Как привлекать новых клиентов и не терять старых: разбираем типичные ошибки при составлении коммерческого предложения

Если вам по долгу службы приходится общаться с кем-либо о вопросах закупок, контрактов, или если вы сами что-то продаете, учавствуете в деловых переговорах — вы наверняка на личном опыте знаете, что такое коммерческое предложение. И знаете, что оно имеет большое значение. Хорошее КП цепляет, интригует и вызывает интерес того, кто его будет читать. Плохое КП — может даже оттолкнуть.

Наш журнал посвящен вопросам бизнеса. Как правило, мы публикуем бизнес-кейсы от практиков, но почему бы не углубиться немного в теорию? Не будешь знать матчасть — получишь проблемы в бизнесе рано или поздно! Что такое коммерческое предложение, и как его составить так, чтобы читающий заинтересовался — сегодня журнал Reconomica даст развернутый ответ.

Что такое коммерческое предложение, зачем оно нужно и где используется

Коммерческое предложение (часто используемое сокращение — «КП») — рекламный текст, который высылается потенциальному клиенту. Основные цели, которое оно должно выполнять:

  1. Привлекать внимание.

  2. Вызывать интерес.

  3. Вызывать желание воспользоваться услугой/сделать заказ товара.

  4. Привести к покупке.

  5. Сформировать положительное мнение о компании.

Используется — в бизнесе, практически во всех его сегментах. Чаще всего встречается в торговле и сфере услуг, реже, но тоже используется в онлайн-предпринимательстве.

Виды КП

Разделить КП можно по таким критериям:

  1. «Цели»: будет ли это конкретный человек, или компания? Персонифицированные предложения (для конкретного человека) пишутся с конкретным обращением к адресату. Неперсонифицированные (пишутся без обращения к конкретному человеку) — информация подается обезличено.

  2. Носителю: будет ли это бумага, или КП отправится по электронной почте? Если это бумага, то имеет значение не только оформление КП, но и качество бумаги.

Один из примеров, достаточно удачный и интересный

Один из примеров, достаточно удачный и интересный

Неперсонифицированные КП обычно рассылаются массово — по базе клиентов («теплых» или «холодных» — неважно). Они должны быть максимально краткими — поскольку вряд ли ваше неожиданное предложение будут вычитывать, если оно будет составлено на 5+ листах. Оптимальный размер — 1, максимум 2 листа. Информация может быть «общей», без углубленных сведений о каждом товаре/услуге (если у вас большой ассортимент).

Персонифицированные КП обычно отправляются конкретному человеку после того, как он проявил интерес к вашей продукции/услуге. К примеру — после переговоров по телефону, или личной встречи. Такой текст уже может быть более развернутым (но все равно не желательно растягивать его на несколько листов: в идеале уложиться в 1-3). Информация уже должна быть не «общей» (не обо всем ассортименте), а только о том, что заинтересовало клиента.

Как правильно составить: пошагово формируем идеальное коммерческое предложение

КП — маркетинговый инструмент. И как любая другая реклама — он может либо привлечь клиента, либо оставить его равнодушным.

В особо запущенных случаях, когда КП оформляются откровенно плохо, возможен даже негативный результат — у клиента может сформироваться отрицательное мнение о компании. Причем сама продукция/услуга может быть действительно крутой, а неправильная подача — оттолкнет пользователя.

Двухчасовой мастер-класс по теме составления КП (видео)

Структура КП (+краткий видео-урок о составлении КП в MS Word)

Сначала — общие понятия о структуре. Поскольку КП — это текст, он должен быть логично скомпонованным и понятным.

Идеальный вариант структуры выглядит так:

  1. Заголовок. В идеале — должен выглядеть не «сухо», а сразу интриговать. Часто люди формируют мнение по первым словам, которые они прочитают — так что первые строчки должны быть максимально понятными, но при этом цепляющими.

  2. Подзаголовок — название товара/услуги. Без подробностей, сначала — только основные сведения. Как вариант — можно дописать вкратце интригующее предложение, которое «обещает» какой-то конкретный результат клиенту. К примеру: «Мы предлагаем программное обеспечение для автоматизации технологических процессов. С нашим ПО компании могут содержать в штате на 5-10% меньше персонала».

  3. Основной текст. Тут должна приводиться информация о товаре/услуге/ассортименте. Кроме «сухих» характеристик и описания необходимо указывать еще и выгоду клиента: что именно он получит от использования, или от какой проблемы себя избавит.

  4. Контактные данные отправителя.

Схема не строгая — единственно верного варианта нет. Однако именно такой формат является наиболее удобным и легко воспринимаемым для того, кто будет читать КП.

Что должно включать КП?

Чтобы понять, что должно упоминаться в КП — при его написании задавайте себе и сами отвечайте на такие вопросы:

  1. Кто пишет? КП должно содержать название вашей компании.

  2. Что за продукт предлагается? КП должно четко и коротко объяснять, что именно хотят продать читателю.

  3. Какие характеристики имеет продукт? Кроме описания — нужно упоминать основные технические характеристики.

  4. В чем польза для клиента от использования продукта/услуги?

  5. Какие результаты получит клиент? Как изменится работа его компании? Какие проблемы он сможет решить?

  6. Как связаться с отправителем? КП должно содержать контакты ответственного сотрудника.

Это — основной список сведений. В некоторых случаях его можно дополнительно расширить, включив в КП:

  • изображения, таблицы, графики;

  • расчеты;

  • список клиентов, которые с вами сотрудничают;

  • список наград/достижений, которые имеет продукт/услуга;

  • вариации продукта.

Основные ошибки при написании: чего писать НЕ нужно (+видео)

Как привлекать новых клиентов и не терять старых: разбираем типичные ошибки при составлении коммерческого предложения

Приведем список основных ошибок, которые могут испортить любое КП:

  1. Рассказ об истории компании. Представьте: вы — человек, который регулярно получает КП от разных фирм. Что вас будет интересовать: информация об услуге/товаре, или история фирмы, от которой пришло КП? Такие сведения точно лишние.

  2. Заискивание. Фразы типа: «Смеем Вам предложить …», «Разрешите предложить …». Текст должен быть информативным и интересным, но не умоляющим и просящим.

  3. Размытые фразы, отсутствие конкретики. «Индивидуальный подход», «огромный ассортимент», «высокое качество», «неоспоримые преимущества»: что конкретно вам понятно из этого списка преимуществ? Такие фразы давно вызывают негативную реакцию. Вместо них используйте то, что можно понять четко: «уменьшение расходов на 5%», «возможность контролировать перемещение транспорта на карте в реальном времени», и так далее.

  4. Слишком широкий ассортимент. Даже если вы рассылаете КП массово — в идеале сужать ассортимент до списка, который может быть интересен тому, кому вы его шлете.

  5. Слишком широкий список преимуществ для клиента. Даже если вы рассылаете КП в компании разных сфер бизнеса — потрудитесь подкорректировать их для каждого сегмента целевой аудитории.

  6. Описание технологии производства. КП обычно читают не технические специалисты, а менеджеры или начальство. Им такие тонкости и не интересны, и они в них не всегда разбираются.

  7. Слишком большие размеры КП. Выше мы уже упоминали, что идеальный размер КП — до 3 листов (а неперсонифицированный — 1-2).

  8. Формулировка в виде «Мы предлагаем». Нюанс не самый главный, но тоже имеющий значение. Лучше формулировать так: «Вы экономите», «Вы получаете», чтобы клиент не выслушивал предложение, а «примерял» на себя результат сотрудничества с вами.

  9. Фокусировка на товар. Подробно расписывать характеристики товара/услуги — это неплохо. Но в идеале фокусироваться нужно на проблеме, которую решит клиент, или преимуществе, которое он получит.

  10. «Неправильный» дизайн. Черно-белый документ — выглядит без излишеств, но некоторые могут воспринимать его, как пережиток прошлого. Поэтому КП по возможности нужно «оживить» другими цветами. Они должны быть спокойными, а готовый результат — не должен смотреться аляписто и ярко. Как вариант — текст можно дополнить фотографиями, инфографикой, таблицей, графиком.

  11. Ошибки (любые — грамматические, стилистические, пунктуационные).

Полезные маркетинговые ходы: как повысить результативность коммерческого предожения

«Усилить» эффективность КП можно при помощи таких рекомендаций:

  1. Четкая формулировка всего текста — в нем вообще не должно быть размытых фраз или фраз, которые можно не понять однозначно.

  2. Придерживайтесь понятной структуры. Не нужно «разбрасывать» информацию по тексту, перемешивая список преимуществ с характеристиками, к примеру.

  3. Использование качественной бумаги (если КП отправляется не по электронной почте).

  4. Обращайте внимание на внешний вид. После того, как вы напишете КП — не забудьте оценить его не в плане информативности текста, а в плане того, как оно смотрится при взгляде на лист.

  5. Усиливайте контакт. Если вы отправляете КП в компанию, которая его не ждет — позвоните по телефону и вкратце скажите, что на их почту пришло ваше предложение. «Отдельное» письмо может отправиться в папку со спамом, или просто будет не замечено под другими. В идеале, конечно, сначала позвонить и спросить, интересует ли их ваше КП — но в таком случае высока вероятность получить отказ.

  6. Числа, графики, таблицы — приводите, если это актуально. Точные количественные данные смотрятся намного лучше, чем обычный текст.

  7. Приводите список клиентов — если он содержит «громкие» имена.

  8. Используйте изображения — если это актуально для вашего товара/услуги.

  9. Приводите расчеты — если важно объяснить и доказать приводимые числа.

  10. Говорите на языке читателя. К примеру — если вы отправляете КП менеджеру по продажам, не используйте «узкие» сложные термины, которые поймет только инженер.

  11. Используйте слова-«крючки». Результат, доход, прибыль, выгода, экономия, преимущество, увеличение, уменьшение, автоматизация — то, что может заинтересовать читателя.

  12. Не используйте «пустые» слова и устаревшие маркетинговые штампы, или сводите их употребление к минимуму. Потрясающий, особенный, проверенный, популярный, шокирующий — такие слова в большинстве случаев не несут смысловой нагрузки.

Как эффектно закончить КП

Заинтересовали клиента, предложили ему товар/услугу, вкратце описали ее, перечислили список преимуществ, которые получит заказчик — основная часть закончена.

Осталось только красиво и гармонично закончить КП. Распространенный «стандартный» вариант — в конце указать контакты менеджера, добавив что-то вроде: «Свяжитесь с нами, и мы ответим на возникшие вопросы». Это — нормально.

Читайте также: Холодные звонки — как перестать их бояться?

Но после основного блока информации, который ознакомит читателя с товаром/услугой, можно подвести его к совершению действия. Для этого в конце коммерческого предложения можно приводить такие сведения:

  1. Пообещайте скидку или бонус за быстрый заказ. «Позвоните до Х числа, и получите скидку в 5%». В качестве бонуса может выступать, к примеру, бесплатная доставка, бесплатная консультация, помощь в установке, бесплатное обслуживание на протяжении какого-то периода, и так далее.

  2. Расскажите о скидках за крупный заказ. «При заказе от 5 штук — скидка в 10%».

  3. Укажите, что предложение ограничено. «Количество товара — ограничено: осталось 15 штук».

  4. Предложите тест. «Вы можете получить бесплатный образец».

  5. Расскажите о реальных преимуществах сотрудничества именно с вашей компанией (а не с вашими конкурентами). Важный нюанс: упоминать их нужно, если они действительно есть.

Опубликовано 18 апреля, 2018 Обновлено 18 апреля, 2018 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Как привлекать новых клиентов и не терять старых: разбираем типичные ошибки при составлении коммерческого предложения

  1. Светлана says

    Достаточно толковая статья. Мне по работе часто присылают коммерческие предложения и не все интересны. Регулярно присылают не по специфике нашей компании. Рассылающий точно должен знать кому он отправляет предложение (табачной компании вряд ли будет интересно женское белье или детское питание)

  2. Светлана says

    Отличная статья. Так и есть все. Особенно напрягает, когда тебе предлагают товар, а в тексте ошибки…сразу доверие теряется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *