Если в 80-х Apple занималась персональными компьютерами и программным обеспечением, то после кризиса девяностых компания изменила свой подход к разработке продуктов. Теперь все знают Apple как компанию, которая делает массу товаров. При этом старт диверсификации пришёлся на время, когда многие люди боялись рисковать в сфере IT-технологий. Журнал Reconomica пытается понять, за счёт чего компания так яростно захватывала мировой рынок.
Содержание материала
Переломный момент для компании
На рубеже веков произошёл «крах доткомов» — акции IT-компаний стали дешеветь, вера в интернет как в бизнес стала пропадать. На этом фоне многие производители стали затягивать пояса. Стив Джобс решил, что это лучший момент для завоевания рынка. При этом приближался цифровой бум, который почувствовал Джобс.
Стив Джобс осознал, что его компании под силу выпускать всю периферию. В отличии от других компаний, которые в сложных условиях сосредотачивали усилия на отдельных продуктах, Apple стали делать всё.
За 2 года компания выпустила собственный видеоредактор, встроила в свои компьютеры порт для высокоскоростной передачи видео. Тогда же компания выпустила ITunes, универсальный медиаплеер. И тут началось главное.
IPod перевернул рынок
В 90-х на рынке присутствовали плееры с флеш-памятью. Они были дорогими и вмещали в себя не больше 20 песен в хорошем качестве.
Джон Рубинштейн, один из главных инженеров компании, заполучил передовые 1,8-дюймовые жёсткие диски с памятью 5 гб, был придуман полностью белый дизайн для плеера и наушников.
23 октября 2001 года плеер поступил в продажу, до конца года было продано более 100 тысяч штук. Успех плеера повысил продажи компьютеров компании. В дальнейшем IPod использовался как полигон, на котором разработчики воплощали все свои идеи — от сенсорных экранов и воспроизведения видео до полного отсутствия экрана.
iTunes Store
Чтобы слушать музыку на IPod, её нужно где-то брать. Тут Apple опять пошёл впереди всех и создал iTunes Store. Стив Джобс лично уговаривал крупные лейблы и объяснял, что цифровая музыка — будущее индустрии. iTunes Store сильно изменил индустрию музыки. Лейблы понимали, что большинство людей покупают альбом ради 2-3 песен, а Стив Джобс предлагал продавать песни по одной, по цене 99 центов.
Главный аргумент, который использовал Джобс — нарастающее пиратство в интернете. В конечном итоге, он заполучил согласие главных игроков индустрии на такую модель работы.
Как это часто бывает, при открытии проекта говорилось много слов о том, как это важно для индустрии. Было заявлено, что цель компании — продать миллион песен за 6 месяцев. Получилось иначе — миллион песен продали за 6 дней.
Некоторые считают, что Стив Джобс убил альбомы. В каком-то смысле это так — новый подход к распространению музыки очень сильно повлиял на лейблы. Пропал смысл делать дежурный альбом на 20 песен, когда стало логичнее работать над 1-2 синглами.
Постепенно средняя длина альбома сократилась. В первую очередь, изменения коснулись поп-музыки, где вопрос прибыли всегда значил больше, чем вопрос качества материала.
IPhone — символ современных технологий
Компания окончательно вышла из кризиса и стала наращивать своё присутствие на рынке, однако Джобс продолжал следить за развитием индустрии и думать над следующими продуктами. К тому моменту в мобильных телефонах появилась камера, устройства стали многофункциональные.
Очевидно, что Джобс, который горел желанием выстроить целую систему из продуктов Apple, в конечном итоге, пришёл к разработке смартфонов.
К тому моменту были наработки планшета. Было решено создавать смартфон двумя путями:
- либо уменьшать размер планшета и оставлять широкий функционал,
- либо переделывать IPod в смартфон.
После долгих работ был выбран первый путь.
Читайте также: Стоимость Iphone в России, США и разных странах мира. Почему россияне должны переплачивать?
Было решено создавать экран из стекла. Идея устойчивого к царапинам стекла была разработана ещё в 60-х, но не нашла применения. Джобс связался с компанией, которая занималась разработками, и уговорил их начать массовое производство материала.
Перфекционизм Джобса
Спустя долгое время Джобс понял, что его не устраивает дизайн. Металлический корпус ухудшал внешний вид устройство. Было решено расширить экран до самых краёв. Тогда же Джобс сказал своим подчиненным одну из своих знаменитейших фраз:
«Ребята, вы чуть не угробили себя, работая над этим дизайном, но мы собираемся изменить его. Мы собираемся работать по ночам и выходным, если хотите, мы можем раздать вам пистолеты, чтобы вы могли пристрелить нас прямо сейчас».
В 2007 году IPhone поступил в продажу. В 2008 году запустился App Store. Смартфон произвёл настоящий фурор не только среди пользователей, но и среди разработчиков, которые могли создавать и продавать свои приложения для пользователей.
IPad
После успеха IPhone компания вернулась к идее с планшетом. В 2010 году он был запущен в продажу. Пресса считала, что рекламная кампания устройства была слабой, сам Джобс говорил о том, что IPad — недостающее звено между компьютером и смартфоном.
За год было продано более 15 миллионов устройств — это один из самых успешных продуктов в истории техники.
Расширенный функционал привлёк ещё больше разработчиков, благодаря чему стали развиваться мобильные игры и прочие приложения. Бесплатная программа IBook делала устройство отличной «читалкой».
В этот момент стало ясно, что вокруг Apple строится настоящий культ — многие люди мечтали собрать полную систему Apple.
Конец эпохи Джобса
В 2011 году Стив Джобс подал в отставку из-за продолжительной болезни. Его борьба с болезнью началась в 2003 году, когда у него выявили рак поджелудочной железы. Из-за того, что он согласился на операцию лишь через год, развитие болезни продолжилось, были выявлены метастазы в печени.
Читайте: Помните Нокиа? Разбираемся, почему компания исчезла.
С середины нулевых из-за лечения он терял аппетит, выглядел всё хуже, был склонен к депрессии. Из-за его внешнего вида пресса часто обсуждала Стива Джобса больше, чем продукты его компании.
Устав от постоянных вопросов, он закончил одно из своих выступлений слайдом с надписью «110/70», которая символизировала его давление — на этом ответы закончились. Последние месяцы жизни Джобс продолжал работать. Он сосредоточился на консультации Тима Кука, его «наследника». 5 октября 2011 года Стив Джобс умер в возрасте 56 лет.
Опубликовано 12 марта, 2020 Обновлено 12 марта, 2020 Пользователем Светлана Кулай