Описывая российскую экономику, специалисты редко говорят о рынке. Можно найти как отголоски СССР, так и оставшиеся от 90-х механизмы, которые никуда не делись. Это, в свою очередь, и влияет на то, как устроен рынок в России прямо сейчас. Дело не только в производстве отдельных товаров, но и в мотивации к открытию бизнеса.
Журнал Reconomica пытается понять, куда делась конкуренция и вернётся ли она на российские просторы.
Содержание материала
Была ли конкуренция в СССР?
Конечно, в классическом рыночном понимании конкуренции не было. Скорее, это постоянная конкуренция филиалов одной компании. Тем не менее, до определённого момента такая система работала неплохо. ВУЗы соревновались между собой качеством выпускников (преимущественно технических специальностей), заводы соревновались количеством произведённых товаров. Однако со временем количество «проходных» ВУЗов стало расти, а некоторые фабрики существовали лишь для сохранения рабочих мест. К концу существования СССР эти проблемы попытались решить с помощью внедрения рыночных механизмов, однако существенной пользы это не принесло — СССР распался, и начались девяностые в новых условиях.
90-е научили людей конкуренции
К сожалению, конкуренция в 90-х развивалась особыми методами. Большой капитал должен был сотрудничать с государством, в противном случае капитал переходил в другие руки.
До середины нулевых российские олигархи учились правильно дружить с правительством — так, чтобы и деньги не терять, и самостоятельность сохранять. Те, кто смог, спокойно держатся в первой сотне журнала Forbes. Судьба других оказалась сложнее, а жизнь — короче.
Читайте также: Льготную ипотеку продлили. Кому государство пытается помочь?
Конкуренция возможна лишь на мелком уровне
Когда на одной улице открывается два магазина, продающих пиво, между ними может быть нормальная и честная конкуренция. Они могут придумывать рекламу, проводить акции, удивлять покупателей ассортиментом. Если же на улице появляется третий магазин — сетевик, то два старых конкурента оказываются за бортом. Просто они не могут делать цены такими же низкими, как сетевик.
И всё же, на низком уровне конкуренция действительно возможна, однако главная борьба проходит на другом уровне.
Компании воюют за дружбу с государством
В данный момент российское государство — главный капиталист в стране. Оно имеет не только деньги, но и рычаги давления на всех остальных. Зато при дружбе с государством можно зарабатывать намного больше, чем с помощью стандартного и сложного развития компании в обычных рыночных условиях.
Выполнение госконтрактов принесёт намного больше денег, чем что-либо другое. По этой причине 90% крупных российских компаний с удовольствием занимаются государственными проектами.
Как это влияет на потребителя
Проблема в том, что отсутствие конкуренции бьёт по потребителю. Если нужно взять кредит, то основные банки предложат примерно одинаковые условия (маленькие банки предложат гигантские проценты). Банкам просто нет смысла изворачиваться и как-то привлекать людей особыми условиями. По этой причине льготная ипотека в 6,5% годовых считается чем-то выгодным. То же самое происходит и в других отраслях.
Не нравятся цены на билеты в Аэрофлоте? Посмотрите на цены в двух других авиаперевозчиках. Вы поймете, что вам банально не из чего выбирать. В случае железнодорожного движения всё ещё прозаичнее.
Когда всё изменится?
До тех пор, пока крупный бизнес не может существовать без государства, ситуация не изменится.
Единичные примеры таких случаев говорят о том, что изменения могут наступить, но очень не скоро. Государство, в свою очередь, не заинтересовано в либерализации рынка, ведь удобнее всё контролировать и держать на коротком поводке.
При этом и малый бизнес существует по такой же схеме. Как только предприниматель открывает для себя удивительный мир госзаказов, прежние действия кажутся глупостью. В случае, если он обрастает связями в местной мэрии, то госзаказы и вовсе становятся золотой жилой, которая может кормить компанию годы. Зачем в такой ситуации работать на клиента?
Читайте также: СММ не поможет. Почему российскому бизнесу наплевать на своих клиентов?
Опубликовано 7 ноября, 2020 Обновлено 7 ноября, 2020 Пользователем Ирина Грозина