на выполнение работ назначили (без тендеров и конкурсов) 2 компании: «СК Мост» (участвовала в большинстве самых крупных государственных строек за последний десяток лет) и УК «Трансюжстрой» (подрядчик, который часто сотрудничает с РЖД, и которым управляет Анатолий Антипов — бывший деловой партнер вице-президента РЖД). А ответственным за исполнение проекта стало ОАО «РЖД», которое управляется Владимиром Якуниным (другом Владимира Путина).

Космодром «Восточный»

Россия является одним из немногих космических государств. И одним из самых крупных космических проектов является космодром «Восточный». Приказ о его строительстве был издан в конце 2007, в 2010 строительство начали, и завершили весной 2016. По состоянию на май 2016 на проект было потрачено 84 млрд рублей.

По заявлению Сергея Иванова (главы Администрации Президента) в конце 2015 года, при проведении работ было заведено около 20 уголовных дел, связанных с коррупцией.

Из самых крупных и громких примеров:

  • 1.18 млрд рублей — были присвоены гендиректором компании «Стройконструкции» Анатолием Рязановым (предприятие занималось поставками металлоконструкций);

  • 1.3 млрд рублей — были похищены главой «ВИП-Стройинжиниринг», Вадимом Митряковым (отвечал за строительство объектов транспортного хозяйства) — который получил в качестве наказания 4 года лишения свободы и штраф в 1 млн рублей;

  • около 288 млн рублей — похищены гендиректором ТМК Виктором Гребневым (он заключал заведомо невыгодные договоры поручительства);

  • около 70 млн рублей — были похищены гендиректором проектного института «Ипромашпром» Сергеем Островским (средства были выделены на строительство административного комплекса);

  • около 104.5 млн рублей были похищены еще одним гендиректором ТМК, Игорем Нестеренко;

  • около 106 млн рублей были похищены группой лиц из руководящего состава «Дальспецстроя» (его главой Юрием Хризманом, его сыном Михаилом Хризманом, главбухгалтером Владимиром Ашихминым и спикером краевой Думы Виктором Чудовым);

  • около 7.6 млн рублей — были похищены одним из сотрудников ЦЭНКИ (на поставках оборудования и материалов для строительства стартового и технического комплексов);

  • 1 млн рублей — получил в виде взятки главный инженер одной из подрядных компаний, за содействие при подписании акта выполненной работы;

  • более 850 тысяч рублей — присвоил директор ООО «Строитель» Иван Чопозов.

Еще из интересного: из 112 компаний, задействованных в строительстве, не менее 18 — имели прямое или косвенное отношение к представителям власти. А еще 15 предприятий — управлялись из офшоров, или были оформлены на подставных лиц.

Трасса М11 (Москва-Санкт-Петербург)

Платная трасса, которая после завершения строительства станет основной федеральной автодорогой между Москвой и Санкт-Петербургом. Общая протяженность — около 650 км. Общая стоимость проекта — около 153 млрд рублей.

Строительство начато в 2010. Ввод в эксплуатацию планируется в 2019 (по состоянию на 1 сентября 2018 года части участков уже открыта для использования). Используемая сейчас трасса М10 останется бесплатным дублером.

Строительством трассы занимается ОАО «Мостотрест» (контролируется приближенным лицом Владимира Путина — Аркадием Ротенбергом). Дальнейшее обслуживание трассы также будет выполняться структурами, которые контролирует Аркадий Ротенберг.

Но интересен не этот факт, а информация по некоторым цифрам:

  1. При строительстве участка трассы в объезд Вышнего Волочка (город в Тверской области) затраты госбюджета превысили запланированные расходы на 6.6 млрд рублей. Обоснования таким перерасходам — предоставлено не было.

  2. Трасса может оказаться убыточной, и потребует дополнительного финансирования. Уже сейчас запланировано, что на поддержание объекта до 2033 года придется потратить около 43.5 млрд рублей. А планируемая выручка за этот же период — должна составить около 34.7 млрд рублей. То есть каждый год из госбюджета на ее поддержку будет уходить около 0.5 млрд рублей (и это только по предварительным подсчетам).

Центральная Кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД)

ЦКАД — автомобильная дорога длиной 525 км, которая будет построена для разгрузки МКАД, для соединения районов области и более удобного проезда в обход Москвы. Открытие планируется на 2025 год, а начать строительство планировали в 2011.

И в первый же год проект уже стал поводом крупного коррупционного скандала. В конце 2011 года стало известно о расследовании ФСБ. Уголовное дело было возбуждено по поводу хищения около 9 млрд рублей из средств, выделенных на проектирование ЦКАД. В декабре суд арестовал счета целого списка компаний, которые были причастны к проекту. Как известно, для обмана мошенники использовали старые исследования, проводимые еще 20-40 лет назад по уже существующей трассе, переделали их, и представили как свою работу (за что и была получена эта сумма).

Что интересно: для подтверждения этих данных доказательств сразу у властей не нашлось: для этого нужно было проводить экспертизы стоимостью около 10-20 млн рублей.

Это дело — не единственное, связанное с ЦКАД. В 2017 году проводилась проверка проекта Счетной палатой. Было выявлено, что строительство проводилось с нарушениями, что может привести к увеличению стоимости. Пока что она увеличилась на 13.5 млрд рублей.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *