Пандемия коронавируса сильно повлияла на рынок труда в России. Повышение безработицы, снижение активности малого бизнеса, масштабный кризис в отдельных отраслях — всё это влияет на ситуацию. «РИА Рейтинг» провело исследование, в котором высчитывался индекс труда в разных регионах России. Для оценки нынешних проблем стоит изучить результаты прошлого года. Так, рейтинг коснулся показателей 2019 года.
Журнал Reconomica изучает рейтинг и пытается понять, насколько показательными являются полученные результаты.
Содержание материала
Как считать индекс труда
Цель индекса труда — показать привлекательность определенного рынка как для действующих, так и для потенциальных работников. Чем выше показатель, тем лучше регион, с точки зрения работоспособного человека.
Для вычисления индекса используется 9 параметров, в том числе уровень оплаты труда, процент занятого населения, условия труда, ёмкость рынка труда. Минимально возможный индекс — 1, максимальный — 100.
Где лучший индекс труда?
По итогам исследования:
- самый высокий индекс в 2019 году был зафиксирован в Москве — 96,4.
- На втором месте Санкт-Петербург с индексом 93.
- На третьем месте Московская область с показателем 85,2.
- Далее располагаются Югра, Тюменская область, Татарстан, Красноярский край, Ленинградская и Свердловская область — в этих регионах индекс составляет от 70 до 80.
Где худшая ситуация?
Практически всей рейтинги оценки рынка труда в России приводят к выводам, что проблемы на Северном Кавказе никто не решает.
- Аутсайдером рейтинга стала Карачаево-Черкесская Республика с индексом 15.
- Рядом расположилась Северная Осетия — 15,2.
- На третьем месте с конца Тыва с индексом 19,6.
- Также большие проблемы зафиксированы в Чечне, Кабардино-Балкарской Республике, Ингушетии, Алтае, Дагестане и Калмыкии. Во всех этих регионах индекс колеблется от 22 до 30 пунктов, что является очень низким показателем.
Ситуация в 2018 г.
- Например, в 2018 году в Тыве индекс труда был равен 11,3 пунктам, то есть за год ситуация изменилась на 7 пунктов.
- Рост есть и в Калмыкии, где за год показатели выросли на 5 пунктов. Это говорит о том, что в некоторых проблемных регионах ведётся хоть какая-то работа, иногда даже успешная.
- Но в той же Северной Осетии за год проблем на рынке труда стало намного больше, из-за чего 24,3 пункта превратились в 15,2.
- Есть большой рост в Забайкальском крае, где за год индекс вырос на 5 пунктов.
Читайте также: Безработица опять выросла. Что будет дальше?
Влияние пандемии
Очевидно, что из-за пандемии индекс снизится, если не во всех, то в подавляющем большинстве регионов. Там, где есть системные проблемы, ситуация ухудшится сильнее, чем в стабильных регионах.
К примеру, низкая зарплата и большая безработица в Дагестане лишь усугубится.
Уже много лет политика в отношении кавказских регионах выглядит как попытка быстро и просто решить системные проблемы. Вместо улучшения инфраструктуры и развития малого бизнеса, в регионы «вкачивают» огромные суммы, которые никак не влияют на ситуацию. Высокий уровень безработицы и низкие зарплаты не позволяют кавказским республикам развиваться.
В итоге люди, которые могли бы приносить пользу своей малой родине, вынуждены уезжать в большие города за лучшей жизнью. Отсутствие перспектив отпугивает молодых специалистов. Эта ситуация продолжается не первый год, однако никаких шагов по решению проблем до сих пор сделано не было.
Стоит ли верить индексам?
Конечно, попытка связать между собой 9 показателей не всегда отображает реальное положение дел. В некоторых регионах очень высокая средняя зарплата из-за большого количества специалистов в одной отдельной сфере — например, добыче полезных ископаемых. Однако это не значит, что в этом же регионе большие зарплаты у врачей, продавцов, а поиск работы для молодых специалистов является простой задачей.
Читайте также: Диплом можно выкидывать? Как изменится рынок труда в России после пандемии
Однако индекс труда позволяет сравнить между собой регионы и даёт понять, где есть небольшие проблемы, а где есть настоящий кризис. При этом ничего нового узнать не выходит — всё одно и то же уже много лет.
Опубликовано 21 сентября, 2020 Обновлено 21 сентября, 2020 Пользователем Светлана Кулай