Фарцовщики! Кто зарабатывал в СССР на джинсах, виски и зажигалках

“Железный занавес” приучил советских авантюристов к особому отношению к товарам. Человек, имевший возможность заполучить импортную вещь, сразу же попадал в особую категорию людей. Он становился мостиком, соединяющим советскую действительность и западный рынок. Журнал Reconomica разбирается, как был устроен рынок импортных товаров в СССР.

Откуда брался товар

Можно представить цепочку в виде “Европейский рынок — иностранец — фарцовщик — советский потребитель”. Обычно цепочка увеличивалась, но суть её оставалась такой же. Между иностранцем и фарцовщиком, как правило, было ещё одно звено. Его составляли люди, имеющие связи с иностранцами.

Напрямую из мира капитализма вещи доставляли моряки, дальнобойщики и все люди, по долгу службы посещавшие другие страны. Они могли привезти много вещей сразу, тогда вся система продажи вставала на поток.

Прямые продажи!

Иногда второе звено было более прозаичным. Таксисты, официанты и бармены, гиды, работники культурных учреждений — все, кто часто сталкивался с иностранцами, могли попасть в общую схему продаж. Достаточно было договориться о покупке (или бартере) какой-нибудь небольшой вещицы. В ход шли и шляпы, и зажигалки — всё, что не представляло для иностранца особой ценности.

Как был устроен рынок фарцовщиков

Иногда фарцовщики сами искали иностранцев и предлагали им бартер (либо просто покупали определенные вещи). Даже был термин “утюжить”, то есть слоняться по улице возле какого-нибудь отеля в поисках иностранца.

Также читайте: Насколько в России сильна пропасть между бедными и богатыми.

Дом фарцовщика = магазин

Само собой, продавать полученный товар где попало фарцовщики не могли. Они приводили покупателей к себе домой, где и совершалась продажа. Опытные покупатели знали, где можно найти импортную одежду, где можно достать импортные сигареты, несмотря на то, что конкретная специализация была редкостью, всё-таки каналы поставки у фарцовщиков были ограниченными.

При этом конкуренции, как таковой, не было — всё-таки фарцовщики были вынуждены общаться между собой, могли продавать вещи друг другу.

Насколько опасно было работать фарцовщиком

Максимально. Фарцовщики находились в той же категории людей, что и “валютчики” — те, кто занимались обменом валют. Во времена Хрущева особо крупных фарцовщиков расстреливали в качестве предупреждения для остальных авантюристов.

Пример отношения к фарцовщикам.

Дефицит помогал устанавливать цены

Так вышло, что со временем фарцовщики поняли, как сильно дефицит им помогает. И если американский бурбон или германская техника является хорошим товаром и без контекста, то в 60-е и 70-е даже яркий пакет мог уйти за хорошую цену.

Самый яркий пример культа — джинсы. В 80-е годы они могли стоить и 150 рублей (при средней зарплате рабочих в 90-200 рублей в месяц). Несмотря на цены, товары всё равно раскупались.

Влияние на мир искусства

Среди товаров мелькали не только очевидные предметы одежды и продукты питания, но и предметы искусства.

Благодаря работе фарцовщиков советские люди открыли для себя рок-музыку. Достаточно почитать биографию любого музыканта, которого считают частью “русского рока”, чтобы найти подтверждение этому факту.

Любители фотографии могли достать через фарцовщика необходимую технику и плёнку, а фанаты живописи покупали репродукции любимых художников. В некотором смысле фарцовщики определяли, чем будет жить продвинутая советская молодёжь.

Фарцовщик мог достать всё!

Ареал обитания

Самым злачным местом для фарцовщика становились гостиницы для иностранцев. И пусть советским гражданам запрещалось посещать эти гостиницы, фарцовщики всё равно туда попадали. Могли дать взятку персоналу, могли прикидываться иностранцами — методы использовали разные. Дальше дело техники. Найти иностранца в баре, выпить, завязать беседу, что-нибудь обменять (или даже получить в подарок).

Читайте также: Чем отличаются туристы разных стран? Откровенный рассказ продавца сувенирного магазина.

Само собой, далеко не каждый мог стать фарцовщиком. Нужно было обладать смелостью (или даже бесстрашием), знать иностранные языки, уметь начинать беседу с незнакомым человеком. Умение правильно “закосить” под иностранца — сложная задача. Для этого нужно было правильно подобрать одежду (она должна была быть из одной страны), научиться говорить без акцента.

Если сотрудник КГБ подумает, что человек лишь притворяется иностранцем, то фарцовщик получит массу проблем.

Как всё закончилось

В 80-е годы актуальность фарцовщиков стала снижаться. Постепенно на прилавках стали появляться импортные сигареты, запреты на ввоз товаров ушли. Люди, сделавшие себе состояние на фарцовке, могли открыть собственный бизнес, некоторые нашли основную профессию и вспоминают период фарцовки как часть молодости.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *