«Douyin» — слышали это слово? Вряд ли. А ведь именно так называлось приложение, выпущенное компанией ByteDance в 2016 году. В Китае оно до сих пор так и называется, а вот мы знаем его под другим именем — «ТикТок». Приложение можно было использовать для создания коротких видео. Основные функции — наложение звука на картинку, различные фильтры, маски, добавление анимаций, изменение скорости. Однако приложение с абсолютно такими же функциями существовало уже два года на другом континенте. Мы говорим о musical.ly, запущенном в 2014 году.
Журнал Reconomica продолжает изучение китайского интернета. Итак, давайте разбираться вместе.
Содержание материала
Как появился TikTok
За три года существования musical.ly скачали более 90 миллионов пользователей по всему миру, его популярность была такой огромной, что его стали использовать поп-музыканты для продвижения своих синглов. Однако до наших дней это приложение не дожило. В ноябре 2017 было объявлено, что компания ByteDance приобрела musical.ly за 1 миллиард долларов. Уже тогда стало понятно, что грядет слияние.
В августе 2018 года Douyin и musical.ly стали единым приложением. В Китае гибрид называют Douyin, мы же его знаем как ТикТок.
Откуда у китайской компании такие деньги
Компания, основанная в 2012 году, покупает musical.ly за миллиард долларов. Конечно, это вызывает вопросы. Ответ простой: у ByteDance уже было супер успешное приложение Toutiao. Это новостное приложение, выдающее пользователю новости, исходя из его интересов. Китайцы задействовали искусственный интеллект, что и позволило персонализировать ленту новостей. В день пользователи читают около полутора миллиардов новостей, а общее количество пользователей превосходит 700 миллионов. Несложно догадаться, что это очень удобный инструмент для пропаганды, так что партия не могла пройти мимо.
Документов, подтверждающих участие цензоров, нет, но вряд ли такой крупный новостник мог избежать влияния со стороны правительства — денег для покупки такого гиганта, как musical.ly, было достаточно.
Почему ТикТок стал таким популярным
Эксперты расходятся во мнении, предлагая разные варианты:
- Основы для популяризации заложили еще разработчики musical.ly. В первую очередь, важна вирусность контента, создаваемого пользователями. Когда-то вайны стали популярными по этой причине.
- Реальная возможность стать популярным, если ты следишь за трендами. Это привлекало молодежь, которая снимала пародии, каверы и прочие видео с отсылками к поп-культуре.
Что касается уже времен ТикТока, то у них были действительно интересные решения. Можно было опубликовать видео из приложения в любой другой социальной сети, с этим никто не боролся. Причина — логотип ТикТок, присутствующий поверх любого видео, созданного в приложении. Даже публикуя видео в Инстаграм или Твиттер, пользователь рекламировал ТикТок. Более того, разместить видео в другой социальной сети можно нажатием одной кнопки.
Странный контент
Если взрослому человеку, никогда не слышавшему о приложении, показать видео из ТикТока, то он будет как минимум шокирован. Это очень своеобразный контент, который понравится далеко не всем.
Черный пиар — тоже пиар, так что бурные обсуждения роликов из ТикТока только добавляют сервису популярность.
Функции, соответствующие трендам
Вот уже несколько лет как на Youtube популярен такой формат, как «реакция» на что-либо. Выглядит это примерно так: блогер снимает себя во время просмотра или прослушивания чего-либо, попутно он комментирует, критикует, имитирует увиденное на экране — в общем-то, как-то реагирует на контент. Интересно, что некоторые реакции блогеров популярнее, чем оригиналы.
ТикТок уловил этот момент.
Пользователь может нажать на чужое видео, кликнуть на специальную кнопку и снять свою реакцию прямо в приложении, то есть ему даже не придется скачивать программу для монтажа. Само собой, такое попадание в тренды не могло пройти незамеченным.
С помощью приложения пользователь может узнавать о самых актуальных песнях своего времени. Интересно, что чарты ТикТока со временем стали влиять на популярность тех или иных музыкантов.
Как долго продержится TikTok
Это очень сложный вопрос, ведь разработчики пытаются усидеть сразу на нескольких стульях. С одной стороны, их аудитория — подростки. С другой, правительство некоторых стран (Индии, например) ставило китайцам ультиматум: либо вы ужесточите возрастной ценз, либо мы блокируем приложение на территории Индии.
ТикТок постоянно идет на компромиссы, чтобы не потерять своих клиентов. Неизвестно, к чему это приведет.
Есть вероятность, что люди просто устанут от такого контента. В свое время Vine совершили революцию с помощью своих коротких видео (скетчей, как правило), однако за 2-3 года такие ролики перестали быть актуальными. Возможно, что ТикТок ожидает такая же судьба, и мы будем видеть меньше видео с кривляющимися подростками.
Все статьи из цикла о китайском интернете:
Золотой щит Китая, или как устроен китайский интернет.
Youku, или как китайцы сотворили свой Youtube.
Baidu — копия Google, которая больше своего оригинала. Изучаем китайский интернет вместе.
WeChat — приложение, которое обязательно присутствует в смартфоне любого китайца.
Tencent — китайский гигант с прицелом на весь мир.
Социальная сеть Sina Weibo, или как китайцы продлевают жизнь Twitter.
AliExpress, TaoBao, Alibaba, или как китайцы научились продавать всё и сразу.
Стриминговые платформы Поднебесной, или почему наши девушки с удовольствием там работают.
Секрет успеха компании Xiaomi, или как захватить Китай и весь мир двумя способами.
Как скачивать приложения в Китае, где заблокированы Google Play и App Store.
Опубликовано 19 ноября, 2019 Обновлено 26 ноября, 2019 Пользователем Ирина Грозина