Магазины формата «у дома» существуют в России давно. Некоторые из них продают самые необходимые продукты, другие же имеют определенную специализацию.
Одной из самых популярных сетей в России является «Красное и белое» — сетевой алкомаркет. Журнал Reconomica разбирается, каким образом «Красное и белое» сумел обойти своих конкурентов и сделать огромный бизнес на продаже алкоголя.
Содержание материала
Период создания магазина
Основатель компании Сергей Студенников начал свою карьеру бизнесмена ещё в 80-ых. Он занимался дистрибьюцией алкоголя и табака, при этом о создании собственного магазина речи долгие годы не было. Первый магазин был основан лишь в 2006 году. К тому моменту Сергей уже прекрасно знал особенности рынка, что и помогло сети так быстро развиваться.
Первый магазин «Красное и белое» открылся в Челябинской области, в городе Копейск. За два года количество магазинов было увеличено до 38.
В этот же момент был введён запрет на импорт алкоголя из Молдавии, и появилась новая электронная система учёта алкоголя. Это было реакцией правительства на ввоз некачественных спиртных напитков.
Для Студенникова, долгие годы занимавшегося импортом, новые законы были только плюсом — он прекрасно понимал, откуда везти алкоголь лучше и дешевле, зато для конкурентов законы были неприятными.
Настоящий успех — что ему способствовало
За 11 лет «Красное и белое» расширилось до 4 тысяч магазинов. К 2019 году в состав сети входят более 7 тысяч магазинов. Почему «Красное и белое» так быстро развивается?
Опыт основателя компании помог магазинам на первых этапах бороться с конкурентами на фоне введения законов, контролирующих импорт. Но последующие шаги оказали на развитие сети намного большее влияние.
Формат магазинов
Как и «Магнит», «Красное и белое» сосредоточены на открытии придомовых магазинов. Средняя площадь одного магазина составляет 85 квадратных метров. Подобный формат не требует больших финансовых вложений, что позволяет открывать точки постоянно, даже на первых этапах развития сети.
Читайте также: История работника алкомаркета.
Когда открывается новый магазин, компания проводит активную рекламу на близлежащей территории (вплоть до распространения листовок по почтовым ящикам). Когда все жители района уже знают об открытии нового магазина, вмешивается следующий фактор.
Низкие цены на товары
Приходя в новый магазин, покупатель сразу же чувствует разницу с другими магазинами, расположенными рядом. Помимо низких цен, предусмотрены также:
- скидочные карты,
- постоянные акции,
- большие скидки на определенные группы товаров.
- Существует и бонусная система для постоянных покупателей.
Но низкие цены на продукции вызывают удивление у многих потребителей. Самая распространенная легенда основана на том, что «Красное и белое» продаёт нелицензированный алкоголь. В данный момент не выявлено подтверждений этой теории.
Понятный и яркий дизайн
Слово «красное» в названии отвечает за вина, «белое» — за крепкие спиртные напитки. Это напоминает советский формат «Вино и водка», однако Студенников рассказывал, что и «белое» в названии может отвечать за вино.
Читайте также: Сколько зарабатывает продавец в магазине сети Винлаб.
Тем не менее, яркий и узнаваемый дизайн магазина является отличным примером минимализма и использования неких «маячков», которые заложены в людей. Человек, никогда не слышавший о компании, сразу поймёт, что продаёт магазин с названием «Красное и белое».
Франчайзинг
Бизнесмены из небольших городов могут открыть магазин «Красное и белое» по франшизе. Помимо бренда, он получит помощь на всех этапах открытия. Для провинциальных городов это очень заманчивая франшиза, всё-таки продажа алкоголя вряд ли будет снижаться в ближайшие годы (предпосылок для этого нет).
Слишком быстрый рост сети — загадка для экспертов
Причины для успеха понятные, но не всё так гладко. Количество магазинов росло с такой скоростью, что многие эксперты недоумевали — откуда у компании столько денег. Тот же «Магнит» в нулевых активно брал огромные кредиты, чтобы ускорить рост.
Читайте: История создания и развития торговой сети «Магнит».
В случае с магазином «Красное и белое» нет точной информации по суммам кредитов, однако кредиторы сообщали, что суммы вполне небольшие по меркам рынка. При этом некоторые скандалы портили репутацию сети.
Отношение к сотрудникам
В интернете достаточно отзывов бывших работников магазина о своём работодателе. Самая известная претензия от персонала — необходимость оформлять непроданный товар как недостачу или скупать его в счёт заработной платы, чтобы продать знакомым.
Само собой, Студенников всегда отрицал существование такой схемы. Так или иначе, это не единственный скандал, связанный с крупным ритейлером.
Объединение/поглощение/изменение
Летом 2019 года сети «Красное и белое», «Дикси» и «Бристоль» объединились. Подробности сделки не обговаривались, однако известно, что Сергей Студенников будет владеть 49% акций нового холдинга. Эксперты считают, что «Красное и белое» — главный актив нового холдинга, так что их смущала доля Студенникова.
Успех сети «Красное и белое» остаётся одной из самых загадочных историй российского бизнеса. Всего за 10 лет компания стала главным игроком своего рынка, увеличивая выручку на 50-60% в год, при этом изначальные источники финансирования до сих пор не известны.
Теперь «Красное и белое» будет работать в рамках холдинга «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», и никто не может утверждать, что дальнейшая судьба сети будет такой же успешной.
Опубликовано 1 декабря, 2019 Обновлено 1 декабря, 2019 Пользователем Светлана Кулай