Как изменятся бизнес и жизнь после коронавируса — что говорят аналитики

Основные споры сейчас идут вокруг причины коронавируса и его опасности/безвредности. Мы же попробуем представить, как поменяются разные отрасли нашей жизни, когда ограничительные меры наконец отменят.

Уже сейчас очевидно, что люди меняют складывавшиеся десятилетиями паттерны потребительского поведения. Reconomica составила подборку направлений, которые должны сильнее всего поменяться.

Что изменится: предположения для разных отраслей

Обратите внимание: все, что сказано ниже — только личные предположения автора.

Медицина

Казалось бы — эта отрасль должна получить основной толчок и для качественного, и для количественного роста. Мир, узнавший опасность болезни, должен и больниц строить больше, и медтехники и препаратов производить больше, и врачей обучать больше, и исследований проводить больше, и все это должно улучшаться качественно.

Все это невозможно реализовать без планового влияния государства. Тут самое главное: найдутся ли у него финансы на такую реорганизацию, когда пандемия завершится?

Что может измениться «снизу»: отношение человека к своему здоровью. До кризиса многие просто забивали на профилактику, регулярные осмотры, диагностику и даже многие правила гигиены. Будем надеяться, что боязнь заболеть изменит эти привычки.

Торговля

С ней все понятнее всего: все, что может уйти в онлайн — уйдет в онлайн. В принципе по этому пути мы и так шли последние 10-15 лет: оффлайн-магазинов становилось все меньше, онлайн-магазинов — все больше. Так что коронавирус только ускорит этот переход.

Сейчас в онлайне можно купить что угодно — от квартир в Испании до туалетной бумаги. Но самое главное, что по Интернету можно заказывать товары массового потребления и еду (то есть то, что нам приходится покупать постоянно).

Для онлайн-магазинов продуктов питания сейчас раздолье: раньше ними пользовались, но не массово, поскольку всем было привычнее скупаться в супермаркетах. Теперь же и количество таких сервисов увеличится, и посещаемость у них резко подскочит. А когда люди привыкнут ними пользоваться — уже вряд ли захотят тратить время на поездки в «обычные» магазины (на которые можно тратить в лучшем случае несколько часов, + наслаждаться очередями и забитыми парковками).

Для примера приведем один из таких сайтов: dostavka-produktov.ru, работающий по Москве. Тут есть огромный ассортимент продуктов питания, который не меньше, чем выбор в любом крупном супермаркете вроде «Пятерочки» или «Ашана».

Недвижимость

Рост спроса и цен на коммерческую и жилую недвижимость в городах прервался, и может не вернуться к прежней динамике.

Насчет коммерческой недвижки все особенно плохо: малый бизнес массово загибается, и после пандемии освободятся тысячи «квадратов» площадей, плюс площадь освободят и магазины, которые решат уйти в онлайн. Кто их займет, если у людей стало меньше денег, и они будут просто бояться лезть в предпринимательство — неизвестно.

Насчет жилой недвижки — мы думаем, что спрос и цены постепенно вернутся: все-таки у нашего человека скупка квартир считается чуть ли не основным способом инвестирования. Но произойдет это вряд ли в ближайшие месяцы: сейчас у людей просто денег нет.

Кроме продаж перестроится и рынок аренды: по стране на начало мая спрос на съемное жилье упал на 40% по сравнению с прошлым годом, и на 5-15% упал средний ценник (по сравнению с началом года).

Околотуризм

Экскурс-бюро и гиды, отели-гостиницы-хостелы, автобусные туры — эта отрасль пострадает больше всего: выжить сможет очень маленький процент компаний.

Примерные цифры уже пугают: 7 мая 2020 глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что из-за пандемии останется без работы около 7 млн граждан, задействованных в туротрасли и смежных сферах.

В лучшем случае после возврата к нормальной жизни оживет внутренний туризм. Но на него были ориентированы далеко не все турфирмы, да и объемы у него тоже будут расти медленно.

Образование

То же самое, что и с торговлей: многие образовательные предметы, которые могли перейти в онлайн — уже в него перешли. Многие репетиторы по иностранным языкам и гуманитарным наукам и до карантина предпочитали работать дистанционно.

По сути до пандемии в оффлайне оставались только «базовые» образовательные учреждения: школы, ВУЗы, техникумы-училища, а также курсы по профессиям, которые не освоишь в онлайне (не будут же вас учить на сварщика или автомеханика через монитор, верно?).

Теперь же в онлайн вынудили перейти вообще всех, включая государственные заведения. Реализовано все это еще коряво, потому что на скорую руку. Но если процесс отладить — так работать будет намного удобнее. Не придется строить, ремонтировать и обслуживать школы, родителям — не придется возить-забирать детей, и так далее.

Другой вопрос — что без живого общения дети станут еще более зависимы от гаджетов. Плюс нужно серьезно пересматривать процесс с точки зрения бюрократии: отлаживать организацию процесса, проверку ДЗ и уровня знаний (дома за компьютером школьник может просто гуглить решения).

Поэтому школы и ВУЗы, на наш взгляд, все-таки ничего не поменяют — дети как ходили, так и будут туда ходить (по крайней мере у нас). И это плохо: с нормально реализованным онлайн-обучением освободилась бы куча времени и у учеников, и у учителей.

Как в целом изменится подход к работе и бизнесу

А эти изменения могут коснуться и перечисленных выше, и всех остальных отраслей:

  1. Удаленная работа. Российские компании раньше почему-то неохотно отпускали сотрудников на удаленку. Но сейчас, после вынужденного перехода — это нежелание может отпасть. Тем более что бизнес может прикинуть, сколько денег он сэкономит на офисах и обустройстве рабочих мест.
  2. Командировки. Возможно — их заменят видеосвязью, где это реально. 
  3. Отмена или сокращение количества массовых коммерческих мероприятий (выставок, форумов). Показать товар или технологию можно и по видео. В таком формате есть даже плюс: мероприятия могут смотреть больше человек, чем может их посещать вживую.
  4. Усиление импортозамещения. Один из рисков коронавируса — остановка потока товаров из Китая, от которых в разном масштабе оказался зависим весь мир. Скорее всего — бизнес (особенно крупный) начнет искать альтернативу, либо у нас начнут запускаться свои производства.
  5. Рост и ускорение автоматизации. Во-первых — автоматизированное предприятие не боится вируса. Во-вторых — в долгосрочной перспективе автоматизация снижает себестоимость продукции. А значит — отпадает (или снижается) потребность в дешевой китайской продукции.
  6. Общий передел рынка труда. Пока непонятно, насколько сильный будет перекос, но он будет. Миллионы уволенных сотрудников будут искать новую работу, часть компаний — начнут пересматривать формат работы, и потребуют новых навыков, может вырасти спрос на отдельные профессии (как сейчас вырос спрос на курьеров и врачей).

Будем надеяться, что негативные предположения окажутся ошибочными, и бизнес быстро придет в себя.

Опубликовано 11 мая, 2020 Обновлено 11 мая, 2020 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *