Гость журнала Reconomica, Олег, в своё время проходил корпоративное обучение по совершенствованию управленческих навыков. Там рассматривались различные вопросы корпоративной этики и неформального лидерства в коллективе. Например, что делать, если тебя назначили руководить в новое подразделение или ты пришел в новый проект, а там есть человек, которого уважают в коллективе, и у него есть свои амбиции и своё видение, как должен развиваться коллектив, и это видение не совпадает с вашим. Ответ учителя был прост и понятен: либо вы договариваетесь с неформальным лидером о правилах игры (максимально жестко и подробно), либо кому-то придется развивать карьеру вне текущего коллектива.
Сегодня Олег решил рассказать нашим читателям абсолютно реальную историю о своих взаимоотношениях с неформальным лидером филиала московской IT-компании. Читайте, будет интересно!
Содержание материала
Решение по неформальному лидеру коллектива
В те далекие годы я принял предложение о работе, и был принят на должность директора филиала. В коллективе существовал свой неформальный лидер, звали ее Полина. У нее была своя «группа поддержки», и она выполняла обязанности по совместительству: «кадровички», диспетчера и делопроизводителя. Так как дело касалось распределения заявок, по понятным причинам у нее были рычаги для распределения «хороших» заявок для «своих» пацанов и остальных заявок для остальных сотрудников. Формально она стояла на должности специалиста по поддержке программного обеспечения.
Мой первый рабочий день прошел как обычно. Меня представил коллективу операционный директор, который прибыл из Москвы именно для этой цели. Сразу стало понятно, что в коллективе не всё в порядке, то есть специалисты живут определенной своей жизнью. Отчетность практически отсутствует, есть определенные процедуры, но люди считают, что это ненужные придирки и особо не хотят их выполнять. Куда делся предыдущий директор, рассказывать смысла нет, понятно, что коллектив сложился давно и есть определенные проблемы.
Собственно, все «народные» вопросы поддерживала Полина. После собрания коллектива обычно все шли на перекур, и Полина собирала вокруг себя народ и комментировала указания руководства.
Операционный директор своим решением убрал с Полинки все обязанности по делопроизводству и диспетчеризации. Это было буквально перед моим приходом (изначально я этого знать не мог). То есть собственно не я, а операционный директор убрал её с пьедестала и предложил заняться своими прямыми обязанностями — выполнять заявки по сопровождению ПО (программного обеспечения). Замысел Полины и её «реферальной» группы состоял именно в том, чтобы начальство московское уехало, а я всё вернул бы, как было раньше.
Конфликт интересов
Собственно налицо чистый конфликт интересов. Старший начальник именно по Полинке принял персональное решение — убрать её из офиса в «поле», так чтобы она стала «рядовым» инженером. А ей уже было не комфортно «в поле», она привыкла командовать народом и чувствовать себя «барыней». Я был не против, если сказать честно, но я помнил совет учителя с курсов — надо договориться и максимально жестко ограничить рамки и границы поведения и интересов.
К сожалению, как показала практика, никто не планировал со мной особо договариваться, а это было неприемлемо!
Все началось как обычно, с мелочей. Утро, народ разъехался, я читаю почту, довожу до личного состава указания. Интересуюсь, где Полина? Никто не знает. Звоню, поднимает трубку, спрашиваю: «Мадам, Вы где?» Отвечает: «А вам-то что? Я работаю», — и просто кладет трубку. Больше в тот день поговорить не получилось. Само собой, вечером она в офисе не появилась. С утра совершенно пустой разговор:
— Что вчера было?
— Ничего.
— Где Вы были?
— Работала.
— Где результат?
— Потом оформлю.
— Какие планы на сегодня?
— Работать.
И снова повторяется картина — на звонки не отвечает, чем занимается, понять сложно. Я не слишком амбициозный, но все-таки я на должности директора филиала, а сотрудник себя со мной ведет, как будто я ефрейтор, а он солдат четвертого периода службы, в просторечии — дембель. Как Вы думаете, уважаемые читатели, мог ли я о чем-то договариваться с Полиной?
Что делать?
Я посчитал, что с подобными типами договариваться невозможно в принципе — их раздутое эго не позволяет им адекватно воспринимать ситуацию. Самое неприятное, что и другие сотрудники начинают себя вести подобным образом — не отвечать на телефон в рабочее время, не появляться в офисе в конце рабочего дня. Доходило до такого:
— Человек, съезди на объект, просто отвези системный блок.
— А это не мой объект.
Я уже не мог сдержаться и давал прямое указание съездить и решить проблему, по приезду доложить. Дальше как обычно, телефон не на связи и т. д. Характер работы у инженеров — разъездной. Это было записано у них в договорах. Прошу обратить внимание на этот момент, т. к. дальше часто будем к этому возвращаться.
Я проконсультировался с операционным директором по поводу ситуации в филиале, мол, что происходит? Почему народ такой «разрегулированный»? Напомню, я проработал всего две-три недели и мне немного дико было видеть, что инженеры нагло игнорируют прямые указания директора.
Операционный сказал просто: «Уволь Полинку, все немного присмиреют. Если не поможет — уволь всех бузотеров, оставь только нормальных.»
Как уволить нежелательного сотрудника
Может быть это кому-то покажется странным, но просто так уволить нежелательного персонажа не так просто. Есть способ через отстранение от служебных обязанностей по результатам проверки знаний по охране труда. Минус способа — нужен специалист, который всё это документально оформит, потому что суд может и опротестовать такое решение. Именно это мне сказала юрист фирмы, когда я обратился к ней за консультацией по совету операционного директора. Самое главное — юрист согласилась помочь, так как она предположила, что Полина может и заартачиться.
Способ избавления №1 (простой)
Полинку пригласили на скайп-собеседование с юристом, я присутствовал. Фокус не получился.
Юрист привела мои аргументы про отсутствие личной дисциплины и низкую личную эффективность. Полина сказала, что это все неправда, она очень эффективна, а претензии директора — личная неприязнь. Дальше она просто выскочила из кабинета и больше её в это день не видели. На следующий день она проинформировала, что у нее скакнуло давление, и она на больничном. Простой способ не сработал.
Способ профессиональный (сложный)
Пока Полина отдыхала на больничном, я пытался понять, чем же она занимается в рабочее время. В целом в фирме тогда были смартфоны служебные и служебные сим-карты. Всё это было завязано на IT платформу. Теоретически можно было заказать логи передвижения и закрытия заявок. Заказал, пришли. Да, картина маслом. Персонально по Полинке — оклад у нее был примерно 25 000, так вот, за март того года ей заплатили примерно 60-65 000 рублей. Я немного удивился, как так. Да просто все! Обычные классические приписки. Заявки фактически выполнялись в рабочее время, а ставились в систему как аварийные в выходные или в вечернее время. Логи по сим-картам это вполне подтвердили.
Прошу обратить внимание на этот момент — Полинка не сеяла и не пахала, просто за счет манипулирования с заявками в смарфоне за месяц «подняла» больше 40 000 рублей. Это важно понять — просто «нарисовала» себе переработки. Это было сильно!!!
Я показал это сначала персоналу. Зарплаты у всех были примерно одинаковые, максимум 30-31 000 рублей. И когда люди видели, сколько Полина загребла за март, у них волосы шевелились. Начальство возбудилось тоже очень сильно. Тема в том, что я эти переработки не подписывал, за март ей подписывал другой человек. Начальство распорядилось срочно убрать Полину и усилить контроль за переработками.
Теперь стало понятно, почему некоторые люди не берут телефон и не появляются вечером. Делают заявки днем, а рисуют на вечер, чтобы максимально «переработать». Вообще-то, это безобразие.
Мне стало понятно, почему Полина такая дерзкая и почему так держится за вполне среднюю зарплату. Пишу открытым текстом — потому что она считала, что открыла «золотую жилу», когда можно, особо не напрягаясь, рисовать вполне интересные цифры.
Я лично считал, что с таким человеком я работать не хочу, она снова должна стать «честным человеком». Полинка, конечно, никаких выводов не сделала. Когда она отработала примерно три дня, я письменно обязал её предоставить акты приемки работ. Она расписалась в приказе, и на следующий день я увидел её подпись на актах и подпись представителя Заказчика. По машинам и давим на газ! Я прибыл на объект Заказчика, нашел ответственного человека, спросил, а был ли вчера наш сотрудник и подтверждается ли заявленный объем работ. Конечно, нет, не подтверждается (тех. детали пропущу, много IT терминов). Была пикантная деталь — люди, чьи компьютеры типа «обслуживали», сидели красные, глаза отводили, но не могли вспомнить, что было буквально вчера, приходила ли наша Полина и что она делала.
Читайте также: История о том, как Саша на море съездил, а задолженность по сотовой связи потом всем филиалом платили. Воспоминания руководителя.
Ответственный от Заказчика психнул, мы пошли в отдел безопасности, отсмотрели камеры наружного и внутреннего наблюдения. В результате мне дали справку, что такого-то числа такие-то работы не проводились и Полины на объекте не было. Бинго!!! Полинка попалась! Доложил юристу, начальству, все радовались. Да и я сам был доволен. Подлог вскрыт, времени, указанного в акте, вполне хватает «на прогул». Полинку вызвали в Москву «на беседу». Дальше удивительное дело — Полина даже в Москве устроила «бычку».
Ей предложили «по-хорошему»: один оклад и до свидания или выговор и перспектива «по дисциплинарной» статье (по инициативе работодателя). Полина захотела аж 12 (!!!) окладов. Это мне юрист рассказала и предупредила, что дело будет долгим.
Увольнение
Полина приехала из Москвы с выговором (она там же расписалась за ознакомление) и со следующего дня опять на больничном. Пока все без изменений. Ко мне потянулись «ходоки»: «А что Полиночку хотят уволить? Да без нее всё рухнет!» Это даже смешно стало. Я всем «ходокам» показывал ее квиточек за март и интересовался: «А ты сколько «поднял» за март?» В конце пришел самый авторитетный: «Полина хочет с Вами встретиться в кафе и поговорить.»
Я честно ответил авторитетному, что не вижу в Полине ДОГОВОРОСПОСОБНОГО человека. Она нагло врет всем и по любому поводу, а когда её поймали, она сказала, что это мы все дураки. О чем с таким персонажем можно договариваться?
Дальше кратко. Её направили в командировку в другой филиал. Отказ. Второй выговор. Ещё одна командировка в другой филиал. Снова отказ.
Настал момент, когда на столе лежали две бумаги:
- Расторжение ТД по соглашению сторон (с выплатой одного оклада месячного содержания).
- Уведомление о расторжении трудового договора по инициативе работодателя (за систематические нарушения трудовой дисциплины). Для справки: отказ от командировки — это нарушение трудовой дисциплины.
Ей предложено было выбрать: «Полина, выбирай, но только одну бумажку». Как вы поняли, она выбрала уведомление о расторжении трудового договора по инициативе работодателя (за систематические нарушения трудовой дисциплины). Сама, своими руками.
История с трудовой книжкой
«Увидимся в суде», — сказала Полина и попыталась покинуть офис, — «Где моя трудовая книжка?» Я ответил, что по закону выдадут за час до окончания трудового дня. Она ушла курить, я подошел к сейфу. Проблема — её трудовой книжки нет!!! Да, уважаемый читатель, мы лоханулись, надо было до выговоров изъять её ТК, а теперь проблема. Звоню юристу в Москву….
Для справки. Трудовые книжки должны храниться в железном ящике. Должен быть документ под названием «Книга хранения и движения трудовых книжек». Отвечает за сохранность или специальный человек, или директор филиала, который отвечает за всё в филиале. Там записывается дата, номер трудовой книжки и стоит подпись о сдаче и приемке. Это все быстро промелькнуло у меня в памяти, пока шел вызов на юриста.
Юрист меня успокоила. Это, кстати, она сказала: «МЫ лоханулись» (про изъятие ТК Полины). Проблема решается просто — купить в союзпечати чистую трудовую книжку (ТК далее), заполнить её одной записью: дата начала и работы в нашем филиале, основание увольнения и поставить подпись и печать. Вторая часть посложнее — надо было сходить в территориальное отделение полиции и написать заявление о пропаже ТК Полины с заявлением о розыске. Менты сначала даже разговаривать отказались, мол, сколько стоит? Долго ли, коротко ли, отдел полиции мне справку выдал, что они заявление приняли. Сканы дубликата ТК и справку я отправил в Москву. Так закончился день увольнения Полины. До конца дня она не появилась.
Жалобы
Утро началось бурно. Она приперлась за полчаса до начала рабочего дня и подписала петицию у личного состава, что ей не выдали ТК. Меня Полина не дождалась. Я задал некоторым адекватным людям вопрос: «Зачем Вы подписались, не дождавшись меня?»
Ответить они мне не смогли внятно. В течение этого же дня мне принесли две повестки из прокуратуры и трудовой инспекции.
Прокуратура
Полина написала жалобу. Можно было бы привести всю, но это долго и нудно. Суть такова — у меня с ней сложились неприязненные взаимоотношения, и я решил её «гнобить». Она просит проверить факты и привлечь меня к ответственности. А она просто беленькая и пушистая. Также просит компенсацию за утрату её ТК.
Юрист просто изложила факты, как и за что налагались дисциплинарные взыскания, я отвез в прокуратуру. Также в прокуратуре я показал факты приписок за март, и сколько мадам положила по-халяве себе «на карман». Тема была закрыта.
Сотрудница прокуратуры проблем и нарушений не усмотрела.
Трудовая инспекция
Тяжелое развитие ситуации. Полина была лично на приеме, плакала и жаловалась. Её пожалели и наехали на меня. Суть жалобы была аналогична прокурорской, и ответ наш был схожий, но инспектор ТИ (трудовой инспекции) обратила внимание на следующее обстоятельство: «Вы сами доверили своим сотрудникам контролировать своё рабочее время (через смартфон), вот люди и решали, как им лучше». Я очень удивился реально и спросил: «А как уважаемая Трудовая инспекция видит организацию у нас режима труда и отдыха?» Мне ответили, что должен быть табельщик, кадровик и т. д., то есть ОТДЕЛЬНЫЙ сотрудник, который бы следил за загрузкой специалистов и графиком их работы. Цитата: «А Вы доверились средствам контроля, которые передают непонятно какие сигналы, на непонятно какие спутники.» Это так уважаемый инспектор воспринимает сотовую наземную подвижную связь.
Я воспринял это как шутку, но меня отдельно оштрафовали и организацию отдельно. Забегая вперед скажу, что мы всё обжаловали, юрист — молодец (ну и я старался, конечно).
Представляет интерес следующее: инспектор ТИ поинтересовалась, когда у нас суд, и будет ли у Полины адвокат. Я ответил, что скоро, и адвокат будет обязательно (Не зря же Полинка понтила, что у неё все схвачено и юридически подвязано). Инспектор сказала, что она бы хотела поприсутствовать на суде и посмотреть, какая линия атаки будет у её адвоката. Она бы, если была бы «в деле», избрала бы тактику атаки — у нас не организован контроль за людьми. Я спорить не стал, но по моему мнению, если нет контроля, так что воровать можно? По-моему, это минимум необоснованное обогащение, а максимум — встретимся в суде!!!
Ещё один интересный момент — инспектор спрашивает: «Вы осознаете, что уволив по дисциплинарной статье девушку, вы достаточно существенно подрезаете ей перспективы карьеры?» Я ответил, что если девушку Вам действительно жалко — возьмите это «сокровище» к себе в структуру на работу. Почему-то инспектор ничего не ответила.
Судебные заседания
В исковой части, помимо того, что было в жалобах в прокуратуру и в трудовую инспекцию, был интересный пункт: восстановить на работе в прежней должности и выплатить 12 (ДВЕНАДЦАТЬ) окладов денежного содержания.
Замысел вскрылся — получить деньги и восстановиться, чтобы в тот же день уволиться по собственному желанию, то есть безо всяких выговоров и других взысканий.
Наша линия обороны была выстроена традиционно: подлог, обман, низкий уровень личной дисциплины, дискредитация деловой репутации фирмы. Очень хорошо «зашла» бумага с печатью от Заказчика, что, мол, работы не выполнялись, а акты подготовлены и представлены. Интересно было то, что предположительно в качестве свидетелей были вызваны тетки из офиса, которые краснели во время выборочной проверки. Я, если правильно понял, когда выяснилось, что в деле присутствует официальная бумага с печатью — тетки отказались идти свидетелями.
Читайте также: Работал консультантом, но заставили уволиться. Виной тому человеческая зависть! Реальная история обычного парня.
Адвокат Полинки ничего поделать не смогла. У нас бумажка к бумажке, а у них только голословные заявления. Интересно вышло с дубликатом ТК Полины:
— Выдали ТК?
— Нет.
— Почему?
— Не было на рабочем месте в конце дня увольнения.
— Книжка есть?
— Так точно.
— Готовы выдать в зале суда?
— Так точно.
Я передал судье дубликат. Полина начала голосить, что ей нужна её книжка с её «драгоценными» записями. Тут-то и сработала бумажка из полиции!!! О том, что заявление о пропаже ТК Полины принято. Все как часики сработало: время 15.45, до 17.00 ещё есть время. Книжка пропала — полиция обязана найти!! Я же говорю, мы сработали с точностью швейцарских часиков.
И вот заслуженный результат: оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения. Это значит, если кратко — Полине отказали по всем пунктам!!!
Особенно весело получилось с трудовой — юрист сообщила суду, что мы готовы разослать запросы о восстановлении записей из трудовой Полины, ЕСЛИ Полина предоставит нам информацию об адресах, куда надо рассылать запросы. Шах и мат!
P.S. Дело пытались обжаловать даже на коллегии областного суда — все решения оставить без изменения!!!
P.P.S. Вот так закончилась эта история:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы).
Это с сайта суда. Понятно, что фамилия мадам скрыта, чтобы снова ей не пришлось тратиться на адвокатов. Опыт был получен просто огромный. Авторитет среди личного состава был укреплен и поднят до сияющих вершин. Саму Полину победили в суде!!!
Наше конг-фу сильнее!!! (Шуточный призыв на основе услышанного в детском мультфильме)
Выводы делайте самостоятельно, оглянитесь вокруг себя, может быть Полина в Вашем коллективе? Может, она Вами уже манипулирует? Может, Вы ей немножко поверили? Знайте, есть судебная практика, и специалисты, и командиры, которые в своё время все выявили и довели до решения. Если надо — можем повторить.
Опубликовано 4 сентября, 2019 Обновлено 4 сентября, 2019 Пользователем Ирина Грозина