Работа — это для лузеров? Почему современная молодежь презирает честный труд

Вы любите свою работу? Если вопрос звучит не из уст кадровика или начальника, миллионы наших сограждан на этот вопрос наверняка ответят «нет», или «не очень». Те, кто попрямее, просто покрутят пальцем у виска.

Работать нынче немодно, стыдно, презренно. Популярность у молодежи сейчас набирают идеи и ценности криминального мира. Модно и почетно мутить, крутиться, проворачивать схемы под носом у начальства, изображать бурную деятельность. Поколение до 35-40 лет поголовно соревнуется, кто найдет условия с как можно большей зарплатой, где надо делать как можно меньше реальной работы.

В 2016-2017 годах специалистами из Высшей школы экономики провели исследование (опрашивали население) об отношении россиян к работе. В результате — около 40% людей ответили, что работают «без желания». А если речь идет про домашнюю работу — ее не любят выполнять около 54-58%.

Получается, что заявления о том, что «русские люди не любят работать» — достаточно правдивы. Кроме исследований это подтверждают и наши пословицы (про «работа не волк, в лес не убежит»), и наши сказки (про Емелю, который лежит на печи, но все получает по щучьему веленью).

Reconomica постарается разобраться, почему мы так относимся к работе.

Общие причины работы «без желания»

Сначала — приведем общий список основных причин:

Работа — это для лузеров? Почему современная молодежь презирает честный труд

Честно работать? Фу, да вы что!

  1. Менталитет (люди плохо относятся к выскочкам, переработчикам, ударникам труда, инициативным коллегам).

  2. Плохие отношения между начальником и подчиненным.

  3. Неправильный выбор образования и профессии.

  4. Низкий уровень оплаты.

  5. Плохие условия труда.

  6. Отсутствие продуманной и понятной работнику системы бонусов.

Теперь рассмотрим каждый пункт более детально.

Менталитет, или наше знаменитое «Ты че, самый умный?»

В менталитете большинства наших сограждан прочно сидят такие «установки»:

  1. Инициатива — наказуема. Эти слова часто используются в армии, но и у не-служивших наверняка тоже есть такое же мнение. Если ты выступаешь с какой-то инициативой — скорее всего, тебя же и нагрузят ее выполнять. А если не тебя — то кого-то другого, кто вряд ли этому обрадуется.

  2. Негативное отношение к членам коллектива, которым «больше всех надо». Любой, кто пытается выделиться, рационализировать, подать новую идею — выскочка и враг коллектива (а иногда еще и для начальства).

  3. Отношение начальства к более исполнительным и надежным сотрудникам. Представьте: вам надо выполнить какую-то важную задачу, и у вас есть 2 работника. Первый — прилежный и ответственный, готов вникать в задачу и работать на максимально хороший результат. Второй работает спустя рукава, работу выполняет так, чтобы к ней нельзя было придраться — и ни граммом лучше. Кому вы поручите задачу? Получается, что при равных условиях (если оба работника получают одинаковый оклад) — выгоднее быть тем, кто работает посредственно: будут меньше грузить.

  4. Отношения в коллективе. У русских работники одного отдела (офиса, цеха) — это коллектив, отношения в котором похожи скорее на семейные, или на старый крестьяно-общинный строй. По этой причине люди готовы годами работать на нелюбимой работе, с низкой зарплатой, но ради хорошего коллектива. И если будут какие-то проблемы в работе — в коллективе часто готовы прикрыть друг друга перед начальством. На Западе действует другая модель: тут уместнее слово team — команда. Отношения в team более деловые, официальные. Личностные ссоры, близкие отношения, сплетни на рабочем месте — тут скорее редкость, чем норма. Если вы где-то накосячите — об этом обыденно доложат начальству. Как результат, создается атмосфера конкурирования — сотрудников не связывает мнение коллектива, и они работают на результат.

  5. «И так сойдет». Если у нашего человека есть крыша над головой, ему есть во что одеваться, и есть что кушать — с большой вероятностью он не особо будет стремиться к лучшему. Отсутствие амбиций и умение довольствоваться малым — возможно, привычка с советских времен, которая сильно мешает не только самому человеку, но и его работодателю.

  6. «Не свое — не жалко». Неизвестно почему, но в нашем менталитете прочно закрепилось такое отношение и к инструменту, и к оборудованию, и к результату работы.

  7. «Работа не волк, в лес не убежит». Если какой-то проект надо выполнить за неделю, то с большой вероятностью с понедельника по четверг сотрудник будет заниматься посторонними делами, и уделять работе совсем мало времени и внимания. А в пятницу будет трудиться в авральном порядке, и сдаст результат в последний момент. Кстати, этот факт нередко отмечают иностранные наниматели — по их мнению русские сотрудники являются хорошими «авральными» менеджерами. Когда сроки горят, они готовы работать сутками напролет, проявляют креативность и смекалку.

Плохие отношения между начальником и подчиненным (+видео)

В русском бизнесе есть 2 негативных фактора отношений «начальник — подчиненный»:

  1. Отношение начальства к подчиненным, как к людям второго сорта. Проявляться это может в грубости, пренебрежении, в нежелании идти навстречу (к примеру — выдать отгул, даже если это можно сделать).

  2. Отсутствие взаимодействия между сотрудником и руководителем. Чаще всего все взаимодействие сводится к тому, что начальник выдает задачу, а работник — ее безоговорочно выполняет. В западных компаниях для укрепления связи регулярно проводятся беседы между руководителем и подчиненным, в ходе которых можно прямо высказать о своих пожеланиях. Да и тимбилдинг (неформальные мероприятия, развивающие или просто для отдыха) — тоже регулярно проводится.

В нашем бизнесе отношения «начальник — подчиненный» можно сравнить с отношением помещика (начальник) и крестьянской общины (коллектив «рядовых» сотрудников). Вроде как община и подчиняется помещику, но делает это нехотя, сохраняя целостность, любыми способами стараясь минимизировать нагрузку, выдавая минимально допустимый результат.

Неправильный выбор образования и профессии

Многие из нас выбирали учебное заведение и устраивались на работу не по осознанному и взвешенному решению.

Мы часто идем учиться просто потому, что «без диплома никуда», или чтобы в армию не забрали. А институты выбираем не те, которые хочется, а те, на которые хватит денег, или которые есть в нашем городе. Как результат — и учимся мы плохо, и профессию получаем нелюбимую.

Эти же проблемы есть и при выборе работы. Мы часто устраиваемся туда, куда возьмут, а не туда, куда действительно хотелось бы. Причем тут уже действует фактор не только желания, но и возможностей. К примеру, если вам нравится какая-то профессия — в этой сфере может очень маленький спрос на специалистов.

Низкий уровень оплаты

Фактор, тесно связанный с предыдущим.

В нашей стране есть такое нелогичное понятие, как «работающая бедность». Даже хороший специалист, работающий в крупной компании, по полному рабочему графику — может получать зарплату в 30-40 тысяч рублей (а в небольших городах — раза в 1.5-2 меньше).

А когда ты мало получаешь — даже на любимой работе не всегда удается нормально относиться к своим обязанностям. Причина заключается и в психологическим неприятии (зачем мне перегружать себя, если я получаю так мало?), и в желании выделить время-силы на подработку, чтобы повысить доход до более-менее приемлемого.

Плохие условия труда

Кроме низких оплат желание работать могут отбивать и условия на рабочем месте. Из-за экономии бизнес может арендовать тесные офисы, покупать дешевую мебель и оргтехнику, покупать старое и долго не менять оборудование. На практике компании готовы экономить на сотрудниках, если это не вредит качеству выпускаемой продукции или качеству оказываемых услуг. То есть чтобы клиент платил, а сотрудник — и так сможет работать.

Правда, эта проблема актуальна не для всех компаний: крупный бизнес и новые промышленные предприятия все-таки следят за условиями труда, и стараются поддерживать их на более-менее приемлемом уровне. А вот малый бизнес, которому выживать сложнее — чаще идет на экономию везде, где это возможно.

Отсутствие продуманной и понятной работнику системы бонусов

На работу человек приходит зарабатывать деньги в первую очередь себе. То есть мотивировать его работать лучше (дольше, выступать с инициативой, развиваться в своей профессии) — можно только деньгами.

Во многих российских компаниях стандартизированная система бонусов — отсутствует вообще. Человеку могут пообещать премию за какое-то разовое сложное задание, заплатить за переработку или за выход в выходной день.

Но у нас нет бонусов за:

  • личную результативность (в большинстве наших компаний вообще не ведется никакого личного рейтинга сотрудников, что является нормой в американском бизнесе);

  • полезную инициативу (какие-то нововведения, предложенные «рядовым» сотрудником, может себе присвоить его руководитель);

  • достижения отдела (к примеру — если отдел продаж перевыполняет месячный план на 5%, то все получают 2% бонуса к зарплате);

  • выполнение плана в срок или раньше срока.

Когда сотрудник видит, что от его личного результата и от результата его коллег зависит то, сколько денег он получит на руки — он точно будет прилагать гораздо больше усилий, а не просто сидеть с 8 до 18 и работать на «три с плюсом», лишь бы не уволили.

Опубликовано 11 декабря, 2019 Обновлено 11 декабря, 2019 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *