Для многих журналистов карьерный рост связан с редакцией, в которой они работают: можно стать выпускающим редактором, главным редактором — в любом случае, человек остаётся в той же организации. Однако есть случаи, когда журналист уходит работать в пресс-службу города или края, чтобы соответствовать своим амбициям.
Сегодня в гостях у журнала Reconomica молодой человек, который работает пресс-секретарём администрации Приморского края. Он рассказал нашим читателям о своих обязанностях, заработной плате и случаях, когда ему приходится прикрывать ошибки своих работодателей.
Содержание материала
Пресс-секретарь администрации Приморского края
Меня зовут Игорь, мне 32 года. Вот уже полтора года я являюсь пресс-секретарем администрации Приморского края.
Попал я на эту работу по простому сценарию: был пишущим журналистом в одном из изданий Владивостока, место пресс-секретаря освободилось, меня позвали это место занять. Почему выбор пал на меня, я могу объяснить: я уже имел опыт работы с администрацией, плюс меня было легко переманить, ведь зарплату я получал небольшую.

Администрация Приморского края.
Обязанности пресс-секретаря
После приёма на работу я стал разбираться в своих обязанностях:
- Написание статей для сайта администрации. Делать это очень легко, статьи не должны отдавать художествами и эпитетами. Как правило, ты просто сухо переписываешь то, что услышал от политиков на том или ином мероприятии.
- Высказывание позиции администрации по тем или иным вопросам. Случилось какое-то ЧП — об этом нужно написать в сдержанном стиле. В конце концов, если напишешь остро или провокационно, то для читателя это будет выглядеть так, словно политики ведут себя некорректно. Нужно помнить, что ты высказываешь позицию целого штата работников.
- Контактирование с журналистами и написание пресс-релизов.
Пресс-релиз — это краткое объяснение мероприятия, которое должно произойти. Пресс-релиз рассылается в СМИ, его задача — призвать журналистов посетить мероприятие. К примеру, состоится пресс-конференция администрации по поводу ремонта дорог. В пресс-релизе будет указано место, где пройдёт пресс-конференция, дата и время, а также имена и должности всех спикеров. Когда редактор получает пресс-релиз, он знакомит с ним своего журналиста, который в итоге напишет статью о мероприятии.
Читайте также: Думаете, что сотрудники пресс-службы много зарабатывают? Как бы не так, 11 400 руб. на руки! Вся правда о работе в пресс-службе госучреждения.
Общение с журналистами
Когда журналисты придут на мероприятие, я должен их встретить (если они заблудились, например). Если журналист не смог поговорить с кем-либо из спикеров, то я могу поделиться с ним своей диктофонной записью. То есть я должен контролировать качество материала, с которым работает журналист.
На пресс-конференции я задаю вопросы спикерам, чтобы получить от них всю важную информацию. Само собой, журналисты тоже могут это делать, но моя задача — сделать так, чтобы полную картину представители прессы получали без дополнительных вопросов.
Так же я могу предоставить журналистам фотографии. Не все пишущие журналисты умеют (или хотят) фотографировать, всё-таки это дополнительные затраты на фотоаппарат, на которые готовы не все. На некоторых мероприятиях я сам делаю фотографии, иногда этим занимаются специально нанятые люди.
Бывают у нас и выезды. К примеру, заканчивается ремонт дороги где-нибудь в крае. Я пишу пресс-релиз, отправляю в СМИ, считаю, сколько журналистов в итоге готовы поехать на объект. После этого я договариваюсь о найме машины и водителя. Само собой, это происходит за счёт работодателя. После этого я назначаю дату и время выезда, а также место отправления, откуда мы и везём журналистов смотреть на объект.
На конечный материал я никак не влияю. Как журналист увидел ситуацию, так он о ней и пишет. Хотя очевидно, что чаще всего статьи получаются очень похожими, всё-таки эксклюзивы авторы ищут сами, им моя помощь не требуется.
Это очень важно, так как некоторые мои знакомые долгое время считали, что моя работа связана с цензурой или чем-то подобным. Это точно не так.

Пресс-конференция.
Трудности работы и оплата труда
Конечно, на работе бывают и трудности. Бывают ситуации, когда мероприятие, на которое я позвал журналистов, отменяется по причинам, о которых я узнаю в последний момент. Как бывший журналист, я понимаю, что для представителей прессы это очень скверная ситуация (они потратили несколько часов на подготовку к написанию материалу и дорогу, а в итоге даже заметку им писать не о чем). В таких случаях я делюсь с представителями прессы какой-либо информацией, которая нигде не была раннее опубликована.
Получаю я за свою работу 45 тысяч рублей в месяц, меня устраивает такая оплата.
При этом нужно понимать, что у меня нет нормированного графика. Я вроде бы работаю 5 через 2, однако на каждых выходных найдётся мероприятие, которое мне нужно посетить. Оно может длиться всего час, однако на него у меня уйдёт полдня (спасибо владивостокским пробкам, день без которых расценивается как праздник).
В остальном меня радует моя работа. Я общаюсь с интересными людьми, всегда в курсе интересных новостей и событий.
Конечно, работа на правительство имеет свои минусы. Я не могу заниматься критикой действий администрации, всё-таки это мой работодатель. При этом у нас не так много случаев, когда мне хочется это делать. Я понимаю, как устроена политика. К примеру, условный мэр может сделать множество хороших вещей, но если он про них не рассказывает, то их почти никто не заметит. Его конкурент раз-два выскажет мнение о том, что мэр занимается бесполезной работой, и в глазах общественности политик работает плохо. Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы освещать полезные действия политиков — политическая реальность этому способствует.
Читайте также: Как работает пресс-служба губернатора. Взгляд изнутри.
Что касается карьерной лестницы, то с этим всё сложно. Теоретически, можно совмещать мою работу с деятельностью в какой-либо газете, мне этого никто не запрещает, но у меня не так много свободного времени для этого.
Опубликовано 31 октября, 2019 Обновлено 31 октября, 2019 Пользователем Ирина Грозина