Рынок спортивных товаров в России настолько мал, что разговоры о сетевых магазинах заканчиваются «Спортмастером». Удивительно, но за всё время своего существования компания заработала исключительно положительную репутацию, при этом работая в статусе монополиста. Однако это связано не с нарушениями закона, а с правильным подходом к делу.
Журнал Reconomica вспоминает историю успеха магазина «Спортмастер» и рассуждает о причинах этого взлета.
Содержание материала
Как всё начиналось
История «Спортмастера» началась в 1992 году. В качестве основателей выступили братья Николай и Владимир Фартушняки, Александр Михальский и Дмитрий Дойхен — все они выпускники Московского физико-технического института.
Первый проект молодых предпринимателей — фирма «Илион». Она занималась перепродажей тренажеров Kettler. Фирма медленно, но всё же развивалась, и в 1995 году был открыт первый магазин компании. В тот момент основным товаром всё ещё являлись тренажеры. Бренд «Спортмастер» появился уже в 1996 году, ассортиментом стала спортивная одежда.
В 1997 году появились магазины за пределами Москвы, далее наступил дефолт, который компания пережила успешно.
Оказавшись одной из немногих, кто не потерял состояние во время кризиса, компания быстро стала открывать новые магазины и к началу нулевых уже стала одной из крупнейших сетей спортивной одежды в СНГ.
Собственные бренды
Как и большинство успешных ритейлеров одежды, со временем «Спортмастер» стал создавать собственные бренды. Самый успешный из них — O’Stin. Бренд появился лишь в 2003 году, а уже через два года появились отдельные магазины с таким же именем.
Большой популярностью пользуется бренд Demix, тоже дочерний для «Спортмастера». Главное достоинство бренда — низкая цена.
Покупателей не смущает, что низкая цена берётся не с пустого места, так как качество товаров этой марки, как правило, ужасное. Также компания производит одежду под маркой Outventure и велосипеды под названием Stern.
Финансовые показатели «Спортмастера» всегда на высоте
К 2019 году «Спортмастер» стал занимать 25 процентов рынка спортивных товаров. Согласно различным рейтингам (в том числе РБК, Forbes), «Спортмастер» стабильно входит в первые 150 компаний по объёму прибыли. Это позволяет компании открывать новые магазины не только в России, но и в других странах.
Сейчас бренд пытается выйти на мировой рынок, ведь «Спортмастер» уже давно делал то, что российские компании делают редко — активно искал потребителей в других странах. В частности, в 2013 году был открыт магазин в Китае. В ближайшее время появятся магазины в Восточной Европе. Интернациональность — как иначе может вести себя компания, которая уже давно зарегистрирована в Сингапуре.
Читайте также: Легко ли работать в Спортмастере. Откровенный рассказ продавца-консультанта.
Почему «Спортмастер» популярен
За много лет у «Спортмастера» не появилось ни одного настоящего конкурента на российском рынке. Конечно, можно найти магазины, где реально купить качественный велосипед. Есть магазины, где продают качественные кроссовки для бега. Нет проблемы в том, чтобы купить мяч или клюшку.
Но «Спортмастер» остаётся единственным магазином, где всё это находится в одном помещении. Есть возможность заказа товара на дом.
Большой ассортимент
«Спортмастер» удобен большим разбросом цен: есть как очень дешевая продукция (их собственного производства, как правило), так и дорогие, но качественные товары. Компания постоянно устраивает акции, а также предлагает сделать скидочную карту с неплохими бонусами. Это привлекает людей, маленькие магазины не могут предложить такие условия.
Все относятся к «Спортмастеру» по-разному. Одни говорят, что это единственный нормальный спортивный магазин. Другие считают, что «Спортмастер» занял весь рынок и завалил его некачественными товарами.
В любом случае, наличие «Спортмастера» уже давно стало обыденностью, с которой очень трудно поспорить.
Сколько компания зарабатывает
Нельзя найти открытую статистику по всем брендам, которые со временем стали отделяться от самого «Спортмастера», однако выручка основной сети поражает. В 2018 году только прибыль компании составила 15 миллиардов рублей — это больше, чем годом ранее. С каждым годом показатели растут, что и позволяет рисковать и выходить на европейский рынок.
Яркий дизайн и идентичность
В отличие от многих российских брендов, «Спортмастер» действительно запоминается. Компания использует яркие цвета, привлекает знаменитостей к рекламе, тратит большие деньги на маркетинг — все это приносит результат.
В этом плане компания выделяется даже среди проектов из других сфер. Вероятно, правильный подход к маркетингу оказал на развитие компании большее влияние, чем правильный подход к ассортименту.
«Спортмастер» — уникальное явление на российском рынке
Популярность спорта в России оценивают по-разному. При этом количество спортивных брендов говорит, скорее, о том, что спорт почти никому не нужен. Именно поэтому мы говорим о существовании всего одного сетевого спортивного магазина, а не о десятках.
Вероятно, если бы «Спортмастер» не появился в 90-х, то рынок спортивных товаров был бы ещё скуднее, чем сейчас.
Раз ни один из конкурентов не сумел приблизиться к масштабам «Спортмастера» даже в нулевых, то в ближайшие годы уже точно не сможет это сделать.
Читайте также: Сколько платят в Спортмастере. Рассказывает продавец магазина.
Опубликовано 7 января, 2020 Обновлено 7 января, 2020 Пользователем Ирина Грозина