Сеть магазинов «Магнит» — один из самых узнаваемых брендов европейской части России. Компания, основанная в середине девяностых в Краснодаре, за годы существования расширилась до 14 тысяч магазинов.
Журнал Reconomica изучил историю бренда, чтобы понять, что помогло провинциальной компании достигнуть таких масштабов.
Содержание материала
Как всё начиналось
Сергей Галицкий, основатель сети, начал свою карьеру бизнесмена в качестве дистрибьютора парфюмерии, косметики и бытовой химии в 1994 году. Через год он прекращает сотрудничество со своими партнёрами и открывает новую компанию, предпочитая принимать решения единолично.
Первые магазины Галицкого предназначались для оптовых покупателей. Со временем форматы торговых точек менялись, постепенно меняя объём продаж и ценовую политику.
Само название «Магнит» появилось лишь в 2001 году. Запускается производство товаров для сети, однако «Магнит» в знакомом всем виде появляется только в 2004 году, когда Галицкий решает открывать торговые точки в формате «У дома».
Уже тогда компания проявляет свою особенную политику открытия новых точек: вместо запуска магазинов в столицах, Галицкий сосредоточил внимание на областных и краевых центрах.
10 тысяч магазинов — именно такую планку «Магнит» перешагнул в 2010 году. В 2015 году компания открывала по 7 магазинов в день. В 2019 году персонал сети составляет около 300 тысяч человек. В 2018 году Галицкий продал большую часть своей доли банку ВТБ.
Особенности сети
Конечно, огромные темпы роста не могут быть случайностью. Можно выделить несколько причин, ускоривших прогресс сети.
Личность президента компании
Причастные к созданию и управлению брендом рассказывают, что система взаимоотношений между руководством и подчиненными была похожа на армейскую структура. Галицкий принимал решения разного уровня: от выбора формата нового магазина в небольшом городе до выбора ценника на том или ином товаре. И если в подобных ситуациях большое влияние руководства может лишь замедлять процессы, то у «Магнита» с этим проблем не возникло.
Особое отношение к маленьким городам
На протяжении многих лет у Галицкого спрашивали, боится ли он конкуренции в Москве и Санкт-Петербурге. Многие журналисты считали, что это и есть причина, по которой «Магнит» открывается преимущественно в провинции. Но причина, очевидно, была не в страхе перед конкуренцией.
Читайте также: Откровенный рассказ о работе в магазине «Магнит Косметик»
В первые годы работы сотрудники «Магнита» научились открывать магазины буквально «под ключ». Поиск помещения, простая вывеска, прекрасная логистика — и магазин начинал приносить деньги.
Логистика — ключ к успеху
Галицкий активно участвовал в вопросах логистики. Постройка распределительных центров, создание автопарка — благодаря точным решениям, компания экономила на доставке товаров.
Помимо очевидной экономии, все магазины получали возможность не беспокоиться о наличии товара на прилавках — высокая скорость доставки обеспечивала бесперебойные продажи.
Товары собственного производства
Интересно, что товары собственного производства составляли около 7-9% от ассортимента магазинов всей сети, независимо от их расположения. Их главная особенность — низкая цена, соответствующая остальным товарам магазина.
Использование передовых технологий
Сергей Галицкий рассказывал, что заявки на получение нового товара формировались при участии современных технологий. Программы учитывали расположение магазинов и распределительных баз, просчитывали вероятность осадков, часовые пояса. Именно поэтому вечерняя заявка на товар приводила к тому, что необходимые продукты доставлялись в магазин уже утром.
Читайте также: Как стать директором в «Магните»?
Низкие цены
Учитывая то, что «Магнит» работал в небольших городах с низким доходом, сеть была предназначена для продажи товаров эконом-уровня. В совокупности с богатым ассортиментом это давало огромное преимущество перед другими магазинами (типа «у дома») и супермаркетами в провинциальных городах.
Борьба с «Пятёрочкой»
Все нулевые «Магнит» пытался догнать своего основного конкурента. По словам Галицкого, зачастую «Пятёрочка» приходила в город раньше и успевала занять лучшие локации. Так что «Магнит» был вынужден бороться в неравных условиях.
В 2013 году «Пятёрочка» впервые уступила «Магниту» как по числу точек продаж, так и по выручке. После победы Галицкий решил, что теперь может больше доверять менеджерам компании. Он стал уделять всё больше внимания футбольному клубу «Краснодар», который сам и основал в 2008 году.
Как обстоят дела сейчас
Около 300 тысяч работников, продолжение экспансии, огромная узнаваемость бренда — всё это относится и к нынешнему положению дел.
Главное отличие от «Магнита» прошлых лет — отсутствие его создателя, Сергея Галицкого, который продал свой пакет акций в 2018 году. Теперь он занимается развитием футбольного клуба «Краснодар» и благоустройством одноименного города. Он считает, что на этом его участие в бизнес-проектах окончено.
Когда «Магнит» обогнал «Пятёрочку», бренд перестали воспринимать как нечто провинциальное. Наоборот, большое количество гипермаркетов позволяют увидеть бренд с новой стороны. Возможно, именно на это и будет направлена деятельность новых владельцев сети.
Опубликовано 28 ноября, 2019 Обновлено 28 ноября, 2019 Пользователем Светлана Кулай
В последнее время Магнит совсем сдулся. Новых магазинов практически не открывается. А в старых магазинах этого бренда творится полнейший бардак. Самый частый случай — несоответствие ценников реальным ценам. Плюс ещё скидок у них совсем мало.