Компания «1С» является одним из главных разработчиков делового направления в России. В данный момент у компании есть около 200 дочерних компаний, более 1000 профессионалов и огромная популярность, полученная благодаря высокому качеству продукта.
Журнал Reconomica решил изучить историю успеха «1С» и понять, что позволило разработчикам, получившим техническое образование ещё в СССР, стать главными игроками на узкоспециализированном рынке.
Содержание материала
Основание компании
Компания «1С» была основана в 1991 году Борисом Нуралиевым, выпускником Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Борис работает с правительственными заказами, занимается научной деятельностью.
В 1992 году брат Бориса, Сергей, написал первую программу для бухгалтеров. Позже наработки будут развиты в программу, обеспечившую успех компании.
Так как же правильно читать название компании: «один эс» или «один цэ»? Правильно читать «1 эс». Именно за 1 секунду первое ПО компании обрабатывало информацию.
1С:Предприятие — первый успех
Работа над проектом началась в 1994 году. Через два года выходит программа (или система программ, что более точно) — 1С: Предприятие. Она позволяет бухгалтерам:
- вносить всю необходимую информацию в компьютер,
- находить важные данные в кратчайшие сроки,
- использовать нужные формулы для подсчёта финансов.
Эта система настолько облегчает работу бухгалтеров и минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором, что сразу же становится обязательной программой для всех российских компаний, использующих передовые технологии.
Стоит заметить, что у 1С были конкуренты. Главным отличием «Предприятия» от продуктов других компаний было наличие встроенного макроязыка программирования, который позволял облегчить работу с программой. Не меньшее влияние оказал и особенный подход к распространению ПО, но об этом позже.
Проекты и принципы компании
Специальное программное обеспечение для школ, репетиторов и родителей учеников в последующие годы укрепило репутацию 1С как самого важного разработчика «серьёзных» программ в России.
Игры
В 2001 году 1С выпускает игру «Ил-2. Штурмовик», которая продавалась как в России, так и на Западе. Вероятно, компания уделяла бы больше внимания играм в тот момент, однако возникла необходимость бороться с конкурентами в профильном сегменте. Спустя годы 1С купит компании «Софтклаб» и «Бука», крупных российских разработчиков игр.
Читайте также: Почему некоторые профессии обречены исчезнуть? Разбираем на примере бухгалтеров и онлайн-бухгалтерии.
Специалисты считают, что высокое качество продукта помогало 1С бороться как с российскими, так и с зарубежными конкурентами, но решающую роль в победе в сегменте малых предприятий стала особенная схема продажи ПО.
Собственный метод продажи продукта
С самого начала функционирования компании 1С вывели для себя уникальную схему для продажи своих программ. Они привлекали к работе дистрибьюторов, делали их своими партнёрами и предлагали отличные условия — дистрибьютор мог продавать ПО в два раза дороже, чем покупать его у 1С. Такие условия привлекали специалистов по продаже, которые и помогали компании бороться с конкурентами.
Спустя годы обычные продавцы оказывали ещё и консультационные услуги тем, кому продавали ПО (зарабатывая на этом дополнительные деньги). Те, кто успевал стать первым партнёром 1С в своём регионе, в конечном итоге расширялись до крупных фирм.
Ещё одной важной особенностью работы с посредниками стала свобода, которая предоставлялась дистрибьюторам. Они могли рекламировать продукт так, как им казалось правильным, без соблюдения специально оговоренных правил (как это принято в других крупных компаниях).
Низкие цены
Сосредоточившись на представителях малого и среднего бизнеса, 1С не завышали цены на свои программы. Это помогло компании спокойно преодолеть как кризис 1998 года, так и кризис 2008. Бизнесмены не хотели экономить на важном для них продукте, тем более стоил он всегда недорого.
Но, даже несмотря на невысокую цену товара, 1С столкнулись с массовым пиратством во второй половине 90-х. Со временем компания разработала методы борьбы с пиратством.
Облачные технологии
В 2011 году компания внедрила в свой софт «облачные технологии» — теперь пользователь имел возможность хранить свои базы данных в облачных сервисах, что упростило использование программ. С другой стороны, этот шаг снизил важность дистрибьюторов, которые сосредоточились на оказании консультационных услуг.
Также читайте: Управление финансами — основа успешного бизнеса. Суть профессии финансового аналитика.
Как обстоят дела сейчас
Борис Нуралиев, кандидат экономических наук, до сих пор остаётся директором компании. По подсчётам специалистов, его доля в компании стоит 25 миллиардов рублей.
За 28 лет существования его программы стали неотъемлемой частью малых предприятий в России. И пусть сторонние разработки не пользуются большой популярностью, но продукты для ведения бизнеса используются во всех странах бывшего СНГ. Пожалуй, для многих бухгалтеров России 1С ассоциируется с работой больше, чем офисный кабинет.
Опубликовано 6 декабря, 2019 Обновлено 6 декабря, 2019 Пользователем Светлана Кулай