Синергия банковских и страховых продуктов. К чему готовиться? Анализ экспертов

Финансовый рынок стремительно развивается, как и все в XXI веке. Появляются новые направления, новые игроки, новая продукция, которая все больше захватывает мир потребления. Помимо новых видов финансовых «воротил», вполне можно отследить и естественную эволюцию традиционных рынков, которая часто находит свое выражение в их слиянии.

Что же может дать это слияние? Потеря ли это традиционных финансовых рынков? Нет, скорее, это нечто доброе и старое, улучшенное и расширенное новыми возможностями для обычного потребителя (своеобразный «апгрейд»).

Именно об «апгрейде» банковских и страховых рынков и поведает журнал Reconomica своим читателям. В данном случае, эксперты называют это явление синергией. Что же это значит?

Угроза традиционным банковским и страховым рынкам

В начале 2018 года перспективный финтех-стартап Revolut объявил о привлечении венчурного капитала в размере 150-250 млн. долларов США. Инвестором выступает компания DST Global Юрия Мильнера. Именно Юрий Мильнер инвестировал средства в покупку акций компаний FacebookGroupon и Zynga.

Если сервис Revolut получит средства, рыночная капитализация этой компании по оценкам экспертов сразу увеличится до 1,5-2 млрд. долларов США.

Изменения?

Почему в ближайшие 20-30 лет банковский и страховой бизнес претерпят существенные изменения?

С развитием финтехов, проникновения на рынок новых стартапов, подобная новость уже не является футуристическим прогнозом. Если банки и страховые компании не пересмотрят свое видение, вытеснение их с рынка будет вполне сформировавшимся трендом в ближайшее десятилетие.

Всего несколько месяцев назад, в январе 2018 года, Павел Дуров объявил о планах по созданию собственной криптовалюты. Проект расчетов будет внедрен в действующую технологическую платформу Телеграмма. Уже на запуске проекта, подготовки к первому ICO, владельцу мессенджера удалось закрыть размещение акций на сумму более 1,2 млрд. долларов США.

Ведущие тренды

В декабре 2017 года зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов назвал три ведущих тренда развития банковской инфраструктуры в ближайшие десятилетие:

  • увеличение привлекательности направления страхования, сращивание их с банковскими продуктами;
  • совмещение платформ продаж: страховые и банковские продукты можно теперь приобрести на платформах, выступающих в роли финансовых супермаркетов;
  • разработка и продвижение особенных каналов продаж.

Что объединяет три новости, указанные выше? Финансовый рынок стремительно меняется.

Новые вызовы для рынка теперь предлагают мобильные телефоны — доступ к банковским и страховым продуктам мгновенный, система расчетов не длится несколько часов. Еще 10 лет назад, лидером продаж рынка мобильных телефонов была компания Нокиа с оборотом продаж свыше 1 млрд. долларов США. Кто теперь вспомнит эту компанию?

Что сейчас из себя представляет страховой рынок?

Каждый год страховой рынок показывает уверенный рост. По итогам 2017 года, общий объем проданных страховых продуктов превысил сумму в 1 млрд. рублей.

В сравнении с 2016 годом, рост составил почти 8%.

Казалось бы, какие угрозы могут быть на горизонте для страховых компаний? Страховые портфели растут, количественные показатели продаж страховых продуктов, даже несмотря на проблемы финансового сектора, продолжают увеличиваться.

Угрозы

Угрозы для рынка очевидны. Страховой бизнес является самым консервативным и не подверженным влиянию IT индустрии (во всяком случае, в меньшей степени). Даже приобрести страховой продукт (например, электронный полис ОСАГО) стало возможно только с 2015 года.

Купить КАСКО, продукт «Страхование жизни», в онлайн невозможно.

Регулятор жестко ограничил возможности цифрового продвижения.

Страховка машины

Страховка машины.

Читайте также: Страховой агент — это прибыльное призвание. Как честно зарабатывать до 100 тысяч в месяц. Личный опыт мамочки в декрете.

Сравните с возможностями банковского сектора — онлайн можно оформить практически любой продукт (за исключением депозита или совсем экзотических продуктов, связанных с управлением рисков).

Клиент может работать на удалении с любым продуктом: кредит можно оформить через банковское приложение, перечисление выполнить с карту на карту — никаких проблем, не нужно идти в отделение и стоять в очереди.

Простейшие банковские операции можно сделать даже без помощи банка — доступны многие сервисы, с успехом заменяющие банк.

Страховые компании пока не могут похвастаться таким проникновением финтеха. Однако это вопрос времени.

Как страховка пришла в банк

Развитие bancassurance (продажа страховых продуктов через банк) началось с момента выхода банков в торговые сети. Банк устанавливал точку продаж, клиент, покупающий технику, тут же получал кредит.

Страховка

Страховка.

Техника выступала, как залог по кредиту. Разумеется, владелец мог ею пользоваться, выплачивая только ежемесячные платежи.

Развитие POS-кредитования предусматривало отказ от продуктов, в котором были процентные ставки, то есть клиент получал технику в кредит без выплаты процентов — только в рассрочку.

В некоторых продуктах банки предусматривали скрытую годовую или ежемесячную комиссию (разовую комиссию при оформлении продукта).

Свою прибыль банк получал непосредственно от торговой сети — благодаря кредитованию, увеличивался рост продаж товаров.

Соответственно, торговая сеть планировала дисконт от продаж в пользу банка.

Как увеличить доходность

Для банков возник вопрос — как увеличить свою доходность? Есть два варианта:

  1. Продавать сопутствующие банковские продукты прямо в торговой сети.
  2. Продавать другие продукты, других компаний.

Для выполнения первого пункта существовали некоторые технические сложности: например, при открытии текущих банковских счетов необходимы были расчетные кассовые узлы. При оформлении депозитов — дополнительные условия по обеспечению сохранности денег (установка сейфов, сигнализации и т.д.). Соответственно, в торговых сетях продвижение других продуктов было проблематично.

Оставался второй пункт — продавать продукты страховых компаний.

Страховка

Страховка.

Страховки

Для таких продуктов не нужно покупать дополнительное оборудование. Единственное, что необходимо, интернет и пустые бланки для оформления страховых полисов.

Банк может продавать страховки по следующим направлениям:

  1. Продавать только продукты страховых компаний, то есть вы купите страховку с брендом страховой компании, но банк будет выступать по общей доверенности. Все риски будет нести исключительно страховая компания.
  2. Продукт, который уже управляется и банком, и страховой компанией. Банк выдает кредит, однако, этот кредит уже застрахован в страховой компании, то есть продукт совмещает в себе выдачу денег с одновременным страхованием рисков невозврата кредита.

Вот именно с развитием последнего пункта — началось сближение страховых компаний и банков.

Страховые компании не имеют собственных развитых каналов продаж. В общей доле, более 70% всех проданных продуктов происходит за счет брокеров и агентов продаж. Только 25% от общего числа собранных страховых премий выпадает на долю центральных офисов и филиалов страховых компаний.

Выгоду от совместного сотрудничества получают обе стороны.

  1. Банк, потому что увеличивает свою прибыль. В торговых сетях маржа не очень высокая, плюс банк вынужден платить зарплату, аренду торгового места. Прибавьте к этому высокий риск невозврата кредита — это тоже ляжет на плечи банка.
  2. Страховая компания, так как имеет ограниченное количество каналов продаж. Банк не выступает ее конкурентом. Наоборот, существенно расширяет действующую клиентскую базу. Ведь с числом проданных страховых полисов, страховая компания надеется получить клиентов банка. Даже, если они уже являются клиентами других страховых компаний.

Какое развитие дальше ожидать?

В начале статьи, мы не зря упомянули три тренда, которые начинают ускоренными темпами развиваться. Мы видим, что традиционная грань между страховыми компаниями, банками практически стерлась. Раньше была уверенность в том, что, кроме банков, больше никто не может заниматься кредитованием.

Выполнять расчетные операции — это тоже исключительная прерогатива банков. На самом деле, уже давно нет.

Часть расчетных операций с успехом взяли на себя платежные сервисы и терминалы. Единственная монополия банков — прием денег от населения. Эта исключительность сохраняется только потому, что регулятор не распространяет банковскую лицензию на другие компании вне банковского сектора.

Синергия двух продуктов: страхование и банк

Начнем с неприятной новости — сайты и мобильные приложения больше не будут являться драйверами продаж банковских и страховых продуктов. Это неудобно для пользователя. На обеих платформах ограниченные возможности для общения с клиентом.

Следить за клиентом, угадывать его потребности в будущем будет совсем другой продукт — мессенджер с встроенным ботом.

На апрель 2018 года активнее всего чат-боты заводят банки (например, через Телеграмм). Страховые компании, в силу особенностей, рассмотренных выше, не торопятся осваивать эту нишу. Согласно опросу Chatbot Magazine, в России более 93% всех банков называют именно это направление самым перспективным, 7% уже активно используют в продажах этот продукт, 23% имеют пока бета-платформу для развертывания будущих продаж.

В чат-боте будут интегрированы все банковские и страховые продукты. По сути, это будет единый финансовый супермаркет.

Мессенджер

Возможности мессенджера.

  1. Мессенджеры обладают огромным количеством уже зарегистрированных клиентов: только Фейсбук имеет около 1,3 млрд уникальных пользователей.
  2. Клиенту очень просто заказать продукт: нужно кликнуть кнопку и все. Не нужно проходить регистрацию, создавать личный кабинет и совершать прочие ненужные действия.
  3. Страховка будет тут же активирована, если клиент пересекает границу другого государства или активирует платеж в другом государстве. Например, вы выезжаете на отдых. Нет необходимости покупать страховку. При пересечении границы, стоимость страховки будет автоматически списана с банковского счета. Клиенту нет необходимости ее оформлять — заполнение продукта, активация, все проходит автоматически.

Новые горизонты

Совместное пересечение банковских и страховых продуктов открывают для себя новые горизонты:

  1. Медицинское страхование: чат-бот автоматически следит за пересечением клиента, самостоятельно, по договоренности с клиентом активирует страховые продукты. Функция геолокация уже сейчас обеспечивает точность месторасположения до нескольких сантиметров.
  2. При покупке авиабилета, заправки в приграничных местах — списание стоимости за страховку (медицинская страховка или зеленая карта) происходит автоматически.
  3. КАСКО теперь можно купить и через мессенджер. Клиент может самостоятельно сделать фото двигателя и транспорта. Функция геолокации в реальном режиме определяет дату съемки и точное время. Это защита от мошенников — сделать фото заранее, а потом предъявить к возмещению ущерба уже поврежденный автомобиль станет невозможным.
  4. Банк гарантирует безопасность платежей, ведь все расчеты также застрахованы.

Читайте также: Как сделать самое дешевое КАСКО страхование на свой автомобиль. Обзор нового сервиса Тинькофф-КАСКО.

А смогут ли?

Единственный вопрос, который стоит на повестке — смогут ли эту работу выполнить банки?

Прогноз одного из создателей сервиса Revolut Николая Сторонского, о ком мы упоминали в самом начале статьи:

Банкиры живут словно в XIX веке, банки не готовы к новым вызовам и рискуют оказаться на обочине прогресса.

Прав ли он? По данным Forbes, в период с 2011 по 2016 год инвестиции в финтех увеличились почти в 5 раз, достигнув колоссальной суммы в 30 млрд долларов США. Банкам и страховым компаниям все труднее игнорировать этот факт. Например, в 2017 году уже 55% всех банков и страховых компаний успешно сотрудничали с новыми инновационными компаниями. А в России 70% всех финтехов образовались именно как результат работы с банками первой двадцатки.

Безусловно, традиционный продукт банков и страховых компаний будет востребован. Но продукт будет настолько функционален, что разделение его между страхованием и банковским бизнесом провести будет невозможно. Как, например, мессенджер.

Из простого чата для общения он становится эффективным платежным инструментом, хранилищем информации, органайзером, платформой для поиска работы и многим другим.

Опубликовано 9 июля, 2018 Обновлено 9 июля, 2018 Пользователем Мария Петрова

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *