Принятие некоторых законов вызывает большое внимание со стороны общественности — законопроекты обсуждают, критикуют, поддерживают. Однако сам механизм принятия законов в России известен далеко не всем. Некоторые люди и вовсе уверены, что за это отвечает только президент. Отсутствие понимания деятельности государственных органов негативно отражается на участии граждан в общественной жизни своей страны.
Журнал Reconomica отвечает на вопрос: кто, как и зачем принимает законы.
Содержание материала
С чего начинается закон
Принятие закона начинается с инициативы. Её может предложить не каждый, Конституция ограничивает число «инициаторов». В их число входят:
- Президент
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Правительство РФ
- Законодательные органы субъектов
- Конституционный суд
- Верховный суд
Как правило, инициаторами принятия новых законов выступает Государственная Дума — это её основная задача.
Есть инициатива — что дальше?
Когда один из депутатов выступает с определенной инициативой, он должен её правильно оформить и отправить председателю Государственной Думы. Председатель регистрирует документ в общей базе, присваивает ему номер. После оформления и регистрации законопроект необходимо проверить — он не должен противоречить основным принципам Конституции. Для этой проверки законопроект отправляют в профильный комитет.
Подтверждение за подтверждением
В случае, если профильный комитет не увидел нарушений, законопроект отправляется в Совет Госдумы. В него входят:
- Председатель ГД
- Первые заместители
- Заместители Председателя ГД
- Руководители фракций
Также законопроект могут отправить президенту, министрам или в определенный суд для получения отзывов и комментариев о возможном законе. Однако это необязательная процедура.
Совет Госдумы определяет комитет, который будет отвечать за законопроект (в Госдуме есть множество комитетов, каждый отвечает за отдельную сферу). Внутри комитета обсуждаются различные дополнения и условия, которые могут изменить законопроект. Комитет может привлекать к работе сторонних людей (как правило, помощи просят у учёных, экспертов).
Далее комитет выступает перед Думой и рекомендует депутатам проголосовать «за» или «против» по отношению к законопроекту. Однако и тут не всё так просто.
Читайте также: А когда-то ведь доллар стоил 5 562 рубля. Динамика развития отношений рубля и доллара.
Первое чтение — начало процесса принятия
Первое чтение носит информационный характер: рассказывается о законопроекте, его потенциальной пользе, необходимости, своевременности. Депутаты голосуют, если проект не набирает необходимое количество голосов, то его снимают с обсуждения. Если его одобряют, то проводятся поправки.
Второе чтение
Ко второму чтению законопроект подходит в более чистом виде: убираются лишние слова, неправильные формулировки, выражения с неясным толкованием. Поправки не могут противоречить изначальным принципам законопроекта, так что больших изменений быть не может. На втором чтении обсуждается большое количество различных поправок, идёт обсуждение важности той или иной.
В случае принятия депутатами законопроекта его отправляют в ответственный за него комитет для корректировки. Правовое управление Госдумы проверяет законопроект, и итоговый вариант отправляется в Совет Госдумы.
Именно второе чтение считают основным. Если законопроект был принят во втором чтении, то с огромной вероятностью его одобрят и в третьем. К тому же, именно второе чтение позволяет понять, как именно законопроект повлияет на жизнь в стране — большое количество непринятых поправок даёт понять логику потенциального закона.
Третье чтение и принятие
В третьем чтении депутаты могут потребовать вернуть законопроект на второе чтение, но это редкость. Когда депутаты одобряют нововведение, его передают в Совет Федерации. Совет Федерации не обязан рассматривать каждый законопроект, так что его могут принять автоматически.
В течение пяти дней после получения закона Советом Федерации его отправляют на подписание президенту. Президент его либо подписывает, либо отклоняет. В случае отклонения законопроект возвращается в Госдуму и Совет Федерации, где проводится общее голосование. Если более 2/3 депутатов голосуют за принятие закона, президент обязан его подписать.
Вступление в силу
После подписания закона его нужно опубликовать. До тех пор, пока закон не опубликован в СМИ, он не может вступить в силу. Закон начинает действовать через 10 дней после публикации в СМИ (если в самом законе не установлена дата).
От инициативы до вступившего в силу закона проходит много времени. Работа над редакциями занимает много времени. При этом люди всё равно недовольны, и у них есть на это причины.
Читайте также: В России пройдёт референдум впервые за 26 лет. Как устроена эта система, чего ожидать россиянам.
Опубликовано 17 марта, 2020 Обновлено 17 марта, 2020 Пользователем Ирина Грозина