С 2014 года в отношении России действуют экономические санкции со стороны Евросоюза и США. С того же момента Россия начала вводить и свои ограничения в попытке как-то надавить в ответ. Получается неубедительно. При этом сам список санкций озвучивается редко просто потому, что ничего серьёзного в нём нет и быть не может.
Журнал Reconomica разбирается, какие санкции Россия применяет по отношению к другим странам и на что они влияют.
Содержание материала
Путин продлил контрсанкции
Владимир Путин подписал указ о продлении контрсанкций в отношении Евросоюза и США. На самом деле ничего особенного в этих санкциях нет — речь идёт о запрете на ввоз отдельной сельскохозяйственной продукции, а также сырья.
Единственное, на что влияют эти ограничения для обычного россиянина — ассортимент товаров в магазине. И то, чаще всего речь идёт о дорогих товарах из других стран, на которые у среднего россиянина просто нет денег.
Санкции в отношении России такие же
В первую очередь санкции против России направлены на отдельных людей. Следовательно, беспокоиться из-за санкций стоит только им. Россия, в свою очередь, готовится ответить своим списком иностранцев, против которых будут введены отдельные меры (такие как запрет на въезд). Несложно догадаться, что на россиян такие санкции тоже никак не влияют.
Читайте также: Навальный после отравления — в каком статусе он вернётся в Россию? Кто станет лидером оппозиции?
Получается, что санкции не имеют смысла?
Учитывая то, что в таком режиме Россия и условный Запад живут уже 6 лет, стало очевидно — санкции ни на что не влияют. Это полумеры, которые нужны для имитации активности. После присоединения Крыма Евросоюз должен был как-то наказать Россию. Правда, наказание должно было не разрушить торговые и экономические отношения. Россия, в свою очередь, должна была как-то ответить. Под лозунгом импортозамещения был дан такой же аккуратный, ничего не меняющий ответ.
Последние санкции в отношении правительства Белоруссии дают понять, насколько бессмысленна такая форма наказания.
Зачем нужны санкции
В конце концов, огромный бюрократический аппарат ЕС тоже должен заниматься какой-то деятельностью. Создание санкционных списков — отличная имитация работы. Абсолютно всем очевидно, что если бы ЕС хотел действительно наказать Россию, то речь шла бы о нефти и газе. К примеру, объявление эмбарго и просто отказ от каких-либо совместных проектов. Однако тот же Северный поток — 2 показывает, что даже Германия (по сути, лидер нынешнего ЕС) готова работать с Россией.
Критиковать и рассказывать о санкциях — одно дело, но терять прибыль никто не хочет.
Импортозамещение сработало?
Несмотря на массу недочётов, импортозамещение сработало неплохо. Об этом говорит и статистика, и отношение людей к товарам в магазинах. Однако российские производители больше не имеют причин для выхода на международные рынки. В условиях, когда домашний рынок искусственно расчистили от конкурентов, стимулов для развития становится меньше.
Бурный рост сельскохозяйственной отрасли может перейти в стагнацию уже в ближайшем будущем, в том числе и на фоне пандемии.
Запад мог усилить санкции в отношении России
После отравления Алексея Навального были разговоры о том, что ЕС введёт против России новые, усиленные санкции. На деле же оказалось, что речь шла о санкциях в отношении отдельных людей, руководства российских силовых структур. В очередной раз угрозы оказались громче, чем действия и их последствия. По всей видимости, Россия ответит такими же санкциями.
Попасть в список — мечта чиновника
При этом санкционные списки формируют особое отношение к личностям в российской власти. Человек, попавший в санкционный список, получает определённый бонус к своей репутации. Раз его не любят на Западе, то он будет очень полезен в России — логика примерно такая.
Попадание в санкционный список даёт российскому чиновнику больше шансов на продвижение по карьерной лестнице, чем успешно выполненные проекты — пожалуй, это самое негативное нововведение, возникшее после 2014 года.
Читайте также: Кажется, Лукашенко победил протесты. Введут ли против него санкции?
Опубликовано 21 ноября, 2020 Обновлено 13 апреля, 2023 Пользователем Ирина Грозина