Как не переплачивать лишние деньги при получении кредита: возвращаем страховую премию

Потребительский кредит — услуга, которой пользоваться не всегда хочется, ведь банк выдает одну сумму денег, а возвращать приходится гораздо больше. Но иногда необходимость подталкивает людей на этот шаг: обратиться в банк для займа денежных средств. Однако помимо того, что выплатить долг придется с процентами, кредиторы стремятся навязать клиенту еще и страховку. Для чего это делается? Если задать этот вопрос в банке, скорее всего, вам ответят, что страхование необходимо для того, чтобы обезопасить кредитора от невыплат, а заемщику помочь с оплатой, если наступит страховой случай.

Страховые случаи могут быть разные, и все они прописываются в договоре страхования, например, смерть заемщика, потеря им трудоспособности, утрата платежеспособности из-за увольнения, болезни или изменения семейного положения.

Однако даже если произойдет что-то подобное, страховщик может найти массу нюансов, из-за которых будет вправе отказаться выплачивать денежные взносы банку, так что на деле страховка навязывается заемщику лишь для того, чтобы банк мог выполнить свой план продаж.

Именно поэтому многие думающие люди после оформления кредита обращаются в банк для возвращения своей страховой части, ведь зачем переплачивать лишние деньги? Reconomica выяснила, как правильно действовать в такой ситуации и как выйти из нее победителем, а теперь мы расскажем об этом своим читателям.

Как вернуть страховой взнос по кредиту

Мое имя — Алексей, я из города Ярославля, мне 32 года. Сейчас трудно найти человека, который никогда не пользовался потребительским кредитом. Порой катастрофически ограничен во времени, а не достает определенной суммы, например, на ремонт, покупку автомобиля и прочие ситуации. В 2016 году мне посчастливилось вступить в ряды заемщиков любимого Сбербанка. Под улыбку и ненавязчивые вопросы девушки-консультанта вышеупомянутого заведения мы закончили заполнение анкеты и перешли к подписи документов. Само собой, в наше время все, что подписываешь, необходимо досконально перечитывать.

До определенного момента все было хорошо, пока я не увидел договор на страхование.

На мой вопрос об обязательности этой бумажки мне ответили, что без этого придет отказ на кредит. Здесь-то у меня и закралось сомнение. Обо всем напишу по порядку.

Читайте также: О том, как выдают потребительские кредиты.

Договор

Внимательно перечитайте договор, прежде чем его подписать

Законодательная база

Первый вопрос, который мне пришел в голову, когда я вышел из отделения банка был следующий: а какова позиция законодательства России? Вечер был посвящен общению с поисковиками. Просто перечислю нормативные акты, которые регулируют взаимоотношения заемщика и кредитора и присутствие в них страхового договора:

  1. Указание Центрального банка России №4500-У от 21.08.2017 года, которое вносит изменения в указание №3854 «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Собственно, это основополагающий документ в этом вопросе. В первом пункте закреплено право в 14-дневный срок отменить действие договора страхования. Этот период именуется «периодом охлаждения»;
  2. Закон «О защите прав потребителей», статья 16. Здесь закреплено положение о том, что запрещено обусловливать покупку одних услуг или товаров обязанностью приобрести другую услугу. И тут же закреплено положение о недопустимости выполнять платную услугу продавцом без согласия потребителя;
  3. Кодекс об административных правонарушениях, статья 14.8, п. 2. Запрещает включать в договор условия и положения, ущемляющие права потребителя услуги.

Время действовать

На следующее утро я пошел в тот же офис банка за пояснениями и с намерением отказаться от страховки. Оператор, который меня обслуживал накануне, сообщил, что отказаться от страхования никак нельзя. В свою очередь я попросил обосновать такой ответ. В ответ услышал, что таковы правила банка.

Обращаю внимание, что это самое вероятное развитие событий, и в дальнейшем многие просто уходят с возмущением. А оператор получит свой бонус за вашу страховку и за ваше молчание.

Как быть с персоналом банка

Пришлось позвать администратора смены и рассказать всю ситуацию. Естественно, администратор занял аналогичную позицию с оператором. Но главное — это подготовка. Я сообщил, что Сбербанк (в моем случае) в лице администратора (прочитал фамилию и имя с его бейджа) отказывает в возврате оплаченной страховой премии по страховому соглашению, которое было включено в кредитный договор без моего согласия. Далее сообщил, что обращусь в Роспотребнадзор и в Центральный Банк.

Читайте также: Вся правда о работе в Сбербанке.

Куда и как жаловаться

Если дойдет до жалобы в эти надзорные органы, то на их официальных сайтах есть формы для электронных обращений, где нужно подробно описать ситуацию и прикрепить сканы обоих договоров (кредитного и страхового).

Предварительно дома я составил письменную претензию в двух экземплярах: один — вручить банку, а второй — чтобы поставили отметку о дате принятия. Так и случилось: претензия была принята. В ней я указал о нарушении вышеуказанных статей и последствиях отказа в удовлетворении. Само собой, руководители банка видят нарушение закона, и лишние жалобы в Центральный Банк им не нужны. Через пару дней раздался звонок, и меня пригласили в отделение для решения проблемы. Договор страхования расторгли, всю сумму, около 20000 рублей, я получил наличными.

Читайте также: История молодой семьи, пережившей коллекторский террор.

Претензия

Боритесь за свои права.

Исключения из правил

Хочу дополнить, что нельзя отказаться от следующих видов страхования даже в «период охлаждения»:

  1. медицинская страховка, приобретенная для путешествия за границу;
  2. «Зеленая карта». Страхование ответственности за рубежом;
  3. страховка в тех профессиях, где она является обязательной. Например, нотариус;
  4. медицинская страховка для разрешения на работу, если нет гражданства.

Подводя итог, хочу сказать, что не нужно стесняться и бояться отстаивать свои права. Не нужно думать, что вы покажетесь нелепыми. На нашей с вами стеснительности кто-то делает хорошие деньги. Считаю, что такое поведение быстрее приведет наш рынок услуг в правовое русло.

Чем чаще люди будут отстаивать и защищать свои права, тем меньше желания у продавцов услуг будет навязать нам то, что мы не просим.

В моем случае был Сбербанк, но данные действия применимы к любому банку в России.

Опубликовано 24 февраля, 2018 Обновлено 24 февраля, 2018 Пользователем Екатерина Бауэр

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Как не переплачивать лишние деньги при получении кредита: возвращаем страховую премию

  1. Сергей says

    Да, действительно, беря в долг, забираешь чужие деньги на время, а отдавать приходится свои — и навсегда. Но случаются ситуации, и нередко, когда брать в долг приходится. Самый простой и удобный путь — кредитная карта. В умелых руках здравомыслящего человека может стать эффективным средством для решения текущих финансовых проблем. Как, например, эта https://goo.gl/a537Dk

  2. Михаил says

    Согласен по поводу страховки . Ни кто ни чего ни говорит . То что она стала необязательной — молчок. Случайно прочитал в договоре , после получения кредита , что от неё можно отказаться . Полтара часа общения с менеджерами с низу до верху — и свои 70000 вернул . Но такое общение выдержит не каждый .

  3. Татьяна Лаврова says

    Статья полезная. Многие тонкости законов мы не знаем. И поэьоиу на с дурят продавця услуг. А свое надо вовращать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *