Проданное по дешёвке искусство, или как большевики грабили свои же музеи

Эрмитаж считается центром российской культуры. Экспонаты мирового уровня, главные произведения русских художников — уже давно Эрмитаж является одной из самых важных точек для иностранных туристов в России. Однако 100 лет назад коллекция предметов искусства в нашей стране была намного богаче, чем сейчас. Большевики считали, что могут изымать и продавать картины и статуи ради решения своих проблем.

Журнал Reconomica вспоминает грустную историю русской культуры и причины, по которым большевики её разрушили.

Изъятие имущества как основа коммунизма

Для ведения гражданской войны большевики использовали любые средства. Изъятие предметов роскоши стало одной из статей доходов для нового правительства. Когда из страны уезжали богатые семьи, то вывести всё своё имущество казалось почти невозможной задачей. Частные коллекции картин практически всегда оставались в руках большевиков.

Эрмитаж, центр культуры в России, постепенно стал играть роль временного склада для изъятых картин. После окончания гражданской войны изъятие имущества производилось под новыми лозунгами, но суть не изменилась.

Впоследствии было решено — часть картин перевезти в другие города. Коллекции, которые представляли из себя единую композицию, разрывали на части и везли по разным музеям. В 20-х годах обычно на продажу везли различный антиквариат и драгоценности.

К примеру, из картинной рамы могли вытащить драгоценный камень и продать его отдельно, а саму картину оставить в стране.

«Антиквариат»

Народный комитет просвещения создал «Антиквариат» — комиссию, которая занималась продажей предметов роскоши за границу. Была произведена перепись всех картин в имуществе государства для последующей продажи части из них. В 1928 году сотни произведений искусства были переданы во владения «Антиквариата» и прочих государственных организаций. Начался поиск покупателей.

Читайте также: «Рязанское чудо» — как СССР увеличивал производство мяса.

Несмотря на то, что правительство пыталось продавать картины тайно, очень быстро о «распродаже» узнали западные ценители искусства. Галуст Гюльбенкян, крупный нефтеторговец из Британии, стал одним из первых покупателей. Он сразу же направил советскому правительству список шедевров, которые готов приобрести, но договориться о цене не удалось.

Уже позже, когда началась массовая и открытая публике продажа картин, Гюльбенкян выкупил 51 экспонат за 278 тысяч фунтов.

Проданное по дешёвке искусство, или как большевики грабили свои же музеи

Коллекции, которые представляли из себя единую композицию, разрывали на части и везли по разным музеям.

Большевики продавали всё

В какой-то момент советское правительство решило, что некоторые экспонаты имеют слишком высокую ценность. Учитывая то, что руководили продажами люди, далёкие от искусства, пришлось обратиться к экспертам. Правда, не из СССР, а из Германии. Фрэнсис Маттисон писал, что он составил список экспонатов, которые ни в коем случае не стоит продавать, а позже увидел некоторые из них в частных коллекциях европейских ценителей.

Одним из главных покупателей стал Эндрю Меллон, крупный финансист и госслужащий США. Он купил картины на 6 654 000 долларов, среди покупок были общепризнанные шедевры «Благовещение» ван Эйка и «Мадонна Альба» Рафаэля. Позже именно купленные Меллоном картины составили основу для национальной галереи в Вашингтоне.

Некоторые люди старались препятствовать продаже картин, однако противостоять государственной машине было практически невозможно. Интересно, что закончилась распродажа в 1933 году после письма Орделли (директора Эрмитажа) Сталину.

Сталин пообещал, что экспонаты, которые относятся к Сектору Востока, больше продавать не будут. С того момент почти все экспонаты стали относить к Сектору Востока ради их спасения.

Проданное по дешёвке искусство, или как большевики грабили свои же музеи

Аукцион предметов российского искусства!

Сколько СССР заработало на картинах

Всего из запасов Эрмитажа было отобрано 2880 картин:

  • 350 из них относят к произведениям значительной художественной ценности,
  • 59 — шедевры мирового значения.
  • Около 50 шедевров были проданы западным коллекционерам. И это только Эрмитаж.

Подсчитано, что только за 1930 год из СССР было продано 577 тысяч картин и других произведений искусства на сумму в 27 306 000 рублей (по курсу на 1950 год).

Точно подсчитать количество вырученных денег от продаж невозможно, однако разговоры о необходимости денег для проведения индустриализации являются спекуляций. Предметы искусства не составляли значительную часть доходов от внешней торговли.

Одна из проблем заключалась в том, что уполномоченные продавцы плохо разбирались в предмете. В итоге некоторые картины продавались за копейки. Также важно учитывать и коррупцию, которая возникала при продаже предметов искусства за границу. Неслучайно практически все причастные к продажам в итоге были отправлены в лагеря.

Идеологическая составляющая

С другой стороны, большевики продавали картины не только ради получения денег. Для них это было символическим актом. СССР строил нового человека, специально под него создавалось новое искусство. Роскошь и культура императорской России оказались неугодной советскому руководству.

Читайте также: Авторитаризм бывает полезным для экономики, но временно. СССР доказал.

Большевики совершили распродажу русской культуры. Если представить, что проданные большевиками экспонаты остались бы в Санкт-Петербурге, то Петербург являлся бы одной из мировых культурных столиц. Однако потерянные экспонаты уже никогда не вернутся в Россию.

Опубликовано 27 августа, 2020 Обновлено 27 августа, 2020 Пользователем Светлана Кулай

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *