Уже не первый раз на страницах журнала Reconomica мы рассказываем о проблемах малых городов. Таких в нашей стране (и на просторах стран бывшего СССР) огромное множество, но власти порой почему-то забывают об их существовании. И люди, доведённые до отчаяния, уже просто не могут молчать — наболело!
О вопиющих проблемах небольшого уральского городка Верхний Тагил нам поведала его жительница Ирина Владимировна Тельнова, у которой осталась ещё хоть и слабая, но всё же надежда на лучшее.
Содержание материала
Немного истории: основание и расцвет
Рабочий поселок Верхний Тагил был основан в 1718 г. на берегу реки Тагил, выше по течению, чем город Нижний Тагил. Лишь только после Великой Отечественной Войны в 1966 г. Верхний Тагил обрел статус городского округа, после возведения градообразующего предприятия Верхнетагильская ГРЭС. Тогда численность населения города составляла около 16 тыс. человек, и с годами незначительно то сокращалась, то возрастала.
До 1985 г. в городе велось активное строительство административных, развлекательных и учебных учреждений. На площади Победы был возведен мемориал Славы, вступил в работу комбинат строительных конструкций, открылся больничный городок, начали свою работу общеобразовательные школы и детские сады, были построена православная церковь и краеведческий музей. Был также открыт кинотеатр «Энергетик».
В современных реалиях…
На сегодняшний день, казалось бы, процветающий город давно потерял свою былую перспективность. Многие когда-то функционирующие заведения сейчас закрыты, а здания снесены, разобраны или вовсе стоят заброшенными и представляют из себя объекты повышенной опасности, так как становятся местами для игр детей и подростков.
Так в 2011 г. почти прекратил свою деятельность КСК – комбинат строительных конструкций.
Из семи цехов сейчас работает только один, остальные давно выкуплены и разобраны на строительный материал частными предпринимателями, а оставшееся — разрушено и разворовано.
Естественно, это привело к сокращению рабочих мест. Тагильчане были вынуждены искать работу в соседних городах.
В 2013 г. на незаконных основаниях на месте бывших цехов КСК открывается предприятие по вторичной переработке изделий, содержащих свинец. И это в черте города! Компания ООО «УСК» еще в 2011 г. заявила о своем желании открыть отравляющее жителей предприятие на месте разрушенного комбината, что вызвало споры среди чиновников и населения почти на два года. К сожалению, протесты ни к чему не привели.
Свинцовый завод продолжает свою деятельность и по сей день, несмотря на то, что с каждым годом все больше жителей Верхнего Тагила страдают онкологическими заболеваниями и просто задыхаются от вредных веществ в воздухе.
Плоды безнаказанности
В апреле 2017 г. у свинцового завода появилась реальная жертва с летальным исходом — в рабочем цехе взорвался котел для переплавки свинца. Погиб рабочий родом из Средней Азии, пострадали и были госпитализированы трое местных тагильчан с сильнейшими ожогами и многочисленными переломами.
Прокуратура выяснила, что в цехе даже не было элементарных средств по борьбе с возгоранием, сотрудники МЧС несколько часов боролись с разбушевавшимся пламенем.
По факту было возбуждено уголовное дело, однако свинцовый завод свою деятельность так и не прекратил, а директор заявил, что произошедшее даже нельзя назвать чрезвычайным происшествием.
Судьбоносное время
2013 год вообще стал очень судьбоносным для Верхнего Тагила. По непонятным причинам принимается решение о закрытии туберкулезного диспансера, из-за чего пациентам теперь приходится добираться самостоятельно в Нижний Тагил. Ближайшее отделение есть только там. Около двух лет здание пустовало, чем представляло серьезную опасность для жителей.
Только через два года строение было наконец снесено, на его месте в целях безопасности теперь нельзя разворачивать какую-либо деятельность еще 70 лет.
В этом же году закрывается единственное профессиональное учебное заведение города — филиал Уральского промышленно-экономического техникума.
Сейчас помещение используется в качестве хранилища книг Павленковской библиотеки, которая в последние годы находилась в аварийном состоянии, вследствие чего здание теперь пустует и продолжает постепенно разрушаться.
Летом 2016 г. население просто душил черный смог. Угольные отходы в виде многочисленных тонн золы с Верхнетагильской ГРЭС сваливались в карьер в паре километров от города. Дышать было просто невозможно: пепел застилал глаза, скрипел на зубах, першило в горле, и невозможно было управлять транспортными средствами. Дачники жаловались на спад урожая: в данном случае пепел не шел на пользу, его было слишком много. Проверка показала, что требования по обращению с угольными отходами полностью не выполняются, в отношении директора филиала «Интер РАО» было возбуждено административное дело.
Это, пожалуй, единственный случай, в котором были предприняты все необходимые меры, и проблему сразу устранили.
Читайте также: Как живут люди в поселках, окруженных заводами, шахтами и рудниками.
Однако на этом беды не закончились. В конце этого же года по решению управляющей московской компании «Интер РАО», после постройки энергоблока №12, происходит массовое сокращение рабочих мест на Верхнетагильской ГРЭС. До этого на станции работало более 2000 человек, сегодня же по последним данным меньше 500 человек. Сама Верхнетагильская ГРЭС теперь состоит всего из двенадцати энергоблоков, шесть из которых выведены из эксплуатации. Известно, что все они пригодны к работе.
Кому это было нужно, оставить без работы больше 1500 человек? Это событие стало самой масштабной социальной катастрофой для жителей города, ведь большинство остались без работы, а значит многие семьи потеряли свой основной доход.
Перед населением резко встала проблема поиска вакансий, ведь станция была по своей сути единственным в городе источником заработка. Многие сейчас ездят работать в соседние малые города, по возможности в Екатеринбург, который находится в 100 км от Верхнего Тагила. Стоит отметить, что именно с этого года численность населения резко упала до 11 тыс. человек, ведь большинство приняли решение покинуть увядающий город. Значительно снижается стоимость жилья и аренды на него, свои квартиры и дома не продают разве что старики — им уже бежать некуда, а вот молодежь стремится скорее избавиться от обузы жилых квадратов.
Если проанализировать объявления о недвижимости на известных сайтах, можно прийти к выводу, что половины населения в городе попросту нет — жилые площади сдаются и продаются в неисчисляемых количествах. Представители малого и крупного бизнеса также стараются продать свои детища, иначе они просто со временем разоряются из-за отсутствия клиентов.
Муниципальные проблемы
Большие проблемы присутствуют внутри администрации города, которая просто увязла в коррупции: праздники на городской площади оформляются очень скудно, дороги в ужасном состоянии, управляющие компании никогда их не чистят от снега.
Верхний Тагил считается городом энергетиков, где после полуночи отключается уличное освещение.
И на все это есть очень простое объяснение: «Бюджетных денег не хватает». Согласно статистике, Верхнетагильский городской округ стоит на первых местах по цене за коммунальные услуги в Свердловской области.
Так же остро стоит проблема бездействия полиции. В большинстве случаев сообщать о преступлениях просто нет никакого смысла. Сотрудники безучастно разведут руками и бросят ваше заявление в стопку архивных бумаг.
Хочется также заострить внимание на крайне некачественном уровне медицины. В больничном городке катастрофически не хватает специалистов, люди просто увольняются ввиду низких зарплат и так же ищут работу в других городах. Сами здания находятся в плачевном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте, требуется полная замена медицинского оборудования. В стационарах сокращается количество коек, госпитализировать пострадавших попросту некуда. Оставшиеся на своих местах врачи относятся к пациентам весьма равнодушно, часто некачественно оказывают больным помощь. Жителям приходится в основном брать направления на сдачу анализов и обследования в других городах у тех или иных специалистов, так как больница Верхнего Тагила просто не компетентна.
Читайте также: Как я выполнял работу муниципалитета и заработал кучу денег.
Что уж говорить о работе почтового отделения и управляющих компаний! Кругом бардак, хамство, отсутствие работников и специалистов как таковых.
А как же молодёжь?
Верхний Тагил уже давно не приспособлен для жизни современной молодежи. Отсутствие рабочих мест и учебных заведений в первую очередь подталкивает после окончания школы к поиску лучших условий в других городах. В основном все стремятся перебраться в Екатеринбург – третий по численности в России город-миллионник, столица Урала. И это неудивительно, ведь в Верхнем Тагиле нет абсолютно никаких развлечений для молодых людей.
Кинотеатр «Энергетик» закрылся лет 15 назад, и здание стало пристанищем для лиц с неопределенным местом жительства.
В июле 2017 г. по неизвестным причинам в этом здании произошло возгорание, хотя, чему там еще гореть?
Единственный парк около Дома Культуры, где, казалось бы, можно просто погулять и отдохнуть на скамейке, также заполонен пьяным контингентом, а заржавевший фонтан в центре закидан мусором и, видимо, уже никогда не порадует глаз.
Остающаяся молодежь, к сожалению, от безысходности проводит свой досуг весьма неправильно, употребляя алкоголь и наркотики, и в большинстве случаев молодые люди оказываются за решеткой. Это, конечно же, очень печально.
Вместо выводов
На самом деле проблем в городе гораздо больше, если копнуть еще глубже. Я же рассказала только о некоторых, лежащих на поверхности и кричащих. Верхний Тагил просто умирает на глазах, и хочется верить, что его еще возможно поднять с колен, лишь бы кому-то это было действительно нужно.
Опубликовано 7 июня, 2018 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем admin
Печальное зрелище — умирающие города. Конечно, те, кто может, уезжает. А остаются те, кто будет доживать свой век.