Все больше становится людей, которые сокращают до минимума отходы, стараются питаться правильно и ведут осознанный образ жизни. Забота о природе приводит сторонников экологичного способа существования к переходу на новое потребление — к покупкам в свою многоразовую тару. И пусть пока такой формат не очень привычен для России, и не всегда есть с собой упаковка, но ведь чтобы любая привычка прижилась, нужно время, тогда покупатели будут носить с собой бутылочки и мешочки для того, чтобы покупать товары и продукты на развес.
В формировании здоровых привычек потребителям помогают предприниматели. И сегодня в гостях у журнала Reconomica Любовь Сорокина, владелица Магазина Без Упаковки, открытого в Петрозаводске. Бизнесвумен поделится с читателями историей открытия магазина, расскажет о трудностях и перспективах такого бизнеса.
Содержание материала
Желание создать ценность
Меня зовут Любовь и я занимаюсь предпринимательством с 2012 года. Первый бизнес — доставка пиццы, сейчас им занимается мой муж, а я — Магазином Без Упаковки.
В 2017 году я открыла магазин формата «всё на развес» и с тех пор развиваю его. Первый этап — запуск склада и доставки, офлайн-магазина не было, и мы возили продукты непосредственно до квартиры покупателя. С июня 2018 года — открыт розничный магазин. До сегодняшнего дня он один, но ассортимент увеличился в 4-5 раз с момента старта.
Начало бизнеса
Через несколько лет после запуска первого бизнеса я заскучала и ощутила свою «бесполезность» в глобальном смысле слова. Мне захотелось создать что-то действительно ценное, полезное не только для людей, но и для Земли, природы в целом. И, спустя какое-то время, пришла идея магазина. К тому времени я уже занималась сортировкой своего мусора, сдавала его в переработку и решила, что этот процесс надо облегчить, убрать все упаковки. И пришла идея!
Мы помогаем людям
Я никогда не хотела заниматься розничной торговлей. Этот бизнес мне казался бессмысленным — «купи-продай». Но у меня есть одна важная особенность — мы помогаем людям не создавать отходы, не производить мусор! И это, конечно, уже другая история.
Опыт предпринимательства у меня был. В 2012 году создала и успешно развивала службу доставки пиццы. Поэтому магазин — не первое дело. Меня всегда кто-то поддерживает. Без поддержки — не вижу смысла заниматься бизнесом, потому что главная поддержка — клиенты, которые покупают и вдохновляют на развитие. Из близких — меня всегда поддерживает муж.
По образованию и профессии я — бухгалтер. Отработала в этой сфере 7 лет. Потом все бросила и не жалею. Сейчас у меня наемный бухгалтер, который ведет все эти дела.
Читайте также: Привычка быть здоровым, или Как байкер зожевцем стал.
О первых трудностях и вложениях
Самая большая трудность — поставщики. Найти тех, кто продает «объемом», хорошие товары и близко — непростая задача. Рис и гречу можно купить лекгко, а вот с киноа, например, уже трудности.
Первое вложение в бизнес было порядка 50 000 рублей, на них сделали склад и купили товар.
Развитие бизнеса
У меня уже было действующее ИП, оставалось зарегистрироваться в Роспотребнадзоре. Бизнес-плана не было и пока нет. Прогнозировать этот рынок пока трудно, он только зарождается.
Помещение под магазин
Помещение под магазин арендуем, конечно. Искали очень долго — полгода. Был ряд требований и условий, под которые попадали единицы помещений из сотни. Ремонт делали сами. Стойку продавца, стеллажи и полки тоже сами делали.
Товары без упаковки
В магазине есть упакованные товары: морсы, например, или соевые продукты (тофу, тофу-пасты и др.), но большая часть товара — на развес. Можно приходить со своей тарой. Можно купить у нас бумажные пакеты, можно воспользоваться бесплатной тарой (у нас есть полочка для этого специальная). Бесплатная тара — разная: стекло, пластик, бумага. Она на тот случай, если человек не готов покупать нашу тару, но очень хочет, например, арахисовую пасту.
О продажах, продвижении и команде
Интернет-магазина у нас нет. Все продвижение и заказы идут через группу ВКонтакте. Продукция разная: крупы, сладости, урбечи, сыры, косметика, бытовая НЕхимия и многое другое.
Самая лучшая реклама — хорошая работа, когда продавцы понимают ассортимент, улыбаются и рассказывают что-то новое на экотемы — люди рассказывают это друг другу и приходят снова. В интернете продвигаемся только в ВК и Инстаграм — пишем полезные статьи, рассказываем про товар.
Сейчас нас в команде 6 человек: 3 продавца, бухгалтер, курьер и я. Начали вдвоем с мужем. Потом постепенно искали людей «по интересам». Продавцы меняются, но мы всегда смотрим на образ жизни, общие ценности и экопривычки.
Читайте также: ЗОЖ — это не только недорого, но и выгодно (экономия — 70 тыс. руб. в год). Личный опыт молодой девушки.
О поставщиках, покупателях и конкуренции
Сейчас, в основном, поставщики находят меня сами, пишут и выходят на связь. Первые поставщики — это исключительно те, кто работает в нашем городе Петрозаводске. Потом стали расширять географию. Сейчас работаем со всей Россией: от Краснодара до Урала.
Постоянных покупателей сейчас очень много! И покупатели появились еще до открытия! Мы несколько месяцев вели группу в ВК и рассказывали о подготовительных этапах, поэтому продажи пошли сразу. Наш личный секрет залога успешной работы с покупателем — это любить его.
Этот бизнес высококонкурентный, если рассматривать с точки зрения продуктового магазина. Но мы даем ценность — сокращаем количество мусора каждого нашего покупателя. Этим и отличаемся. Мы учим беречь Планету, Природу. Заботится о ней. А еще мы заботимся о наших покупателях и они это чувствуют, поэтому и возвращаются.
О прибыли и перспективах
На прибыль вышли уже через месяц, но было много помощи с параллельного бизнеса (доставка пиццы), мы работали за счет их ресурсов (площадь для склада, сотрудники, коммунальные платежи и прочее), после открытия розничного полноценного магазина, прибыль также пошла спустя месяц.
Магазин окупает сейчас все затраты и позволяет расширять ассортимент на 10-15 тысяч в месяц. Примерно столько же я трачу на свои личные нужды.
Перспективы есть, но этот бизнес нуждается в ювелирной выверке ассортимента, цен/наценки и т. д. Не все ЗОЖные товары можно продавать без упаковки, например. Или не все товары на развес вообще нужны покупателю. Поэтому перспектива пока в том, чтобы подобрать идеальный ассортиментный ряд и потом уже масштабировать это.
Читайте также: Дать детям лучшее, или как мы пришли к вегетарианству, а затем веганству. Правдивая история молодой семьи.
Фриланс или бизнес? Стоит ли идти по нашим стопам?
Ни по чьим стопам идти не советую, у каждого свой путь. Надо понимать свои ценности, свои интересы, навыки, умения.
Предпринимательство — очень рисковое дело. На что-то надо «закрывать» глаза, где-то надо проявлять упорство, дисциплинированность, точность. Не всем надо идти в бизнес.
И напоследок
Если вы хотите узнать больше об экологичном образе жизни, о том, как меньше производить мусора, через какие простые действия сократить свой экослед — ждем на наших страницах в группе ВКонтакте и Инстаграм!
Опубликовано 30 августа, 2019 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем Елена Карот
Интересная затея, очень неожиданно, что покупают и к тому же много покупателей. Нынче всем практически наплевать на природу. Задумываются немногие. Надеюсь, что этот магазин хоть кого-то сподвигнет на подобные акции.