Как заработать на том, что растёт буквально под ногами? Семейный бизнес на карельском чае

Карелия — чудесный край с незабываемой природой. Густые леса и прозрачные озёра окружают республику, к тому же там растут травы, лечебные и ароматные, которые используются в качестве альтернативы привычному чаю, а польза для здоровья будет несомненно выше. И на этом можно сделать бизнес, ведь интерес к натуральной продукции очень велик. Именно этим и занялись гости журнала Reconomica. Супруги Хюрри сначала собирали иван-чай для себя и готовили целебные напитки, а затем открыли полноценное производство карельского чая и натуральных сладостей. И сегодня Максим и Светлана расскажут читателям о том, как начинали своё дело, с какими сложностями столкнулись, а также почему бренд носит их фамилию.

Дело всей нашей жизни

Мы супружеская пара из Карелии, Максим и Светлана. Мы женаты седьмой год и всё это время занимаемся карельским чаем, можно сказать, что это дело всей нашей жизни.

Мы любим свой край, природу, лес и его богатства. Изучая лесные травы, мы научились делать сначала простой чай, а потом и сложные ферментированные купажи. Наслаждались своими чаями, угощали родственников и друзей… И сами не заметили, как наш любимый чай стал делом жизни. Теперь в нашей мастерской не только чаи, но и натуральные сладости.

Карельский чай

Это мы.

Мастерская чая

Наш бизнес вырос из дела для души: для себя и друзей. Мы не писали бизнес-план, не просчитывали как и что. Мы собирали иван-чай и травы, чтобы пить вкусный натуральный и полезный чай самим — все растёт «под ногами». Дарили друзьям, когда шли в гости. Затем друзья начали просить продать им в подарок родственникам из другого региона, кто-то подсказал выставиться на хендмейд ярмарках  в г. Петрозаводск (столица Республики Карелия). Там нас заметили сувенирные магазины города и стали предлагать выставлять товар у них на продажу. Также немалую роль в становлении нас как мастеров-ремесленников сыграл наш местный фонд местного сообщества «Мельница». Руководителем фонда Ефремовой Екатериной был выигран грант на реализацию проекта «Ремесла пряжинских карел», который поднял тему актуализации и осовременивания ремесла в современном доме, и дал старт многим ремесленным начинаниям, которые продолжают развиваться в настоящее время.

Сейчас мы — известный в своей Республике семейный бренд. Нашу продукцию можно найти в сувенирных и фермерских  магазинах города Петрозаводска, и нескольких более-менее крупных городах региона. В данный момент стараемся выйти за пределы своего субъекта.

Читайте также: Как зарабатывать 300 000 рублей в год на Иван-чае. Реальная история семьи из Калуги.

Кроме того, под началом Екатерины мы начали работать на обслуживании туристических групп в Этнокультурном центре в своем поселке Пряжа. И изначально наш продукт был нацелен на туриста, где мы также смогли оттестировать свой продукт и получить обратную связь здесь и сейчас.

Начинали с нуля

По образованию мы оба юристы. Навыкам, необходимым для предпринимателя, учимся в процессе. Нам помогали своими отзывами о нашей продукции друзья и наши, ставшие уже постоянными, покупатели. Также в свое время нам необходимо было закупить оборудование, однако кредит нам не одобрили, т. к. мы были еще слишком молоды как ИП, и в этот момент нас поддержали друзья. Это бесценная помощь в становлении бизнеса, особенно когда начинаешь с нуля.

Карельский чай

Сбор зверобоя.

Сложности были

Если говорить о трудностях, то сам процесс регистрации ИП очень понятный и быстрый. С ним не возникло никаких проблем. Очень сложно было понять, какая упаковка продаваемая. Мы стараемся придерживаться экостиля. Упаковка по максимуму экологична (насколько позволяет наш рынок экоупаковки), не останавливаемся в поиске и замене неэкологичной упаковки. Кроме того, упаковка с точки зрения маркетинга должна быть яркой, бросаться в глаза — сколько лет мы работаем, столько лет мы учимся разработке грамотной упаковки. И это не так просто, как кажется.

Одной из сложностей был психологический барьер, который тебе устанавливают твои знакомые (с этим сталкивается практически каждый предприниматель): это хобби, это не серьезно, это дополнительный заработок и т. п. И когда в какой-то момент твой продукт появляется в определенных точках продаж, тут друзья-знакомые начинают признавать, что твоя продукция всё же не просто хобби (хотя ничего принципиально не поменялось). И это не самый худший расклад. Однако мы благодарны за поддержку и обратную связь нашим друзьям, знакомым и постоянным покупателям, с некоторыми дружим с момента своего становления.

Ассортимент продукции

Сначала мы занимались только чаем и травами. Создавали различные купажи и даже столкнулись с неоднократным копированием нашей продукции и наших идей, однако нам удалось удержаться на рынке за счет своей уникальности и качества. Мы развиваем свой бренд, которому дали свою фамилию. Сейчас в нашем ассортименте не только чаи из карельского иван-чая и карельских трав, но и натуральные сладости, к примеру конфеты из семян льна и мёда с различными добавками.

Читайте также: Заготовка лекарственных трав — стабильный заработок без вложений. Реальный опыт семьи из Белгорода.

Срок годности конфет всего 3 месяца — в них нет усилителей вкуса, консервантов и др. Постепенно в свой ассортимент добавляем и другие позиции.

Вот здесь кроется ещё одна сложность: сроки годности продукции небольших производств и порой цена выше среднего, зачастую не устраивает большие магазины.

Карельский чай

Льняные конфеты.

О прибыльности нашего бизнеса

Что касается прибыли, то её мы начали получать сразу же — с первых продаж друзьям-знакомым. Травы обрабатывали сами, вручную крутили иван-чай, сушили. Это не требовало больших вложений. А вот когда мы поняли, что своими силами уже не справимся со спросом, тут уже стало понятно, что нужно искать деньги для покупки оборудования и отделки мастерской, именно тогда нас и поддержали друзья.

Мы знаем весь процесс изготовления ферментированного иван-чая «от и до». Было много экспериментов, мы разработали свои ноу-хау в обработке кипрея, испортили и выбросили большую партию уже готового чая, так как при переходе на большие объемы заготовки, необходимо учитывать некоторые нюансы. Но мы достигли того уровня, когда наши покупатели советуют нашу продукцию своим друзьям и родственникам.

Именно благодаря сарафанному радио мы стали известны. Мы не давали рекламу, не заказывали статей. Нам писали, звонили и говорили, что пробовали наш чай и хотят: купить еще, написать о нас статью, снять видеосюжет для местного телевидения, предлагают сотрудничество.

Читайте также:  Дать детям лучшее, или как мы пришли к вегетарианству, а затем веганству. Правдивая история молодой семьи.

Постепенное развитие

Развитие нашей мастерской — это история постепенного развития. Всё начиналось с изготовления чая из кипрея в домашних условиях для себя, сушили в духовке. Теперь у нас есть стеллажи, на которых мы раскладываем травы, сушильная комната для сушки чая, ферментационная — специальное помещение, где иван-чай после обработки должен полежать некоторое время. Всё оборудовали своими силами, читали, искали информацию.

Необходимые для производства материалы заказываем на базах, в специализированных магазинах, типографии и пр. — всё это пришлось искать самим, опытным путем. Качество нашей продукции подтверждаем сертификатами соответствия. А еще в тестировании вкусовых качеств нашей продукции принимают участие наши друзья. Вместе с нами растёт и наша команда. Любой предприниматель, руководитель вам скажет примерно одно: подобрать хороший персонал — задача не быстрая и не простая.

Карельский чай

Иван-чай в баночках.

Что такое карельский чай

Когда мы раньше вставали на ярмарку, для привлечения внимания и интереса мы выставляли надпись: «Карельский чай». Людей удивляла такая надпись и они подходили, спрашивали, что же это такое. Все очень просто: карельский чай — это чай из карельских трав. Основа — ферментированный иван-чай, а к нему уже добавляем различные травы в необходимых пропорциях для гармоничного вкуса и аромата. На карельском рынке мы дебютировали с различными чайными купажами, в то время этого ещё никто не делал. Затем уже потянулись вереницы новогодних, рождественских чаёв, чаёв для влюблённых и т. п.

К примеру, в нашей чайной коллекции есть чай Minä suvaicen sinuu («минэ сувайчен синуу» южное карельское наречие) — чай для влюблённых. В состав этого чая входит: ферментированный иван-чай, ферментированный лист черноплодной рябины, лепестки дикой розы. Этот чай сезонный, он появляется в продаже только под праздники: 14, 23 февраля, 8 марта. Также мы предлагаем изготовление фирменных чаёв из карельских трав, которые будут только у вашего мероприятия или вашей компании. В нашей коллекции фирменных чаёв есть чай полумарафона с карельским колоритом «Karjala» (Карьяла), который участники пьют на финише, а все желающие могут приобрести этот чай только на полумарафоне и нигде больше.

Читайте также: Привычка быть здоровым, или Как байкер зожевцем стал.

О клиентах и конкуренции

Наш клиент в основном — это продуктовые магазины, которым интересна карельская продукция и экотема. Непосредственно розничными продажами, мы не занимаемся, т. к. решили все силы вкладывать в производство.

Бизнес очень конкурентный. Каждый год появляются всё новые производители. Однако, чем дальше, тем сложнее удержаться новичкам. Мы заходили на рынок, когда интерес к иван-чаю только начинался, и это также сыграло немаловажную роль в развитии нашего бизнеса. Теперь иван-чаем никого не удивишь. Мы решили пойти по пути личного бренда, дать нашему продукту свою фамилию. Мы следим за вкусовыми качествами нашей продукции, всегда проверяем вкусно или нет на себе, на родственниках и друзьях.

К примеру, когда разрабатывали упаковки для чаёв с простыми добавками (иван-чай и ягоды черники, иван-чай с мятой), мы всё не могли придумать название для иван-чая без добавок. И мы вспомнили, что друзья и покупатели постоянно говорят нам: очень вкусный у вас чай. Поэтому мы решили назвать иван-чай без добавок «Вкусный иван-чай». Просто и понятно. Мы прислушиваемся к мнению наших покупателей. Они сетуют, что упаковка у нас красивая, но не яркая. Вот именно в данный момент мы перерабатываем упаковку наших чайных купажей, и в скором времени вы сможете увидеть их в новой красивой яркой упаковке.

Также с нашими клиентами мы стараемся работать индивидуально. В прошлом году в январе нам заказали чайный комплимент для гостей на свадьбу. Молодожёны очень хотели, чтобы крафтовые пакеты с чаем были украшены листиками или растениями. Но так как была зима, а затраты на закупку цветов не входили в изначальную смету, то мы предложили украсить пакетики маленькими сосновыми веточками. Было красиво, оригинально и заказчики были довольны.

Карельский чай

Влюблённый чай в мешочках (его упаковку мы не меняли). Изначально все чаи у нас были в мешочках.

Надо ли идти по нашим стопам?

Стоит ли начинать бизнес в нашей нише? Сложный вопрос. Начать можно, горизонты развития большие, однако, как мы уже говорили, удержаться новичкам все сложнее. Так как уже сформировались свои гиганты этой отрасли.

Стоит ли заниматься бизнесом, работать ли фриланс или работать на обычной работе — это выбор каждого. Не каждый хочет и может руководить, не каждый хочет и может думать о своём детище 24 на 7. Главное правильно оценить свои желания, умения, реальную ситуацию на рынке и решить лично для себя — нужно или нет. Здесь нет универсального ответа.

И напоследок

Заходите на наш сайт, в группу ВКонтакте, там много полезной информации, и ещё можно сделать заказ карельского чая и сладостей. Также читатели журнала могут получить скидку 10% до конца 2019 года по промокоду Reconomica.

Опубликовано 23 октября, 2019 Обновлено 23 октября, 2019 Пользователем Елена Карот

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *