Вы любите свою работу? Если вопрос звучит не из уст кадровика или начальника, миллионы наших сограждан на этот вопрос наверняка ответят «нет», или «не очень». Те, кто попрямее, просто покрутят пальцем у виска.
Работать нынче немодно, стыдно, презренно. Популярность у молодежи сейчас набирают идеи и ценности криминального мира. Модно и почетно мутить, крутиться, проворачивать схемы под носом у начальства, изображать бурную деятельность. Поколение до 35-40 лет поголовно соревнуется, кто найдет условия с как можно большей зарплатой, где надо делать как можно меньше реальной работы.
В 2016-2017 годах специалистами из Высшей школы экономики провели исследование (опрашивали население) об отношении россиян к работе. В результате — около 40% людей ответили, что работают «без желания». А если речь идет про домашнюю работу — ее не любят выполнять около 54-58%.
Получается, что заявления о том, что «русские люди не любят работать» — достаточно правдивы. Кроме исследований это подтверждают и наши пословицы (про «работа не волк, в лес не убежит»), и наши сказки (про Емелю, который лежит на печи, но все получает по щучьему веленью).
Reconomica постарается разобраться, почему мы так относимся к работе.
Содержание материала
- 1 Общие причины работы «без желания»
- 2 Менталитет, или наше знаменитое «Ты че, самый умный?»
- 3 Плохие отношения между начальником и подчиненным (+видео)
- 4 Неправильный выбор образования и профессии
- 5 Низкий уровень оплаты
- 6 Плохие условия труда
- 7 Отсутствие продуманной и понятной работнику системы бонусов
Общие причины работы «без желания»
Сначала — приведем общий список основных причин:
-
Менталитет (люди плохо относятся к выскочкам, переработчикам, ударникам труда, инициативным коллегам).
-
Плохие отношения между начальником и подчиненным.
-
Неправильный выбор образования и профессии.
-
Низкий уровень оплаты.
-
Плохие условия труда.
-
Отсутствие продуманной и понятной работнику системы бонусов.
Теперь рассмотрим каждый пункт более детально.
Менталитет, или наше знаменитое «Ты че, самый умный?»
В менталитете большинства наших сограждан прочно сидят такие «установки»:
-
Инициатива — наказуема. Эти слова часто используются в армии, но и у не-служивших наверняка тоже есть такое же мнение. Если ты выступаешь с какой-то инициативой — скорее всего, тебя же и нагрузят ее выполнять. А если не тебя — то кого-то другого, кто вряд ли этому обрадуется.
-
Негативное отношение к членам коллектива, которым «больше всех надо». Любой, кто пытается выделиться, рационализировать, подать новую идею — выскочка и враг коллектива (а иногда еще и для начальства).
-
Отношение начальства к более исполнительным и надежным сотрудникам. Представьте: вам надо выполнить какую-то важную задачу, и у вас есть 2 работника. Первый — прилежный и ответственный, готов вникать в задачу и работать на максимально хороший результат. Второй работает спустя рукава, работу выполняет так, чтобы к ней нельзя было придраться — и ни граммом лучше. Кому вы поручите задачу? Получается, что при равных условиях (если оба работника получают одинаковый оклад) — выгоднее быть тем, кто работает посредственно: будут меньше грузить.
-
Отношения в коллективе. У русских работники одного отдела (офиса, цеха) — это коллектив, отношения в котором похожи скорее на семейные, или на старый крестьяно-общинный строй. По этой причине люди готовы годами работать на нелюбимой работе, с низкой зарплатой, но ради хорошего коллектива. И если будут какие-то проблемы в работе — в коллективе часто готовы прикрыть друг друга перед начальством. На Западе действует другая модель: тут уместнее слово team — команда. Отношения в team более деловые, официальные. Личностные ссоры, близкие отношения, сплетни на рабочем месте — тут скорее редкость, чем норма. Если вы где-то накосячите — об этом обыденно доложат начальству. Как результат, создается атмосфера конкурирования — сотрудников не связывает мнение коллектива, и они работают на результат.
-
«И так сойдет». Если у нашего человека есть крыша над головой, ему есть во что одеваться, и есть что кушать — с большой вероятностью он не особо будет стремиться к лучшему. Отсутствие амбиций и умение довольствоваться малым — возможно, привычка с советских времен, которая сильно мешает не только самому человеку, но и его работодателю.
-
«Не свое — не жалко». Неизвестно почему, но в нашем менталитете прочно закрепилось такое отношение и к инструменту, и к оборудованию, и к результату работы.
-
«Работа не волк, в лес не убежит». Если какой-то проект надо выполнить за неделю, то с большой вероятностью с понедельника по четверг сотрудник будет заниматься посторонними делами, и уделять работе совсем мало времени и внимания. А в пятницу будет трудиться в авральном порядке, и сдаст результат в последний момент. Кстати, этот факт нередко отмечают иностранные наниматели — по их мнению русские сотрудники являются хорошими «авральными» менеджерами. Когда сроки горят, они готовы работать сутками напролет, проявляют креативность и смекалку.
Плохие отношения между начальником и подчиненным (+видео)
В русском бизнесе есть 2 негативных фактора отношений «начальник — подчиненный»:
-
Отношение начальства к подчиненным, как к людям второго сорта. Проявляться это может в грубости, пренебрежении, в нежелании идти навстречу (к примеру — выдать отгул, даже если это можно сделать).
-
Отсутствие взаимодействия между сотрудником и руководителем. Чаще всего все взаимодействие сводится к тому, что начальник выдает задачу, а работник — ее безоговорочно выполняет. В западных компаниях для укрепления связи регулярно проводятся беседы между руководителем и подчиненным, в ходе которых можно прямо высказать о своих пожеланиях. Да и тимбилдинг (неформальные мероприятия, развивающие или просто для отдыха) — тоже регулярно проводится.
В нашем бизнесе отношения «начальник — подчиненный» можно сравнить с отношением помещика (начальник) и крестьянской общины (коллектив «рядовых» сотрудников). Вроде как община и подчиняется помещику, но делает это нехотя, сохраняя целостность, любыми способами стараясь минимизировать нагрузку, выдавая минимально допустимый результат.
Неправильный выбор образования и профессии
Многие из нас выбирали учебное заведение и устраивались на работу не по осознанному и взвешенному решению.
Мы часто идем учиться просто потому, что «без диплома никуда», или чтобы в армию не забрали. А институты выбираем не те, которые хочется, а те, на которые хватит денег, или которые есть в нашем городе. Как результат — и учимся мы плохо, и профессию получаем нелюбимую.
Эти же проблемы есть и при выборе работы. Мы часто устраиваемся туда, куда возьмут, а не туда, куда действительно хотелось бы. Причем тут уже действует фактор не только желания, но и возможностей. К примеру, если вам нравится какая-то профессия — в этой сфере может очень маленький спрос на специалистов.
Низкий уровень оплаты
Фактор, тесно связанный с предыдущим.
В нашей стране есть такое нелогичное понятие, как «работающая бедность». Даже хороший специалист, работающий в крупной компании, по полному рабочему графику — может получать зарплату в 30-40 тысяч рублей (а в небольших городах — раза в 1.5-2 меньше).
А когда ты мало получаешь — даже на любимой работе не всегда удается нормально относиться к своим обязанностям. Причина заключается и в психологическим неприятии (зачем мне перегружать себя, если я получаю так мало?), и в желании выделить время-силы на подработку, чтобы повысить доход до более-менее приемлемого.
Плохие условия труда
Кроме низких оплат желание работать могут отбивать и условия на рабочем месте. Из-за экономии бизнес может арендовать тесные офисы, покупать дешевую мебель и оргтехнику, покупать старое и долго не менять оборудование. На практике компании готовы экономить на сотрудниках, если это не вредит качеству выпускаемой продукции или качеству оказываемых услуг. То есть чтобы клиент платил, а сотрудник — и так сможет работать.
Правда, эта проблема актуальна не для всех компаний: крупный бизнес и новые промышленные предприятия все-таки следят за условиями труда, и стараются поддерживать их на более-менее приемлемом уровне. А вот малый бизнес, которому выживать сложнее — чаще идет на экономию везде, где это возможно.
Отсутствие продуманной и понятной работнику системы бонусов
На работу человек приходит зарабатывать деньги в первую очередь себе. То есть мотивировать его работать лучше (дольше, выступать с инициативой, развиваться в своей профессии) — можно только деньгами.
Во многих российских компаниях стандартизированная система бонусов — отсутствует вообще. Человеку могут пообещать премию за какое-то разовое сложное задание, заплатить за переработку или за выход в выходной день.
Но у нас нет бонусов за:
-
личную результативность (в большинстве наших компаний вообще не ведется никакого личного рейтинга сотрудников, что является нормой в американском бизнесе);
-
полезную инициативу (какие-то нововведения, предложенные «рядовым» сотрудником, может себе присвоить его руководитель);
-
достижения отдела (к примеру — если отдел продаж перевыполняет месячный план на 5%, то все получают 2% бонуса к зарплате);
-
выполнение плана в срок или раньше срока.
Когда сотрудник видит, что от его личного результата и от результата его коллег зависит то, сколько денег он получит на руки — он точно будет прилагать гораздо больше усилий, а не просто сидеть с 8 до 18 и работать на «три с плюсом», лишь бы не уволили.
Опубликовано 11 декабря, 2019 Обновлено 11 декабря, 2019 Пользователем admin