Ваши данные хранятся в этом ангаре. Как устроен хостинг изнутри — рассказывают специалисты GBNhost

Ежедневно в интернете появляется множество интернет-сервисов и сайтов. Все сайты представляют собой набор файлов, который должен где-то храниться и быть доступен для пользователей из любой точки мира 24/7. Для этого существуют услуги хостинг-провайдеров.

Reconomica побеседовала с техническим директором хостинговой компании GBNhost Леонидом Наумовым о том, как устроен этот рынок. Вы узнаете о самых ключевых моментах этого бизнеса и получите ответ на главный вопрос — может ли хостинговая компания приносить весомую прибыль.

Что такое хостинг?

Хостинг — это компания, предоставляющая в аренду серверные мощности под размещение сайтов с обеспечением постоянного удаленного доступа к ним. Также хостингом часто называют само место размещения сайтов — сервер. Сервер представляет собой мощный компьютер с постоянным доступом к интернету и бесперебойным питанием. Сервер должен работать в режиме 24/365, чтобы вы всегда имели доступ к любимому сайту.

Под масштабные проекты (Google, Yandex, Facebook, VK) создаются отдельные дата-центры, для больших проектов (сайты с посещаемостью от миллиона человек в месяц, либо коммерческие сервисы, производящие на стороне сервера массовые технические расчеты для пользователей) приобретаются или берутся в аренду сервера, крупные сайты (свыше 10000 посетителей в сутки) размещаются на виртуальных серверах, а владельцы простых сайтов (до 10000 посетителей в сутки) пользуются услугами массового хостинга.

Открытие хостинговой компании GBNhost

В 2008 году мы начали заниматься самостоятельным бизнесом в области проектирования инженерных объектов. Как оказалось, это очень востребованное и оплачиваемое направление, но очень сильно зависящее от финансирования в строительной отрасли и инвестиционного климата в стране в целом.

В дальнейшем, так как был уже и опыт в ведении бизнеса и появились финансовые возможности, то очень часто нам стали поступать предложения по открытию разного рода бизнеса — от общепита и автомоек, до достаточно крупных инвестиционных проектов по строительству недвижимости.

Где-то 3 года назад нам поступило интересное предложение — открыть хостинговую компанию. Инициаторами были IT-специалисты одного из ведущего хостинга в Санкт-Петербурге.

Читайте также: Вам хватит 600 000 рублей в месяц? Конечно, это же IT-технологии! Неглянцевая сторона бизнеса.

Так как интернет-технологии — это бурно развивающееся направление, то однозначно было принято решение участвовать в нем. Тем более, что собралась очень сильная команда специалистов с многолетним опытом работы в IT сфере, с пониманием рынка хостинга и его нюансов.

Вложения в бизнес потребовались немалые

GBNhost функционирует с 2017 года, но подготовка к его запуску заняла несколько месяцев: оформление всех юридических документов, покупка оборудования, его настройка и тестирование, заключение договоров с провайдерами, агрегаторами и т.д.

Наш офис.

При составлении бизнес-плана нашего проекта первоначальные вложения планировались в районе 1 миллиона рублей. Но, наверное, как и у многих стартапов, в процессе эта сумма за первый год выросла в несколько раз.

И это не ошибка в расчетах инвестиций. Первоначально мы планировали оказывать услуги только по виртуальному хостингу. Поэтому и затраты на него и серверное оборудование были заложены соответствующие. В дальнейшем оказалось, что также очень востребованы виртуальные выделенные сервера (VDS/VPS) и аренда физических серверов. Учитывая все это, пришлось существенно увеличить бюджет.

Цифровизация — это тренд мирового развития

Готовый бизнес-план нам предложили специалисты — выходцы хостинговых компаний, имеющие богатые знания в части их работы, опыт по строительству и запуску крупных дата-центров. Мы этот план только сопоставили с нашими финансовыми возможностями и проанализировали рынок данных услуг на предмет возврата наших вложений. Мы решили, что на рынке есть для нас место по той причине, что IT — это одна из самых быстроразвивающихся отраслей в мире.

Это здание – Дата-центр. Тут работают сервера, на которых хранятся все данные клиентов.

Цифровизация стала трендом эффективного мирового развития. Она охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан. Она все время растет и, как следствие, растут потребности в хранении и администрировании данных.

Как устроена хостинговая компания изнутри 

Несмотря на крайне высокую конкуренцию, мы не сомневались в том, что нам хватит места в данной сфере. Мы не придумали ничего нового. Как создавать серверную инфраструктуру давно известно, об этом написаны статьи и интернет просто кишит информацией об этом. Мы просто взяли самую оптимальную на данный момент времени для нас схему.  К тому же у нас в компании имеются специалисты с высшим техническим образованием в области IT, которые вполне могут поставить задачи нашим партнерам из ЦОД и, при необходимости, решать их в пределах своей сферы ответственности.  Вообще, современный рынок IT  — это сам по себе постоянный процесс обучения. Кто перестаёт в нашей отрасли идти в ногу со временем, тот не выдержит конкуренции.

Читайте также: Сайт для бизнеса, собранный на конструкторе — дикость, лень, некомпетентность… или будущее?

Где брать первых клиентов?

Первыми клиентами, конечно, были наши партнеры, коллеги, соседи по бизнес-центру, друзья, друзья друзей и т.д. Ну а далее все по классике — это работа сайта и реклама.

Информация — это очень ценная вещь. А кому ее можно доверить, если не людям, которых ты знаешь, и которым доверяешь?

Также с помощью первых клиентов мы расширяли линейку наших услуг. Клиенты сами запрашивали нужную им услугу, а мы для них открывали это направление. Как пример, так у нас появилась услуга по хранению данных и аренде серверов в Европе.

Так выглядит само серверное оборудование.

Вообще, конкуренция среди хостинговых компаний сейчас очень высокая и за клиента приходиться побороться. Особенно за хорошего крупного клиента. Для того, чтобы клиент обратил свое внимание именно на наш хостинг, приходиться постоянно следить за условиями конкурентов и самим предлагать более выгодные условия. Одними скидками и бонусами мы не оперируем.

Очень часто с потенциальными клиентами мы общаемся лично. Включаем свое обаяние… А вообще, залог успеха любого хостера — это конкурентная цена, гарантия предоставления заявленных ресурсов, современное серверное оборудование и оперативная техническая поддержка. Но не надо становиться дешевым. Это кроме убытков и разочарования от работы ничего не принесет. Цена услуг должна соответствовать их содержанию и затрат на их предоставление.

Выбор сотрудников — очень ответственная задача

Новых сотрудников отбираем лично. Пока наш хостинг не достиг размеров дата-центра Googlе, мы можем потратить свое время на отбор кандидатов. В помощь нам идут ещё рекрутинговые агентства, а также рекомендации уже наших работающих специалистов. В процессе собеседования все становится понятно. Испытательный срок —это отдельный плюс, ведь работник в этот период подтверждает свою квалификацию. От фрилансеров мы ушли. Это было в начальный период нашего становления.

Что касается вопроса выстраивания организационной структуры с нуля, то в наше время это не нужно делать. Не стоит повторно открывать Америку.

Есть много разных отработанных и опробованных схем управления организацией. Надо лишь выбрать ту, которая подходит тебе. Это не совсем просто, но если человек образован и имеет опыт работы в сфере открываемого бизнеса, это возможно.

Процесс работы контролирую лично

Я считаю, что пришедших к нам работать людей обучать не нужно. Для этого есть школы и университеты. Если работник там ничему не научился, я и подавно его не научу. Да и времени на это нет, ведь нам нужно работать. А вот повышение квалификации — это другой вопрос, и её, несомненно, нужно проводить. Причем постоянно, т.к. в нашей сфере услуг новшества открываются чуть ли не ежедневно.

Закупаем только лучшее и оптом, чтобы держать низкие цены для клиентов.

Процесс работы сотрудников и качество сервиса контролировать приходится лично, а особенно на этапе становления бизнеса. И это интересно! За каждым из собственников распределен круг его обязанностей в соответствии с его образованием и возможностями.

Читайте также: Как легально вести малый бизнес в Интернете: пошаговая инструкция.

Кто-то ведет техническую часть, кто-то финансовую и административную. Нам понятно, что в будущем, по мере роста компании, нам придется делегировать много своего функционала, но все равно ключевые моменты мы оставим за собой. А качество сервиса в нашей отрасли контролировать не трудно — стоит только разок лажануть, как все интернет-сообщество заговорит об этом на форумах и в различных отзывах. И потом вернуть былой авторитет будет крайне трудно. Я бы даже сказал, что проще будет начать с начала.

Техподдержка оказывает всю необходимую помощь

Техподдержка у нас адаптируется под требования реалий рынка. Ведь не секрет, что вовремя и грамотно решенный вопрос для клиента — успех в развитии бизнеса. Поэтому мы стараемся улучшать такие показатели, как скорость ответной реакции, качественное решение вопроса, понимание ситуации и клиента.

К сожалению, часто бывает и так, что клиент не разобрался, переоценил свои технические познания, «накосячил» и потом начинает писать в техподдержку для решения его проблемы.

И здесь очень важно проявить терпение, помочь клиенту, разобрать тот «клубок проблем», им образованных… Стараемся по максимуму конкретизировать регламенты, на что в первую очередь обращать внимание, как вести себя с клиентом в различных ситуациях и т.д.

На самом деле, хостинговый бизнес — дело не самое доходное

Каждый год мы растем в своих финансовых показателях. У нас даже иногда за месяц рост достигает 20-30%. Про прибыль сложно сказать, так как мы постоянно её вкладываем в развитие, покупку оборудования, IP сетей, рекламу и т.д. Но она есть! Недавно наша компания получила официальный статус LIR (local internet registry) в RIPE NCC, что позволяет заниматься распределением адресного пространства пользователям сетей.

В дата-центре главное – это безопасноть оборудования и электроснабжение. Обходится недешево.

Вообще, по секрету, хостинговый бизнес в первые несколько лет — дело не самое прибыльное. Для становления нужны постоянные финансовые вливания, и мы сейчас находимся именно в этом периоде времени.

Доход зависит от уровня хостера и от самого клиента. Например, некоторым шаред-хостерам достаточно 30-50 клиентов для того, чтобы быть в нуле, а то и в плюсе. Но это хост «одного человека», который все сам делает и у которого один сервер (а то и вообще он его арендует).

У полноценной хостинговой компании планка БЕЗУБЫТОЧНОСТИ гораздо выше. Для нас, например, это было порядка 1000 клиентов. Клиенты тоже бывают разные — кому-то нужно маленький сайт разместить, а кто-то закажет несколько мощных серверов для своих проектов. Но надо всегда помнить о том, что в независимости от количества клиентов в самом начале, у тебя всегда есть постоянные обязательства по содержанию компании. Это бухгалтерия, налоги, фонд заработной платы, различные членские взносы, обучение персонала.

Читайте также: Сколько может зарабатывать web-разработчик. Откровенный рассказ специалиста с многолетним стажем работы.

Мы не экономим на оборудовании

В настоящее время у нас 2 локации. Это Санкт-Петербург (дата-центр TIER III+) и Эстония (дата-центр TIER III). Серверное оборудование у нас только своё. У нас даже IP подсети свои! В серверах у нас стоят только SSD-накопители и только от производителей Intel и Samsung. Сервера сами также Intel.

Однажды мы приняли решение не экономить на оборудовании и теперь следуем ему. Да, это дорого в реализации. Однако надежность работы наших серверов и бесперебойность ведения нашего бизнеса и бизнеса наших клиентов превыше всего.

Обслуживает оборудование квалифицированный и сертифицированный персонал с многолетним стажем работы. Также они и подсказывают нам, что необходимо улучшить или заменить для увеличения стабильности работы оборудования. В покупке «железа» мы также следуем принципу «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Если вы решили открыть свой хостинг

Список наших клиентов и просто физических лиц достаточно большой. В него входят и государственные муниципальные организации, и коммерческие компании промышленного сектора и сферы услуг. Есть зарубежные клиенты из стран Европы и Америки. Кого-то отдельно выделять не хочется, тем более их названия читателям журнала ничего не скажут. Одно точно можем сказать — огромных структур типа Газпрома и Роснефти среди наших партнеров пока нет.

Мы постоянно стараемся радовать клиентов акциями и спецпредложениями. Из постоянных скидок у нас есть 5% при оплате заказа на 6 месяцев, и 10% при оплате заказа на 1 год. И данная скидка суммируется с другими скидками. Специально для читателей журнала мы предоставили скидку 10% на любые заказы и на любой период времени, скидка предоставляется по промокоду Reconomica.

Новичкам в этом деле могу оставить несколько советов. Прежде всего, начинать нужно только там, где вы понимаете суть процесса. Нужно быть образованным человеком, уметь работать с людьми и знать хотя бы основы экономики и бухучета. Еще один важный момент — не стоит ввязываться в сомнительные проекты под обещанные громадные проценты прибыли. Мы достаточно консервативно ведем свои дела и, наверное, поэтому все сегодняшние экономические потрясения и кризисы нас не подкосили. Ну и, конечно, удача должна быть на вашей стороне. А удача любит подготовку…

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *