Семейный туристический бизнес в Крыму. Быть или не быть? Реальная история семьи из Симферополя

Крымский полуостров — достаточно известное место отдыха еще со времен Российской империи. Недаром здесь возводили дворцы императоры и знать. В советские времена в Крыму активно строились пансионаты и дома отдыха для трудящихся и интеллигенции.

Полуостров называли всесоюзной здравницей. Сюда на отдых приезжали жители всех 15 республик. Сама природа создала здесь все условия для отдыха и оздоровления: уникальный климат, целебный воздух, больше ста минеральных источников, лечебные грязи. А красота какая!

С годами в Крыму все больше развивался туристический бизнес: автопешеходные туры и обычные пешие походы. Именно таким бизнесом занимались сегодняшние гости журнала Reconomica — молодая пара из Крыма.

Как появилась идея

Меня зовут Ольга Шрейнер, живу я в Симферополе. Бизнес наш был запущен в 2006 году (мне тогда был 31 год) и проработал 9 лет.

Идея создать бизнес зрела года два. Вдохновителем была я, а муж — просто учителем географии. К тому же он умел ходить по горам, вдохновенно и профессионально.

Да и вообще, занимался этим делом еще со времен CCCP, проработав после окончания геофака на нескольких крупных турбазах Крыма.

Заманчивое предложение

В школе мужа, среди родителей учеников, мы нашли своих спонсоров. Олега в школе уважали и высоко оценивали его работу гида, родители часто отправляли своих детей с ним в походы.

На одном из собраний папа одной ученицы просто спросил мужа, не хочет ли он попробовать заняться бизнесом в его любимом деле — туризме. Мы дома подумали, и муж ответил согласием.

Тогда нам дали задание набросать список необходимых приобретений. Бизнес-плана как такого и не было, потому как мы были новичками в бизнесе — вообще, не знали ни о сроках окупаемости, ни о планируемой прибыли.

Итак, туры по Крыму

Так на чём же мы собирались делать деньги? На турах по Крыму.

В разработку мы взяли лишь малый сегмент рынка туристических услуг — автопешеходные туры и обычные пешеходные походы с рюкзаком по Крыму.

Каждый занялся тем, что умеет делать. Распределение обязанностей было следующим: муж — гид, я стала администратором сайта и нашей фирмы (именно эта должность лучше всего подходила мне как маме двухлетнего малыша), а наши компаньоны занимались отчетностью и защитой бизнеса.

За месяц мы с мужем сделали сайт, оформили хостинг и 28 марта запустили наше компьютерное детище в интернет. Именно эту дату мы считаем днем рождения нашей фирмы.

Читайте также: Отдых на морском побережье Болгарии: две недели за 17 000 рублей! Секреты бюджетного туризма.

закат, Крым

Посмотрите, что мы написали на закате. Крым!

Что мы имели

На начало летнего сезона 2006 года основными средствами фирмы стали:

  • 20 штук спальников и туристических ковриков-пенок;
  • 10-12 двухместных и трехместных палаток;
  • кухонное оборудование и принадлежности для организации питания на маршруте (готовить собирались на газу, на кемпинговых плитах);
  • веревки, карабины, беседки — для несложного лазания по горам и пещерам;
  • 2 стареньких КАВЗа для переездов с одного места стоянки в походе на другое.

На это всё мы потратили стартовый капитал в размере 10 000 долларов, который полностью состоял из денег наших компаньонов. В 2006 году эта сумма была эквивалентна 26 000 рублей.

Первая прибыль

Прибыль было принято решение делить 50 на 50. Туры мы продавали в долларах, так было проще для наших постоянных туристов из России и Украины.

В первый же летний сезон 2006 года мы заработали примерно 500 долларов. Компаньоны великодушно разрешили не отдавать пока часть нашей прибыли в погашение стартового капитала (всего мы должны были отдать 5 000 долларов, 10 000$\2 = 5 000$).

В первый поход приехало 12 человек. Так один из друзей Олега, собрав целую компанию, поддержал его бизнес-начинание. На туре у нас работали, помимо гида, повар и водитель.

Компаньоны за первый сезон проделали серьезную работу, которую мы бы точно в то время не осилили — помогли найти водителей на автобусы и сами вели с ними переговоры.

А всё потому, что мы совсем не разбирались в технике и, как оказалось, воспитывать водителей — дело не для слабонервных. Автобусы ломались и постоянно ремонтировались, а водители нередко выходили из-под контроля и, выпивши вечером после тяжелого трудового дня, могли не поладить с приехавшим на наш тур туристом.

Итак, в 2006 году мы провели всего 3-4 тура. Теперь посчитаем:

  • Среднее количество человек в группе — 10.
  • Стоимость 14-дневного тура была примерно 170-200 долларов.
  • Себестоимость тура при количестве 10 человек — 40% от стоимости тура.

То есть, если мы набирали группу в 15 человек, то наша совместная с компаньонами прибыль была около 1800$. Она делилась пополам, и на руки наша семья получала примерно 900за тур.

Развитие бизнеса

Так продолжалось в течение 3-4 лет. Это было хорошее время: мы смогли подремонтировать квартиру и родить еще одного ребенка. Муж все меньше брал часов в школе, больше времени уделяя бизнесу.

Имея на руках уже двух детей, мне стало сложно выполнять административные обязанности в фирме, так как родственников в Крыму у нас с мужем не было. Нужно было не только отвечать на звонки и модернизировать сайт, нужно было придумывать новые туры, узнавать о новых объектах размещения.

Читайте также: Путешествуем экономно. Красоты Будапешта глазами пенсионера (пошаговая инструкция к поездке).

поход

Бодрым шагом идем мы по любимому полуострову.

Не взять ли помощника 

Казалось бы, возьмите помощников, и проблема будет решена. Но помощник администратора обладал бы неограниченным доступом к контактам туристов и мог поделиться этой базой с конкурентами или, попросту, использовать в своих целях. Помощник инструктора, как правило, через год-два начинает верить в свои силы гида настолько, что уходит из фирмы сам и забирает с собой часть клиентов.

Мы решили так не рисковать, посчитали, что справимся. И придумали купить машину! «Станем мобильнее и всё будем успевать,» — рассуждали мы. Поднакопили, купили.

И вот тут, нас подвели компаньоны. Не вдаваясь в подробности, получилось так, что купить-то купили, а ездить на машине в Украине не можем — она с правым рулем. В итоге, машину отдали родителям в Россию. Прощай мобильность, мы снова без колес!

Читайте также: Как объездить всю Россию без ущерба для бюджета. Несколько эффективных лайфхаков.

Знакомство с «крышей»

Весной следующего года мы решили расстаться с компаньонами. И — расстались.

В первый же сезон без компаньонов мы уже напрямую познакомились со своей «крышей». Казалось бы, что «крышевать» в туризме? В нашем случае, это был транспорт.

Старой технике (автобус КАВЗ) трудно было пройти техосмотр, нормальные документы на такую рухлядь было оформить сложно. За хорошую технику нужно было отдавать от 9000$ и выше. Таких денег на руках у нас, после неудачной покупки личного авто, не было.

Когда «крыша» запросила 30% от прибыли, мы решили, что надо что-то делать.

Покупка автобуса

Нам пришлось отработать летний сезон и все деньги от прибыли вложить в покупку более удобного и не такого потрепанного экскурсионного автобуса IKARUS с укороченной базой. Наш автобус должен был уметь ездить не только по шоссе, но и по бездорожью, поэтому всякие Спринтера и Газели нам не подходили совсем.

И что самое радостное, теперь мы могли без страха ездить по дорогам Крыма, потому что у нашего автобуса было все, вплоть до лицензии, за что отдельное спасибо хозяину! Теперь мы решили уйти и от «крыши». Зачем нам она?

У нас же с транспортом всё в порядке. ИП свое в то время уже было открыто, но первое время туры проходили с телохранителями, замаскированными под туристов.

После воссоединения с Россией

А потом пришел 2014 год — воссоединение Крыма и России. В том году почти никто не приехал на отдых в Крым ни из Украины, ни из России. Неспокойное время было, и туриста, конечно, можно было понять.

2015…2016. Туры по количеству человек стали больше походить на индивидуальные. Частные гиды, операторы активного туризма из России с разветвленной клиентурой стали проводить в Крыму очень дешевые туры, потому что они могли себе это позволить. А мы — нет, так как цены в Крыму стали уже «московскими». К тому же, часть наших туристов стали ходить по полуострову без опаски самостоятельно.

Читайте также: Ценовая политика в Крыму от начала 90-х до наших дней. Ценная (бесценная) информация от коренного жителя полуострова.

Наш бизнес сейчас

В настоящее время наш бизнес больше похож на какое-то хобби — пару-тройку туров за весь год по низкой цене.

Сейчас нам уже 43 и 53. У нас по-прежнему двое детей, и нет родственников в Крыму. Мы много пережили в своем бизнесе. И наши постоянные клиенты, которые приезжают к нам иногда уже не как клиенты, а друзья, платят за путевку, чтобы наш бизнес совсем не заглох. 

На Новый год у нас в Крыму собирается целая команда из 30-35 человек и мы продолжаем «топтать» горные тропинки нашего неповторимого полуострова.

поход

Наша дружная команда.

В каждом бизнесе есть взлеты и падения, и это понятно. Если ты дорожишь профессиональным выбором, который ты сделал однажды, то ты обязательно найдешь выход, верное решение, которое приведет твой бизнес к успеху.

Так что мы еще походим по Крыму, непременно! Будет ли это вновь бизнесом или нет, зависит от нас самих!

У нас есть немало примеров. Целые туристические династии работают на территории Крыма. Муж и жена, их подросшие дети — все водят туристов в горы, работают в команде слаженно и четко: правильное разделение обязанностей, объективность, никаких поблажек даже близким родственникам, деньги — в общую копилку.

Советы

  1. Если вы начинаете работать гидом по горным маршрутам и хотите работать исключительно на себя, то вам нужно быть всем: и гидом, и администратором, и рекламщиком, SEO-гуру, фотографом и бухгалтером. И всеми этими профессиями владеть на очень хорошем современном уровне, иначе вам денег не заработать.
  2. Работать с людьми — это не для всех. Их надо любить, банально, но факт. Горы не терпят черствости.
  3. Задумайтесь, умеете ли вы профессионально решать конфликтные ситуации. Когда поход раскроет не самые лучшие стороны вашего туриста, вам придется побыть психологом.
  4. Безопасность прежде всего. На маршруте на вас полностью лежит ответственность за жизни туристов. Даже если они подписали правила поведения в походе, вы не простите себе, если c ними случится что-то непоправимое.
  5. Если собираетесь работать один, лучше не женитесь. А если женитесь, то лучше, чтобы вы были соратниками «по оружию»: вы — гид, она — гид.
  6. Все отдыхают, а вы работаете — майские праздники, Новый год, лето приносят наибольшую прибыль.

Опубликовано 24 июня, 2018 Обновлено 24 июня, 2018 Пользователем Ирина Грозина

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Семейный туристический бизнес в Крыму. Быть или не быть? Реальная история семьи из Симферополя

  1. Светлана says

    В который раз убеждаюсь, что если занимаешься любимым делом и совмещаешь его с бизнесом,то это самый беспроигрышный вариант.И тебе в радость,и заработок.Наверное,многие бы хотели подобное совмещение)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *