В последние годы Дмитрий Медведев очень много говорит о трудовом законодательстве. В частности, он говорил о преимуществах 4-дневной рабочей недели. Сейчас же он высказал своё мнение о ненормированном рабочем дне и причинах, по которым работники остаются незащищёнными при таком графике.
Журнал Reconomica изучает, против чего выступает бывший президент России и как устроен трудовой кодекс в отношении ненормированного рабочего дня.
Содержание материала
Медведев против злоупотребления в отношении подчинённых
Дмитрий Медведев заявил, что злоупотреблять ненормированным рабочем днём начали ещё в СССР. Сейчас же традиция никуда не испарилась. Медведев говорит о ситуации, когда из-за ненормированного рабочего дня работодатель может заставлять сотрудника вкалывать с минимальным количеством выходных. В качестве выхода из ситуации Медведев предлагает ввести материальную компенсацию работникам, которым не повезло.
В данный момент это, скорее, частное заявление частного лица. Не факт, что оно будет рассмотрено людьми, пишущими законы.
Прошлые инициативы Медведева были ярче
В мае Медведев высказал очень важную мысль о роли современных технологий в современной работе. Он указал на то, что технологии могут стирать грань между рабочим и нерабочим временем.
Можно привести пример: человек получает оклад по определённому количеству отработанных часов, однако иногда ему приходится брать работу на дом. В этой ситуации он будет работать бесплатно и тратить своё личное время. Однако до сих пор нет никаких идей о том, как решить эту проблему.
В июне рассматривался вопрос о внесении в трудовой кодекс понятия «временная дистанционная (удалённая) работа» и «комбинированная дистанционная (удалённая) работа». Законопроект уже прошёл второе чтение, но не факт, что такие незначительные изменения в трудовом кодексе действительно повлияют на ситуацию.
4-дневная рабочая неделя
В конце 2019 года Медведев публично высказался по поводу 4-дневной рабочей недели. Он несколько раз корректировал свои идеи: и 5-дневка по 4 часа для матерей с маленькими детьми, и 4-дневка с нынешними условиями. Правда, законотворцы эти идеи проигнорировали. В данный момент нет предпосылок считать, что в России появится 4-дневная рабочая неделя в качестве основного варианта.
Читайте также: Отставка Лужкова, дорогая нефть, президент Медведев — каким был 2010 год.
Проблема не только в законах
Дело в том, что в России нет полноценного контроля за исполнением трудового кодекса. Чтобы написать заявление на работодателя, человек вынужден обойти несколько ведомств, вплоть до прокуратуры. Долгий процесс отталкивает людей, из-за чего нарушения закона остаются без внимания со стороны соответствующих органов.
Работодатели, в свою очередь, спокойно берут сотрудников без официального оформления — просто чтобы не платить налоги. О том, насколько это повсеместное явление, знают все, но борьбы с этим нет. Цифровизация усложнила процесс ухода от налогов, однако до сих пор многие предприниматели ведут свой бизнес не совсем легально.
Что с неполным рабочим днём?
Нужно понимать, что проблема не только в объяснении, которое может дать трудовой кодекс. Проблема в том, что неполный рабочий день — повод проигнорировать официальное оформление работника. Особенно в случае, когда речь идёт о временном трудоустройстве. По этой причине нет смысла менять два-три слова в трудовом кодексе и надеяться, что это приведёт к улучшению условий для наёмного работника.
Чем жёстче трудовой кодекс регулирует отношения между сотрудником и нанимателем, тем меньше вероятность официального оформления — простая мысль, которая никак не укладывается в голове у тех, кто пишет законы. Любое ужесточение правил лишь отталкивает людей от нормального договора.
До тех пор, пока трудовой кодекс РФ живёт в собственном мире (с больничными, отпусками и прочими благами), наёмные рабочие в России живут в мире со сложным графиком, невыплатой премий и другими радостями неофициального оформления. И, кажется, в ближайшее время никаких изменений не будет.
Читайте также: Почему ваш продавец — хам. Обзор рынка труда в России.
Опубликовано 24 ноября, 2020 Обновлено 24 ноября, 2020 Пользователем Светлана Кулай