Венесуэльский сценарий: ждут ли Беларусь нищета, голод и исход волны беженцев?

Политический кризис в Белоруссии достиг пика — люди требуют смены власти, а Лукашенко оказался к этому не готов. На фоне забастовок может возникнуть и экономический кризис, который усугубит ситуацию. В мире есть страна, которая несколько живёт в подобном положении — Венесуэла.

Журнал Reconomica сравнивает Белоруссию и Венесуэлу и находит много сходств.

 

Венесуэла и кризисы

В начале века Венесуэла была пятым в мире экспортёром нефти. Несмотря на то, что были экономические проблемы (высокие темпы инфляция, нищета), Венесуэла имела шансы на успешное развитие. В 1999 году к власти пришёл Уго Чавес. Как и большинство политиков Южной Америки, он был популистом. Предвыборная программа была направлена на бедных, Чавес пообещал быстрое развитие. Став президентом, Чавес стал «вычищать» политическое поле. Всё больше важных постов получали его соратники, президент управлял страной в ручном режиме. До 2005 года Чавеса считали социал-демократом, однако в начале 2005 года он стал говорить о новой идеологии — «социализме 21 века».

Венесуэльский сценарий: ждут ли Беларусь нищета, голод и исход волны беженцев?

Уго Чавес поддерживал хорошие отношения с Россией

Чавес взял всю власть в свои руки

В 2007 году Чавес пошёл на третий президенсткий срок. Большинство обещаний выполнено не было, однако контроль над СМИ и пропаганда позволили ему набрать более 60% на выборах. Благодаря изменению конституции на первом сроке Чавес смог стать президентом в третий раз. Уже по ходу третьего срока он провёл референдум за отмену ограничения количества президентских сроков. В 2013 году он выиграл выборы, однако в марте умер. До проведения новых выборов править стал Николас Мадуро, вице-президент.

Читайте также: Кризис Венесуэлы — важный урок для других стран

Мадуро ухудшил ситуацию

На новых выборах Мадуро набрал 50,76% (у оппонента, Энрике Каприлеса, было 49,07%). Мадуро стал прямым наследником Чавеса и продолжил намеченный ранее курс. К тому моменту у страны был большой госдолг (70% от ВВП). Мадуро сразу же стал строить нормальный социализм. Например, арестовал сети по продаже электробытовых товаров и продал товары населению по сниженной цене (10% от обычной стоимости). Такие меры привели к мародёрству. За отказ снизить цены государство национализировало сети магазинов. Всего за год Мадуро добил и без того еле живую экономику Венесуэлы.

Оппозиция не признаёт результаты выборов и пытается вынудить Мадуро уйти в отставку. Действующий президент борется с оппозицией. Уже несколько лет в стране есть два центра власти.

Что с Венесуэлой теперь?

Население Венесуэлы составляет примерно 32 миллиона человек. По разным подсчётам, от 2 до 4 миллионов человек сбежали из страны из-за репрессии. Если 20 лет назад Венесуэла была пятым экспортёром нефти, то теперь она закупает бензин у соседей. В стране острая нехватка продуктов питания. Любой бизнес, национализированный правительством, очень быстро перестаёт быть рентабельным и закрывается. Нет никаких предпосылок к нормальному развитию страны при действующей власти. Из крупных стран с Венесуэлой сотрудничает только Россия.

Венесуэльский сценарий: ждут ли Беларусь нищета, голод и исход волны беженцев?

Теперь Белоруссия имеет много сходств с Венесуэлой

Что общего с Белоруссией?

Как показывает опыт Венесуэлы, острая вражда между оппозицией и официальной властю может идти несколько лет. На это время страна беднеет, люди массово уезжают в соседние государства. Экономическое развитие становится невозможным в данной ситуации — президент делает всё, чтобы понравиться людям прямо сейчас, о будущем он не думает.

Другое важное сходство — долгие годы персоналистского режима. Долгие годы Чавес удерживал власть во многом благодаря ярким речам, обещаниям и харизме. То же самое делает и Мадуро, пользуясь статусом наследника. Белорусская политика уже давно замкнулась на личности Лукашенко. Остальные политики остаются за скобками.

Популизм

Долгие годы обещаний связывают Белоруссию и Венесуэлу. Президенты этих стран постоянно рассказывали о том, что прекрасное будущее вот-вот наступит. Разница только в том, что экономическая ситуация в Белоруссии заметно лучше. Также стоить отметить, что Белоруссия и Венесуэла находятся в хороших отношениях с Россией, что позволяет получать различные субсидии и кредиты.

Венесуэльский сценарий: ждут ли Беларусь нищета, голод и исход волны беженцев?

Путин и Мадуро

Отторжение мирового сообщества

Как и Венесуэла, теперь Белоруссия при Лукашенко станет изгоем для мирового сообщества. И проблема не в европейских ценностях — проблема в экономике. Очевидно, что единственный партнёр, который не отвернётся от Лукашенко — Россия. И Россия сможет давить на Лукашенко, у которого больше не будет вариантов.
Так или иначе, теперь Белоруссия вступила на путь Венесуэлы. Латиноамериканское государство показало, что в таком подвешенном виде можно существовать годами.

Читайте также: Что будет с белорусским рублем в условиях длительной всенародной забастовки

Опубликовано 22 августа, 2020 Обновлено 22 августа, 2020 Пользователем Дмитрий Камушенко

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *