Постоянный выход новых кинофильмов уже никого не удивляет. Люди привыкли к бесконечному конвейеру фильмов из разных стран, а новости индустрии пользуются не меньшим спросом, чем политические и социально острые. Безусловно, современная киноиндустрия не стала бы такой могущественной без денег, которые она зарабатывает.
Журнал Reconomica разбирается, как правильно относиться к данным о кассовых сборах и как их подсчитывают.
Содержание материала
Бокс-офис — что это такое?
Для начала нужно определиться с терминами, которые мы будем использовать. Главный из них — бокс-офис — это вся сумма билетов, проданных на фильм. Учитываются продажи билетов в кинотеатрах, продажа кино на физических носителях, покупки в онлайн-кинотеатрах. В последнее время последний способ просмотра набирает популярность, однако он всё равно заметно уступает классическому походу в кинотеатр.
Бокс-офис не говорит нам о том, сколько на фильме заработала студия, которая его сняла. К примеру, общий бокс-офис у нас составляет 100 рублей. Как показывает практика, примерно 50 рублей получат кинотеатры, продававшие билеты, около 15 рублей получит дистрибьютор, оставшаяся сумма в 35 рублей — это доход студии.
Если говорить о самых крупных студиях, то они, как правило, сами занимаются дистрибьюцией своих фильмов, то есть делятся деньгами только с кинотеатрами.
Бюджет фильма — можно ли ему верить?
Обычно в качестве бюджета указывается сумма, которая была потрачена только на производство фильма. Если говорить проще, то это заработные платы всех участников проекта, стоимость оборудования, организация перелётов и прочие незначительные части производства. На самом деле бюджет может быть намного выше из-за предварительных затрат. К примеру, фильм снят по сценарию, который основан на популярной книге. Студия может купить сценарий сегодня, а фильм начнут снимать через пять лет (у всех крупных студий годами и в огромных количествах «лежат» сценарии и права на экранизации). Потраченные деньги не войдут в бюджет фильма, который указан на Кинопоиске или Википедии.
Маркетинг может стоить не меньше, чем сам фильм
Другая статья расходов, которую не указывают, — маркетинг. Если речь идёт о дорогостоящем проекте с бюджетом от 50 миллионов долларов, то маркетинг не будет стоить дешево. Очевидный пример — фильм Кристофера Нолана «Начало». Бюджет на производство составил 160 миллионов долларов, в то время как на маркетинг было потрачено ещё 100 миллионов.
В маркетинг входит и покупка рекламы, и оплата работы главных звёзд проекта, которые помогают раскручивать фильм.
В случае с фильмом «Начало» всё было очевидно: берём Лео Ди Каприо и везём его по пресс-конференциям по всему миру, параллельно он даёт десятки интервью — и о фильме говорят все. Кстати говоря, «Начало» более чем окупил вложенные средства, собрав в прокате более 800 миллионов долларов.
Читайте также: Любишь кино? Мы знаем 5 способов экономить на билетах.
Количество экранов как показатель успеха
В западных странах есть понятие «ограниченный прокат». Как правило, он предназначен для авторского кино, не претендующего на финансовый успех. В США прокат становится ограниченным в случае, если фильм выходит не более чем на 500 экранах (в США, в принципе, есть около 40 тысяч киноэкранов). При этом бывают случаи, когда и успешный в денежном плане фильм стартует с ограниченного проката. Самый яркий пример последних лет — фильм «Ла-Ла Лэнд». За первый месяц показа фильм прошёл от 200 экранов до 700, после чего премии «Оскар» и «Золотой Глобус» позволили фильму выйти в настоящий широкий прокат.
Можно ли предугадать бокс-офис фильма?
Есть некоторые особенности, которые позволяют предположить сумму бокс-офиса того или иного фильма. Один из самых важных — время выхода фильма на экран. Конец весны и конец лета — время выхода больших блокбастеров, к которым люди готовы. Ближе к новогодним праздникам выходят семейные фильмы.
Большие студии предпочитают не рисковать и выпускают фильмы ровно в тот момент, когда успех можно спрогнозировать.
Есть определенные тенденции, касающиеся сборов по неделям. Если в первую неделю фильм собрал 100 рублей, то на следующей неделе он соберёт 50-60 рублей — так случается в подавляющем большинстве случаев. Далее прибыль будет уменьшаться в полтора-два раза. Результат первой недели очень важен, именно по нему кинотеатры оценивают, стоит ли давать фильму лучшее время для показов или есть смысл убрать его на утренние сеансы.
Могут ли продюсеры обмануть и заявить неправильные сборы?
С одной стороны, им это не нужно. Любая крупная студия дотошно высчитывает свои деньги и понимает, в каком случае была совершена та или иная ошибка. Это необходимо для того, чтобы в будущем не повторить её.
Другой пример — российское кино. Официальные представители студии, снимавшей фильм «Викинг», говорили о том, что на второй неделе показа они заработали больше, чем на первой. Обычно такое бывает только в случаях, когда фильм начинают показывать на большем количестве экранов, чего с «Викингом» не произошло.
Зачем нам знать о заработке студии и продюсеров
Это важно, если вам понравился фильм. К примеру, кино было дебютным для того или иного режиссёра, и вы переживаете, что будет с его карьерой дальше. Если кино авторское, то сборы не так важны (как правило, продюсеры занимаются арт-хаусом не ради заработка). Если же речь идёт о качественном жанровом кино, то плохие сборы могут повлиять на карьеру режиссёра.
Зная о сборах, вы будете разбираться в тенденциях кино. Если люди больше ходят на комедии про темнокожих, чем на драмы про дальнобойщиков, то, очевидно, в ближайшие годы именно первых фильмов будет больше.
Чтобы точно узнать, сколько денег студия заработала на том или ином фильме, нужно знать условия, на которых кино распространяется. Если эти данные скрыты, то можно предположить, что студия заработала от 30 до 50 процентов от общих сборов фильма.
Читайте также: Как основать онлайн-галерею молодого искусства и добиться высоких результатов на этом поприще. Реальная история из жизни Ирины Пивкиной.
Опубликовано 3 января, 2020 Обновлено 3 января, 2020 Пользователем Ирина Грозина