Люди, которые часто совершают перелеты в другие страны, отлично знают о громадной разнице в цене между билетами российских авиакомпаний и зарубежных. Проблема в том, что билеты на рейсы даже внутри России стоят настолько дорого, что в экстренной ситуации не каждый человек может себе позволить перелёт.
Журнал Reconomica разбирается, почему авиабилеты в России такие дорогие и кому это выгодно.
Содержание материала
Отсутствие конкуренции
Дело в том, что зарубежные авиакомпании не имеют права совершать полёты между двумя российскими городами. Единственное, что им позволяется, — совершать рейс между Россией и страной, где компания зарегистрирована. Это большая проблема, ибо практически во всех странах рынок открытый. Хочешь конкурировать с местными перевозчиками? Снижай цены на билеты, устраивай акции, заманивай условиями полёта — делай что угодно в рамках закона. Ситуация в России противоречит законам честной рыночной борьбы. В таких условиях российские компании борются только между собой, а их не так много, чтобы эта борьба приносила выгоду потребителям.
В России только один лоукостер
Речь идёт о компании «Победа». Лоукостеры позволяют купить билеты по сниженным ценам, более того, они постоянно устраивают различные акции. Это идеальный вариант для тех, кто покупает билеты заранее, также можно отслеживать изменение цен, чтобы купить билет по минимальной стоимости. Но это всё в идеале.
Зарубежных лоукостеров в России нет, так что «Победа» не имеет конкурентов в своей нише. К чему ведёт отсутствие конкуренции, знают все.
Если несколько лет назад про «Победу» все говорили с восторгом, то теперь эмоций стало меньше: выгодных акций мало, как правило, они связаны с не самыми популярными маршрутами.
Низкая мобильность населения
Как это всегда бывает, на рынке взаимосвязаны все элементы. Если бы люди чаще летали, то и предложение стало бы расти. Но как людям летать, если это стоит настолько дорого? Замкнутый круг.
Многим людям проще поехать на поезде. Вероятно, существует некое недоверие к самолётам. Влияет и понимание того, что цены на рейс очень высокие (при этом бывают ситуации, когда поездка на поезде стоит дороже, чем перелёт). Пожалуй, повлиять на ситуацию могут только авиакомпании.
Читайте также: Как я на минуточку зашла в Duty Free в Париже, или как получить бесплатный билет на самолет, опоздав на свой рейс.
Аэропорты делают всё, что захотят
Договор между авиакомпанией и аэропортом — сложная штука, на которую влияет множество факторов.
За возможность пользоваться аэропортом перевозчик вынужден платить огромные деньги. Как их отбивать, если не ценой билетов?
В России нет маленьких аэропортов, тогда как в Европе на них приходится половина рейсов лоукостеров. Если в городе с населением 700 тысяч всего один аэропорт, то возникает вопрос: соглашаться с условиями аэропорта или отказываться от города?
Люди летают через Москву
Ситуация, уже ставшая анекдотом. Человек не может улететь из Краснодара в Ставрополь на самолёте: либо это будет стоить огромных денег, либо нужно совершать пересадку в Москве.
При этом в СССР ситуация была иная — маршрутов из любого города было множество. Это связано с тем, что государство субсидировало полёты и билеты не должны были окупать стоимость перелёта.
Сейчас, когда авиакомпании должны зарабатывать, они отказываются от невыгодных с точки зрения коммерции маршрутов. В таких случаях ехать на поезде намного удобнее.
Цена на горючее
С ценами на горючее ситуация такая же, как и с аэропортами, — заправиться в аэропорту, где оказался самолёт, стоит больших денег, ведь заправкой занимается компания, тесно связанная с аэропортом. То есть и в этой нише нет никакой конкуренции. Не будем забывать и о том, как быстро в России дорожает горючее.
Авиакомпании не идут навстречу людям
Авиакомпаниям выгоднее «гонять» полупустые самолёты, чем снижать цены.
Учитывая низкую мобильность населения, вариант «просто снизить цены» вряд ли изменит ситуацию — это лишь уменьшит прибыль авиакомпании на коротком отрезке времени.
Дешевые билеты в России появятся только в условиях настоящей конкуренции. До тех пор пока перелёт стоит гигантских денег, нет никаких предпосылок к тому, что люди будут летать больше, именно поэтому весь механизм простаивает и никак не меняется.
Читайте также: Как в 22 года заработать 5 миллионов рублей, сидя дома за компьютером. Реальная схема бизнеса на авиабилетах.
Опубликовано 9 января, 2020 Обновлено 9 января, 2020 Пользователем Ирина Грозина
«Это большая проблема, ибо практически во всех странах рынок открытый. Хочешь конкурировать с местными перевозчиками? Снижай цены на билеты, устраивай акции, заманивай условиями полёта — делай что угодно в рамках закона.»
Когда читаешь подобный бред, доверие к журналу снижается. Зачем публиковать диванных экспертов?
В СССР у Аэрофлота ВООБЩЕ не было конкуренции,однако ж мы все передвигались ПРЕИМУЩЕСТВЕННО самолётами,особенно,на дальние расстояния и было это ПО КАРМАНУ…Да всё потому,что власть относилась к населению,как к ЛЮДЯМ,а не как к объектам бесконечных поборов!
Билет Елизово (Петропавловск-Камчатский) — Москва, 1986 год — 176 рублей. Как вы думаете — по карману это было?
Евгений Захаров, да вот нифига не по карману.
Мы не могли ездить в отпуск каждый год именно по этой причине — стоимость перелёта.
Билет Кулар — Якутск 42 рубля плюс Якутск — Москва 140 руб. Это только один человек в один конец, а семья с четырьмя детьми туда-обратно 182 х 2 х 6 равно 2 184 рубля !!! Зарплата двух инженеров за 9 месяцев!!! и это только до Москвы, прибавьте сюда еще билеты до места вашего отпуска (море, санаторий в средней полосе или просто к бабушкам в деревню).
Где тут по карману ???
Не в обиду. Может, таких счастливчиков у вас в Куларе было немного, а большая часть летала по льготам/бесплатным билетам? А вам, по какой то причине этих льгот не досталось?
Не обманывайте, по карману. Зарплата в Якутии по коэффициенту 2,6 (1,8 районный + 0,8 «полярки») к материковой зарплатой минимум 300-350 в мес. Это минимум 600 на семью в месяц. Сколько в год посчитать? Это раз. Во-вторых раз в 3 года проезд семьи в отпуск до крайней точки назначения оплачивался профсоюзами по тарифу плацкарта. Третьих развиты были региональные перевозки. Сейчас из Иркутска в Бодайбо слетать стоит столько, что хватит 2 раза слетать из Иркутска в Москву.
До 1990г. Даже вне сезона хрен купишь билет на самолёт! И рейсов было не один в день. В отличие от сегодняшних, аэропорты на ночь не закрывали… И это не по карману?
Я вам скажу для пример цены на самолет по направлению Курган Москва за 2 года упали в 2 раза , например ко мне в гости летает мама и я ей покупаю билеты , если 2 года назад билет стоил 6 с копейкой , то теперь средняя цена 3200 а если заранее брать то можно и за 5 туда и обратно. Так что то не все так плохо
В Курган в прошлом году летал за 5 тысяч в одну сторону! Это был самый дешёвый билет! Может у вас по акции или по льготам?
К стати, сейчас туда всего один самолёт летает. 30 лет назад аэропорт работал круглосуточно, а не на один борт!
Т.е тот же ЕС, к примеру, допускает абсолютно любые авиакомпании даже не только к перелетам в/из ЕС, но и к локальным перелетам в рамках ЕС или даже отдельных его участников ?)