Новый 2019 год наступил, и жители нашей страны получили множество подарков, в виде пенсионной реформы, повышения НДС, поднятия акцизов и роста цен. Получился целый праздничный мешок очень дорогих нововведений. Слишком многовато в одни руки, не кажется? Действительно много, и, чтобы народ не потерял рассудок от радости, правительство и крупный бизнес решили все немного замаскировать. О пенсионной реформе объявили в то время, когда все следили за событиями ЧМ-2018, и поэтому горесть разочарования растворилась в радости футбольных побед. Цены на топливо взлетели — это уже ежегодная новогодняя традиция. Захочешь кататься – заправишь бак и никуда не денешься. А вот, резкий скачок цен на продукты нужно как-то понежнее запрятать. Для этого наши умельцы взяли на вооружение не новый, но достаточно действенный механизм – шринкфляцию.
Сегодня Reconomica разберется, что это за термин, как он действует и в каких сферах бизнеса его можно применить на практике в предпринимательском деле. Также, мы попробуем установить корни данного явления и определить, откуда оно пришло в нашу жизнь.
Содержание материала
Шринкфляция — это оружие маркетологов
Термин шринкфляция не новый, где его придумали — информации нет, но где его впервые применили, данные имеются. Его впервые применили в США, в семидесятых годах прошлого века, во время экономического кризиса.
Шринкфляция – это намеренное понижение количества или массы товара в упаковке, для скрытия подорожания его стоимости.
Простыми словами – это банальное обдуривание покупателя, при помощи обвешивания или уменьшения количества штук в упаковке. А что можно подумать, если вы получите за те же деньги меньше товара? Обдурили! Других вариантов не приходит в голову. Но обдуривание — это еще не обман.
Сейчас в России поднялся шум по поводу очередного скачка цен. Камнем преткновения стали яйца, которых в упаковку стали класть не десять, а девять штук. Об этом сразу заговорили и очень громко. Видимо, до 10 все умеют считать хорошо, и поэтому начался неизмеримый хайп, когда у покупателей украли одно яйцо. Но началось ли это только с нового года? Нет. В нашей стране этому термину много лет и применяется он везде, где только можно. Но правильно ли его применяют, и есть ли грань между шринкфляцией и мошенничеством – давайте разберемся.
Немного испортим аппетит и поговорим о продуктах
Шринкфляция – это оружие, прежде всего супермаркетов и крупных производителей продуктов. Там уже не первый десяток лет проводят различные исследования, цель которых — повышение или, по крайней мере, удержание объемов продаж.
Торговцы и маркетологи хорошо знают повадки человека и используют их в своем ремесле. Они прекрасно знают, что среднестатистический покупатель не взвешивает товар, не читает, что написано мелким шрифтом, редко смотрит на массу продукта. Покупатель мыслит единицами и штуками. Рис, гречка или сахар просто кладутся в корзину и едут на кассу.
Также, этот среднестатистический покупатель лучше реагирует на объемную и цветастую коробку и мало интересуется содержимым. Упаковки для этого делаются непрозрачными. Тоже касается стеклянной и пластиковой тары, куда можно не долить или не доложить содержимое. Это не всегда можно заметить. К примеру, если молоко в бутылке уменьшилось на 100-150 грамм, то это можно заметить, а вот если в банку маринованных грибов положили не 50, а 45 штук, то это уже никак не определишь. Но производители указывают эту информацию на этикетке, и для этого есть две величины измерения: масса нетто и масса основного продукта.
Все по-честному, и все написано, но вот только это никто не читает. Такой метод обманом назвать нельзя.
Такая же информация имеется на тушенке. На этикетке указано: массовая доля мяса и жира не менее «сколько-то %». Это уже более скользкое измерение, и к нему можно придраться. Как мы знаем, мясо намного дороже жира, но в каких пропорциях производитель положит туда мясо и жир, какого сорта там мясо – это вопросы, ответ на которые знает только производитель. В рыбных консервах все еще трагичнее. На этикетке указан только вес нетто, а массовая доля продукта при закладке не присутствует.
Но больше всего разница между содержимым и заполнителем проглядывается в корме для животных.
Там вообще творится настоящий беспредел, от которого домашние питомцы не наедаются, а мы все больше переплачиваем за покупку этого корма. Производители, в целях экономии, убирают оттуда все больше основного продукта и добавляют технического бульона, который они с таким пристрастием в рекламе называют ароматным желе. Это на первый взгляд незначительные мелочи, недостойные внимания, но производителям такие мелочи приносят миллионные доходы.
Также читайте: Выгодно ли покупать автомобиль в кредит? Подводные камни автокредита.
Такая же схема присутствует в хлебобулочном производстве. Батоны, багеты, булочки, буханки и прочие изделия производители стараются максимально надуть, а внутри оставить пустоту. Все это они компенсируют вкусной хрустящей корочкой, которую с таким аппетитом едят актеры в рекламе, на которую реагирует покупатель.
Надувной хлеб – это также проявление шринкфляции. Надувание – это вообще излюбленный прием маркетологов и технологов. Надувать пытаются все, что можно.
Надувают шоколад, называя его легким и воздушным, надувают кукурузу, называя ее палочками или попкорном, надувают даже мясо и птицу, но точнее не надувают, а накачивают. Этот процесс происходит как во время жизни животного, так и после нее. Во время роста, животных и птицу пичкают такими химикатами, от которых даже самый фанатичный бодибилдер откажется, а уже после убоя накачивают жидкостью. Для этого существуют целые конвейеры, на которых птицу накачивают специальной жидкостью для поднятия веса тушки. Одновременно эта жидкость содержит консерванты, которые позволяют курочке доехать до прилавка, в виде свежего охлажденного продукта. Себестоимость этой жидкости знают только производители, но она явно дешевле того мяса, за которое платит потребитель.
Шринкфляция существует не только в продуктовой сфере
Но хватит портить аппетит. Давайте рассмотрим проявления шринкфляции в других сферах. Для начала можно посмотреть на полиэтиленовые пакеты. Когда-то их делали действительно крепкими, и они выдерживали приличный вес. Но это невыгодно производителю, так как такой пакет можно использовать несколько раз. Тем более, у нашего народа еще осталась память о советском прошлом, когда пакеты использовали годами и даже стирали. Кажется дикостью, но это было еще 30 лет назад. Теперь производители, при помощи технологических приемов, понижают грузоподъемность и живучесть пакетов в несколько раз, но при этом стоимость его не снижается. Пакет служит только от магазина до дома, где далее он отправляется в мусорное ведро. Вот такой подход устраивает производителя. Таким подходом он добивается постоянных продаж и, соответственно, высокую прибыль. Но где здесь рассмотреть шринкфляцию?
Все просто – производитель делает тоньше стенки пакетов и, тем самым, снижает расход полиэтилена. Такая же ситуация просматривается в одежде. Вещи, как и пакеты, делают на один сезон.
Даже именитые бренды стали прибегать к этому приему. Если еще тридцать лет назад хорошие джинсы считались несносной одеждой и люди носили их по 10 лет, то теперь их хватает, в лучшем случае, на пару сезонов. Надоело про мелочи? Давайте посмотрим на шринкфляцию по-крупному.
АвтоВАЗ тоже был в чем-то первый
Здесь нужно опять сделать экскурс на 40 лет назад. Для примера можно рассмотреть родные «Жигули». Нельзя, конечно, сказать, что это какой-то невероятный автомобиль, но когда-то он был намного крепче, чем их производят в последнее время. Эти машины были сделаны из более толстого металла, качественного, грунтованного, а в более ранних версиях даже оцинкованного. В них использовались более добротные материалы и запасные части. Но с падением коммунизма и с началом эпохи звериного капитализма, наши производители стали новаторами в шринкфляции.
Капиталистические «Жигули» стали тонкие, гремящие, быстро гнили и сыпались после года эксплуатации.
Это самая настоящая шринкфляция, где автомобиль можно рассматривать как упаковку, в которую производители не доложили качественного металла, нормальной шумоизоляции, добротного пластика, а самое главное – гарантийного ресурса. На этой разнице теряет потребитель и зарабатывает производитель. Обмана здесь тоже никакого нет. Потребителю прилагается документация и руководство по эксплуатации, где все написано, но потребитель при покупке нового автомобиля туда никогда не посмотрит.
Видимо, этот опыт стали тщательно изучать все мировые производители и убедились, что на АвтоВАЗе все правильно делают с точки зрения коммерции, но только не с точки зрения технологий. В коммерческом плане все прекрасно – машина дешевая, хорошо продается и мало служит. Многие автомобильные корпорации начали перенимать опыт отечественных автодилеров и внедрять его у себя.
К примеру, можно посмотреть на Опель Кадет, который впоследствии стал сначала корейской Деу Нексия, а потом и его же узбекской версией. С каждой реинкарнацией машина теряла в качестве и стоимости. Нынешние ее версии, произведенные в Узбекистане, имеют слабый и тонкий кузов, который начинает гнить уже на второй год. Также, эти машины лишены шумоизоляции и имеют проблемы с проводкой. Но это вовсе не означает, что там не умеют делать автомобили. Они все прекрасно делают с точки зрения коммерции. Они превратили этот автомобиль в узбекский вариант «Жигулей», но только с хорошим мотором и более надежной трансмиссией.
Эта машина хорошо ездит, но мало служит, а это самое лучшее качество для современных продаж. Эти автомобили будут всегда востребованы как дешевый и надежный транспорт для населения с невысоким доходом.
Но не только реинкарнированные автомобили подлежат удешевлению. Это коснулось сейчас почти всех автопроизводителей, кроме элитных брендов, где потребитель платит именно за качество. Большинство заводов применяют технологию искусственного устаревания. Это делается в целях сокращения жизни автомобиля. Машина должна прожить чуть больше гарантийного срока. Но, в отличие от ВАЗовских новаторов, они прибегают к сложным инженерным решениям, при которых автомобиль не сломается до конца гарантии.
Читайте также: Как не попасть на деньги, оформляя кредит или рассрочку. Сравнение кредитных продуктов Альфа-банка и Сбербанка.
Напоследок о том, как не должны поступать бизнесмены
Но вот, где действительно опасны методы шринкфляции, так это в производстве строительных материалов. Но здесь стоит рассматривать исключительно малый бизнес.
В крупном строительстве существуют жесткие нормы, ГОСТы и СНиПы. Здесь все проверяется и контролируется, так как на кону стоит человеческая жизнь. А вот малый бизнес, который выпускает товары для частного строительства, злоупотребляет удешевлением выпускаемой продукции. Особенно, это касается производителей бетонных изделий. Что они только не суют в свою продукцию: обломки бетона, строительный мусор, пустые пластиковые бутылки и прочие материалы. Такие изделия рано или поздно дают о себе знать и приводят к разрушениям. Такая шринкфляция недопустима и должна быть наказуема.
Шринкфляция — это инструмент для эффективной конкурентной борьбы. При ее использовании можно прибегнуть к демпингу и привлечь массового покупателя в свой бизнес.
Данную технологию можно и нужно внедрять во многих сегментах бизнеса, но только делать это, думая, в первую очередь, о здоровье и безопасности потребителей. Надеемся, что данная информация стала для вас полезна.
Опубликовано 21 января, 2019 Обновлено 21 января, 2019 Пользователем admin
Не знала об этом. Интересная статья. Спасибо за то, что просвещаете.
Значит все по науке! Возьму на вооружение, а то в последнее время продажи ни к черту. Кстати — цемент сейчас в фасовке 40 кг. продаётся. Раньше думал — зачем это все делается а сейчас дошло. Спасибо за наводку
Аппетит немного подпортили, а так очень интересная статья.