В последние недели несколько крупных российских авиаперевозчиков остановили свою работу и отменили рейсы. В это же время оставшиеся компании всё же пытаются продолжать работу даже с учётом того, что пассажиров стало на 90% меньше. Теперь государство хочет спасти отрасль и выделяет на неё немалые деньги.
Журнал Reconomica разбирается, на что государство тратит деньги и как изменится индустрия авиаперевозок в России в ближайшем будущем.
Содержание материала
Авиакомпании получат субсидии
Правительство России выделило 23 миллиарда рублей авиакомпаниям. Эти деньги должны покрыть часть убытков, которые образовались из-за пандемии. Уже сейчас очевидно, что некоторые авиакомпании находятся на грани банкротства.
Почему авиакомпании тяжело переживают любой кризис
Дело в том, что весь авиабизнес — очень дорогая отрасль. Многие крупнейшие авиакомпании имеют лишь небольшую прибыль при очень высоких рисках. В этой отрасли относительно высокие зарплаты, а траты на транспорт и организацию работы просто огромные. Не все авиаперевозчики пользуются собственными самолётами — распространена практика использования транспорта в лизинг.
Что касается конкретно российских компаний, то на них сильно влияет и курс рубля. Если самолёты берутся в лизинг за доллары, то выплачивать деньги становится очень тяжело при снижении курса рубля.
Как поможет государство
Не менее 60% выделенных средств пойдёт на зарплаты сотрудникам, не более 30% — на лизинговые платежи, ещё около 10% будут потрачены на оплату стоянки воздушных судов. Оставшиеся деньги могут быть использованы на содержание имущества компаний и осуществление операционной деятельности.
При этом право на получение выплат получают только те компании, которые продолжили перевозить пассажиров.
По этой причине авиаперевозчики, остановившие свою деятельность в апреле, останутся без субсидий, среди них и компания «Победа». Однако есть информация о том, что «Победе» сделают исключение и выделят деньги.
Читайте также: Как пандемия рушит планы на переезд. Откровения из Владивостока.
Что будет с рынком дальше?
На этот вопрос не могут ответить даже владельцы авиакомпаний. Существует несколько причин снижения спроса на авиабилеты:
- Ещё долгое время не будет рейсов в другие страны, что снизит количество пассажиров.
- Снижение доходов россиян.
- В некоторых регионах режим самоизоляции будет действовать дольше, что снизит количество рейсов по стране.
К чему это приведёт
С одной стороны, можно ждать повышения стоимости билетов ради попытки компенсировать выпадающие доходы. Однако в условиях низкого спроса это может добить авиакомпании.
Другое решение — новые льготы и снижение цен на билеты. Но и этот шаг вряд ли принесёт авиаперевозчикам пользу. Что касается нынешних цен, то они до сих пор остаются достаточно высокими, по всей видимости, таковыми и останутся.
Необходимость стимулировать поездки
Вероятно, компании начнут использовать больше различных акций и бонусов в попытке поддержать спрос.
Также больше компаний начнут предоставлять билеты в рассрочку. Этот шаг кажется логичным, пусть и опасным — россияне итак закредитованы, новые рассрочки и кредиты в таких условиях опасны. Люди могут влезть в новые долги без шансов на их выплату в будущем.
Авиакомпаниям опять помогут
Очевидно, что через несколько месяцев российский рынок лишится одного-двух перевозчиков, ещё несколько останутся на грани банкротства. Есть вероятность, что правительство вновь будет поднимать вопрос о помощи авиакомпаниям.
Но это может вызвать негативную реакцию среди россиян. Многие из них никогда не летали и не собираются летать, поддержка перевозчиков за их счёт выглядит странно.
Должно ли государство помогать авиакомпаниям
С одной стороны, поддержка авиаперевозчиков — последнее, что должно делать государство. С другой, есть риск разрушить остатки мобильности, которые ещё есть. Тогда Москва и Санкт-Петербург будут ещё дальше от Сибири и Дальнего Востока, чем сейчас. При неплатежеспособном населении много перевозчиков не нужно — это правда.
В конце концов россияне могут прийти к ситуации, когда в стране останется 2-3 компании, которые поглотят всех остальных. Тогда и цены, и условия полётов станут не такими приятными.
Но и искусственное спасение конкуренции в нынешней ситуации выглядит чем-то странным — теперь бюджет придётся изменять и перераспределять. Неизвестно, к чему приведёт эта ситуация.
Читайте также: Молодежь без работы — опасность для государства. Стоит задуматься уже сейчас.
Опубликовано 16 мая, 2020 Обновлено 16 мая, 2020 Пользователем Ирина Грозина