Государство должно перестать спонсировать кино

Несмотря на то, что современное российское кино далеко не всегда плохое, у него есть ещё один изьян, который не привязан к качеству, — за него платит государство. Вряд ли люди хотят, чтобы на их налоги актёры третьего сорта играли в плохих фильмах и получали за это огромные деньги. Однако у государства есть свои причины поддерживать российский кинематограф.

Журнал Reconomica разбирается, зачем государство тратит деньги на кино и сколько денег на это уходит.

Государство тратит на кино огромные деньги

На “Викинг” потратили 729 миллионов рублей — эта сумма была выделена не за 1 раз, производство фильма финансировали на протяжении пяти лет. Картина “Дуэлянт” обошлась бюджету в 450 миллионов рублей, “Экипаж” стоил 442 миллиона, “Движение вверх” — 400 миллионов. Не всегда деньги возвращаются в бюджет, в каждом конкретном случае ситуация разная.

Иногда деньги выдаются в качестве беспроцентного кредита — авторы просто должны вернуть деньги после проката. Иногда от авторов требуют вернуть только часть денег — это произошло с “Викингом”, который должен был вернуть в бюджет лишь 115 миллионов. Иногда деньги отдаются безвозвратно (так произошло с фильмом “Движение вверх”).

Фильм "Движение вверх" имел огромный успех

Фильм “Движение вверх” имел огромный успех.

Государство спонсирует фильм не полностью

По закону на фильм даётся не более 75 процентов от его полного бюджета. Продюсеры ещё на процессе подачи заявки понимают, что часть денег они вынуждены искать сами. Речь идёт не только о производстве картины, но и о расходах на рекламу.

Про ФК всегда ходят плохие слухи

Про ФК всегда ходят плохие слухи.

С 2015 по 2019 года государство выделило 38 фильмам сумму, которая превышает планку в 100 миллионов рублей. 14 фильмов не собрали даже ту сумму, которую им выдало государство.

Самые громкие провалы происходят в тишине

Если некоторые фильмы проваливаются громко и при всех, то другие делают это без привлечения внимания (что говорит о совершенно бездарном маркетинге). К примеру, фильм “Семь пар нечистых” имел бюджет в размере 119 миллионов рублей, в то время как заработать удалось лишь 1 миллион. На фильм “Баба Яга. Начало” было выделено 138 миллионов (безвозмездно), однако фильм собрал 1,3 миллиона.

Читайте также: Коронавирус медленно убивает кинематограф. Где теперь смотреть кино?

Патриотическое кино в цене

Фильм “Крымский мост. Сделано с любовью!” обошёлся бюджету в 100 миллионов (правда, собрал только 70). В качестве сценариста выступила Маргарита Симоньян, в качестве режиссёра — её муж Тигран Кеосаян. Зато “Движение вверх” действительно имел ошеломляющий успех — больше трёх миллиардов рублей.

“Наш ответ Западу”

Пожалуй, это один из самых идиотских штампов, который используют российские киноделы. Как правило, “отвечают” Голливуду. Разница в том, что любой голливудский блокбастер имеет огромный по российским меркам бюджет и уже отработанную систему для создания фильма. Когда речь идёт о крупном боевике с звёздами в касте, то 50 миллионов долларов кажется маленьким бюджетом.

Российские фильмы просто не могут иметь такие бюджеты и не должны. Голливуд зарабатывает деньги и знает, что именно хочет увидеть аудитория.

"Защитники" затевались как ответ Западу

“Защитники” затевались как ответ Западу.

Почему российские режиссёры неизвестны на Западе

В данный момент на Западе знают только одно имя российского режиссёра — Андрей Звягинцев. В ближайшие годы всё больше будут говорить про Кантемира Балагова. Эти люди не снимают ответ Западу, они снимают кино.

Когда нет денег на блокбастер, а люди снимают блокбастер, получается нелепо и зрители видят “Защитники”, который просто теоретически не может сравниться с “Мстителями”.

В итоге российские фильмы рассчитаны только на российский рынок. Авторское кино могут показывать и в других странах, в то время как массовое кино на русском языке неинтересно американцам, французам или немцам. Неизвестно, для чего пытаться устраивать Голливуд на небольшие деньги, которые ещё и текут из бюджета.

“Но ведь россияне не ходят в кино, как зарабатывать?”

Это полный бред. Российская аудитория готова ходить и на зарубежное, и на российское кино, и на массовое, и на авторское. Просто людям пытаются “втюхать” одно и то же из раза в раз, так что идти в кино на фильм про Крым никто и не хочет.

Если бы бюджеты провальных фильмов были ниже, то и претензий никто бы не предъявлял. Но когда из бюджета уходит 100 миллионов на фильм, в котором сценарист и режиссёр не имеют опыта — это вызывает вопросы.

Этот процесс может закончиться

Если государство начнёт урезать расходы на разные сферы, то производство фильмов вряд ли будет в числе тех, кто сохранит свои прежние бюджеты. Слишком большие траты на кино итак злят россиян, которые даже не видят подавляющую часть спонсируемых картин. И тогда российским режиссёрам, привыкшим брать деньги у государства, придётся учиться шить обувь, учить меню и мыть полы — делать то, что они и должны делать.

Читайте также: Сколько денег зарабатывают кинотеатры? Вся правда о кассовых сборах и индустрии кино.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *