Магазины, в которых одна цена на все товары, — нередкое явление. Многие из них существуют годами и прекрасно знают, какой ассортимент выгоднее продавать, из-за чего стоимость товаров постоянно меняется (инфляцию ведь никто не отменял). Некоторые магазины, в свою очередь, начинают работать с одной ценой, а потом расширяют их количество до двух-трёх.
Журнал Reconomica разоблачает миф о том, что в таких магазинах выгодно совершать покупки. Лучше всего это видно на примере компании Fix Price, лидера в этом сегменте.
Содержание материала
История компании
Первый магазин сети появился в 2007 году. С самого начала была принята модель, согласно которой цены в магазине должны были быть максимально низкими. Более того, изначально все товары стоили одинаково — 30 рублей. Постепенно цена увеличилась до 36 рублей, позже — до 50 рублей. Из-за желания увеличить ассортимент появилось несколько ценовых категорий с фиксированной ценой.
За 12 лет существования сети количество магазинов увеличилось до 3 306, некоторые из которых расположены в странах бывшего СНГ. Стоимость сети оценивается в 40 миллиардов рублей.
Высокие показатели напрямую связаны с концепцией магазина, которая заслуживает внимания.
Как формируется выручка в магазине фиксированных цен
К примеру, стоимость товаров в магазине одинаковая — 50 рублей. В таких условиях становится очевидно, что некоторые товары будут стоить дешевле, чем в обычных магазинах, а другие — дороже, но при этом общая наценка будет маленькой (иначе смысл магазина пропадает). Как это работает?
Как и в случае с супермаркетами, большую прибыль приносят товары для богатых. Если наценка на дешевые конфеты минимальная, то на дорогие она будет высокой — закон формирования цен, который позволяет уравновешивать соотношение между дорогими и дешевыми товарами.
Получается, что покупатель с большими деньгами платит не только за себя, но и за менее обеспеченного клиента. Это позволяет снижать цены на некоторые товары.
Что касается магазинов фиксированных цен, то здесь большую роль играет ассортимент. То, что всё дешево — отлично, вот только в этом нет смысла, если товар бесполезный. Именно поэтому в том же Fix Price можно встретить самые разные товары: от сока непонятного производителя до солнцезащитных очков.
Читайте также: Средний потребитель переплачивает 25-40% на крупных покупках. Руководство по экономии в онлайне.
Есть и уловки
Некоторые вещи человек может купить по инерции. Увидел что-то очень дешевое и, вероятно, нужное? Бросил к себе в корзину. Тут же увидел какой-то шампунь за копейки. Можно подумать, что это выгодная покупка, но стоит хотя бы немного ознакомиться с товаром — он не просто так такой дешевый.
Некоторые товары могут показаться дешевыми, хотя в магазинах они стоят столько же. Как правило, первый поход в такой магазин может заметно опустошить кошелек, однако в следующий раз человек поймёт, что ничего выгодного в магазине и нет.
Продавать дешевле, но чаще — американский принцип
Считается, что первый бизнес, построенный по такой модели, придумал Сэм Уолтон, основатель сети wal-mart.
Он считал, что лучше сделать наценку 20 центов и продать три товара, чем сделать наценку 40 центов и продать один товар. А низкую прибыль с одной продажи стоит компенсировать большими объёмами продаж. Именно по такой схеме работает и Fix Price.
Читайте также: Есть ли будущее у магазинов одной цены? Стоит ли идти туда работать? Вся правда от жительницы Владивостока.
Дело не только в бизнес-модели
К сожалению, фиксированная цена — не всегда плюс. Зайдя в подобный магазин, можно встретить просто кучу вещей, которые кажутся совершенно бесполезными. Возникает вопрос: покупают ли их вообще? Учитывая рост того же Fix Price, покупают. Однако целесообразность похода в такой магазин очень мала.
При этом сам Fix Price не придерживается изначально заданной стратегии. В некоторых регионах можно найти магазин, который принадлежит к сети, однако цены в нём просто ниже, чем в соседних супермаркетах. Никаких фиксированных цен нет, они просто ниже. Это вызывает определенные вопросы.
Вероятно, компания не отслеживает работу своих партнёров из удалённых регионов (вроде Приморского края). Подобное отношение подрывает доверие к компании.
Плюсы магазинов фиксированных цен
Они могут быть полезными для туристов. Купить кучу безделушек за копейки и подарить их знакомым — решение вопроса сувениров. Можно найти что-то интересное с колоритом определенной страны. Тем паче, что подобные магазины есть практически в любой стране мира.
Во многих городах есть магазины фиксированных цен. Fix Price — пример успешной сети, выстроенной по таким принципам. При этом нельзя сказать, что они дают покупателю что-то оригинальное.
Вся политика компании строится на иллюзии низких цен, а на самом деле они почти не отличаются от рыночных. Стоит более пристально подходить к покупкам в таких местах, иначе можно переплатить за вещь, которая вообще не нужна.
Читайте также: Как российский блогер открыл сеть пиццерий, составляющих конкуренцию McDonald’s.
Опубликовано 27 января, 2020 Обновлено 27 января, 2020 Пользователем Ирина Грозина