Крах воронки продаж. История о том, как не нужно вести современный частный бизнес

Сегодня о воронке продаж не говорит лишь ленивый, и как раньше обходились без этого термина. А ведь воронка продаж, говоря простыми словами, — это путь, который проходит клиент от знакомства с товаром до покупки. На протяжении этого пути основная задача любого бизнеса — учитывать все потребности клиента, которые возникают на каждом этапе продаж, а также его мотивы, вопросы, возражения. Теоретически все просто, а вот на деле возникает много непредвиденных ситуаций…

Герой журнала Reconomica, Олег, получил заманчивое предложение работы — должность операционного директора в частном бизнесе. В ходе работы он столкнулся с проблемами, которые привели бизнес в плачевное состояние. Как же нельзя вести бизнес? Олег решил поделиться с нашими читателями своими мыслями.

Немного о себе

Доброго времени суток!

Меня зовут Олег, живу в Туле. Хочу рассказать вам поучительную историю о работе в частном бизнесе.

Если сказать откровенно, я никогда до этого не рассматривал частный бизнес как вариант для развития карьеры. Я давно и вполне успешно работал сначала в большой компании с иностранным капиталом, потом в полностью иностранной компании, затем в полностью российской компании.

Должности были, в основном, административные, обязанности — тоже типовые:

  • контроль за персоналом (подбор и адаптация персонала, развитие, дисциплинарная практика),
  • контроль за расходами (оптимизация),
  • задачи по увеличению доходов (минимизация штрафов, привлечение новых клиентов).

Только в иностранной фирме переработки сотрудников назывались “overtime”, а в российской — дополнительными работами или переработками. То же самое по автотранспорту — везде одно и тоже: снижение аварийности, сокращение\минимизация неучтенных поездок. То есть я постоянно готов к интересным предложениям в плане личностного роста.

На собеседовании

На собеседовании.

Работа в частном бизнесе

Однажды мне поступило интересное предложение о работе: должность — операционный директор в частной фирме.

Собеседование со мной проводили: хозяин, брат хозяина и жена брата хозяина. Самое интересное — это то, что на собеседованиях мне задавались однотипные вопросы всеми этими тремя «хозяевами». В тот момент я не придал значения этому обстоятельству.

Бизнес у них самый современный:

  • интернет торговля,
  • создание и продвижение сайтов,
  • запуск контекстной рекламы,
  • покупка и продажа различных проектов.

Повседневная деятельность

Скажу сразу, я не имел отношения к покупке/продаже проектов, а также к оценке эффективности этих проектов.

В мои обязанности входило именно оперативное управление: организация взаимодействия между различными подразделениями, вопросы аренды площадей, парковки, ремонты и другие «текущие» задачи.

В отличие от больших компаний, в небольших частных компаниях всё устроено немного своеобразно: у сотрудников нет четких обязанностей, нет инструкций, за ознакомление которых обязаны расписываться, нет много ещё чего. А когда появляется новый «проект» — это вообще «веселье». С одной стороны всё просто — некий человек продает готовый бизнес. По идее, там все отлажено, иногда продавец оставляет у себя часть доли в бизнесе, иногда покупается все целиком. Задача состояла в том, чтобы для начала организовать нормальный обмен деловой информацией. Как показала практика, написание обыкновенного отчета у многих сотрудников вызывает затруднения. Что интересно, если отчет написать сложно — многие люди просто «не успевают» подготовить отчет.

Читайте также: Как получить должность с зарплатой 350000 рублей. История исполнительного директора крупной компании.

офис

В отличие от больших компаний, в небольших частных компаниях всё устроено немного своеобразно.

Дополнительные задачи

Это ещё один аспект работы в частном бизнесе. Есть «хозяева» — это «капитаны» или «инвесторы». Есть отдел продаж. Есть юрист. Ситуация: отдел продаж допустил ошибку по закону о защите потребителя. Юрист признал, что это наша вина. Вопрос: кто едет «решать» эту ситуацию? Отдел продаж занят, они бизнес «делают», юрист уже отработал, а хозяевам не до этого, они все в «креативе», они в «завтрашнем дне». А ситуацию надо решать сегодня.

Постепенно все подобные проблемы были перенаправлены на операционного директора. Обратите внимание — все проблемы, которые выходят за рамки прямого функционала, были перенаправлены на операционного директора.

Доходило до смешного — план продаж не выполнен, так как оперативный директор неправильно решил какой-либо вопрос, и фирма была оштрафована. Меня постепенно начало это напрягать.

Первый разговор с хозяевами

Я подготовил список вопросов, которые, на мой взгляд, должны решаться «функциональными службами». Например, если юрист решает вопрос с трудовой инспекцией, то именно юрист должен этот вопрос доводить до конца и нести ответственность перед хозяином. К сожалению, меня послушали и приняли решение ничего не менять, просто установить мне «плавающую» надбавку за сложность и напряженность, если в течение месяца мне пришлось решать «не типовые вопросы». Я не сильно расстроился, но сильно призадумался.

Получается невеселая картина: никто не занимается текущей эффективностью; если проект убыточный — его «закрывают»; если проект приносит доход — пытаются этот доход увеличить. Методы увеличения дохода всем известны — это сокращение расходов.

Постепенно я стал вникать в модель функционирования фирмы. С одной стороны, действительно появляются новые клиенты, новые проекты. С другой стороны, наметилась тенденция отсрочки платежей. Клиенты вроде не отказываются платить, но платят частями, просят отсрочки и так далее. Этот процесс, вроде как, пущен на самотек. Я попытался намекнуть хозяевам, но разговор начал сворачиваться в привычное русло: «Отличная мысль, вот ты этим и займись». Надбавка — это хорошо, но это не задача операционного директора. Я не знаю чья это задача, но вопросы финансовой стабильности фирмы кто-то должен решать.

Финал истории

В один из дней уволились сразу три сотрудника: два айтишника и один компьютерный дизайнер. Причина простая — нет перспектив.

Уходят люди, вместо них новых не набирают, а предлагают распределить на оставшихся сотрудников весь объем. Увеличения доходов сотрудников при этом не происходит.

Увольнение

Меня пригласили на беседу и уведомили о том, что надбавка с меня снимается. Я поинтересовался: «По какой причине? Работы стало больше, нагрузка возросла». Мне сказали, что дело не в нагрузке, а в финансовом положении фирмы — баланс отрицательный. Если честно, я был удивлен. В течение года я пытался обсуждать этот вопрос, но от меня отмахивались. Максимум, что я слышал: «Вернемся к вопросу позже, давайте обсудим воронку продаж».

Читайте также: Нужно просто оставаться человеком! Реальная история о неожиданном решении сложной ситуации.

беседа

Плохо, когда тебя не хотят слушать.

Мне предложили частично функционал передать юристу и частично бухгалтеру. Понятно, что ничего не изменится. Я сказал, что, к сожалению, не вижу больше перспектив работы в данной фирме, и получил расчет.

Выводы

  1. Если все усилия направить только на привлечение клиента, то может это все закончиться печально. Как показывает практика, с клиентом надо полноценно работать до полного взаиморасчета.
  2. Если относиться к людям как к винтикам большой машины, то возможно в самый сложный момент этот один винтик сломается.

P.S. Я ушел из фирмы и ни разу не пожалел. К сожалению, я ничего нового для себя не узнал, а мысль о том, что события, пущенные на самотек, имеют свойство развиваться наихудшим образом, давно известна.

Опубликовано 25 сентября, 2019 Обновлено 28 сентября, 2019 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *