Спасение «русской деревни» — любимое занятие тех, кто постоянно обсуждает проблемы и ничего не делает для их решения. Сама по себе мифическая «русская деревня» существует не так давно, однако её преподносят как нечто важное, основополагающее для России. Однако экономических причин спасать деревни нет, они естественным образом исчезают.
Журнал Reconomica пытается понять, как живёт русская деревня в 2020 году и зачем её кто-то хочет спасти.
Содержание материала
Что такое «русская деревня»?
Нельзя точно сказать, когда она появилась. Можно вспомнить времена крепостного права, однако вряд ли современная деревня имеет хоть что-то общее с крепостными крестьянами. Период между отменой крепостного права и началом коллективизации слишком короткий, чтобы заложить какие-то основы существования деревень как отдельного социального института.
Что касается коллективизации, то она влияла на деревни особым образом. Наличие колхоза влияло на всех жителей деревни. Вместо развития института частной собственности (что свойственно маленьким населённым пунктам) шёл обратный процесс.
Получается, что та самая «русская деревня», которую так нужно спасать, появилась на обломках Советского Союза. Точнее, на обломках колхозов.
Если при СССР колхоз являлся объединяющим фактором для жителей всей деревни, то уже в 90-х деревни остались без общего центра. Жизнь в маленьких населённых пунктах ухудшалась, что вело к оттоку населения. За 30 лет множество деревень оказались в статусе разрушенных. Кто мог — уехал, молодёжь в них почти не остаётся, жители умирают.
Экономические проблемы деревень
Из-за постоянного оттока населения деревни начинают испытывать массу проблем. Это особенно заметно в случаях, когда населённый пункты отдалены от больших городов. Государство может выделять слишком мало денег на школы и больницы, предприниматели не видят смысла открывать бизнес в деревнях — если говорить метафизически, то из деревень просто уходит жизнь.
В таких обстоятельствах пребывание в деревне превращается в ад. Регулярные новости о насилии и беспомощности со стороны правоохранительных органов выглядят логично на фоне общей разрухи деревень. Государство не может обеспечивать полноценный полицейский участок в месте, где проживает пара тысяч человек. Вместо полноценной больницы есть, в лучшем случае, 2-3 врача, при серьёзном заболевании люди едут в райцентр. В это же время рушатся и дороги, что в некотором смысле отдаляет деревни от больших городов.
Одни проблемы провоцируют возникновение новых, и так по кругу. Отсутствие работы, медицины, правоохранительных органов, перспектив для развития — всё это наслаивается друг на друга.
Зачем спасать деревни?
Люди, которых 200 лет назад могли бы прозвать «народники», регулярно говорят о необходимости спасения русской деревни. Вот только непонятно, что именно они хотят спасать. Насильно удерживать людей в разрухе? Не вариант. А иначе бороться с оттоком населения невозможно. Даже при создании более-менее нормальной инфраструктуры люди всё равно будут уезжать (пусть и в меньшем количестве). А инфраструктура стоит огромных денег.
Спасение русской деревни — популистский лозунг, который не несёт в себе ничего конструктивного. Деревни умирают не просто так — они обречены на гибель.
Как правило, жители деревень имеют свой огород. В некоторых случаях это единственная возможность выжить. При этом такой подход не имеет ничего общего с фермерством. Фермерство — полноценный бизнес, а не спасение от голода. Иногда популисты пытаются сопоставить русские деревни и полноценные фермы как нечто схожее, что является ложью.
Читайте также: Семейная мини-ферма — это наш бизнес, который со временем может стать очень прибыльным.
Россия слишком большая для деревень
Россия — самая большая страна мира с населением в 140 миллионов человек. «Растянуть» всю инфраструктуру на такой территории практически невозможно (и слишком дорого). Логично, что экономнее располагаться в больших городах, центрах того или иного региона.
Даже Китай с его гигантским населением не живёт по всей территории страны. Китайцы едут в крупные города на побережье — и с этим процессом не может бороться даже китайское государство, у которого полномочий более чем достаточно.
Русские деревни умрут?
Частный дом под Москвой или Волгоградом и частный дом в Хабаровском крае — разные вещи. В первом можно жить, во втором придётся выживать. Бояться за русские деревни — то же самое, что плакать из-за бесполезности телеги.
Читайте также: Как в деревне зарабатывать по 15 тыс. за сезон без вложений? Прибыльный бизнес для пенсионеров (и не только).
Учитывая климатические условия, Россия просто не может иметь много деревень, где люди действительно живут. Современные российские деревни не имеют шансов на полноценное развитие. Любая помощь лишь откладывает неизбежное.
Опубликовано 21 сентября, 2020 Обновлено 21 сентября, 2020 Пользователем Светлана Кулай