Классическое образование — «моральный мертвец», а в онлайне одни «инфоцыгане». Где же людям учиться новому?

Вы когда-нибудь платили деньги за курсы, купленные в Интернете? Их сейчас выпускают десятками. Есть среди них по-настоящему хорошие и полезные материалы, а есть — бесполезные. Проблема в том, что нет никакого регулятора, нет никакой независимой платформы с отзывами обо всех этих курсах. В итоге все понимают, что в оффлайне сегодня учат студентов по учебникам, которые морально «протухли» позавчера, чтобы выпустить их послезавтра. А в онлайне все настолько плохо, что всех продавцов каких-либо курсов, будь то мастер в какой-то области, либо серьезная организация типа «Сигергии», нарекают инфоцыганом еще до того, как новые курсы по какой-либо специальности, которой в институтах и не учат еще, выходят в свет.

В общем, если учиться по устаревшим методикам, ничему не научишься, а по новомодным — в большинстве случаев деньги потеряшь. Дилемма. Как же быть? Стоит ли платить за онлайн-курсы, и как правильно их выбирать — расскажет Reconomica.

О росте количества платных инфокурсов в русскоязычном сегменте

Примерно с 2010-2011 годов в Сети начало увеличиваться количество различных курсов, мастер-классов, семинаров, марафонов и лекций. Конечно, они продавались и раньше, но не в массовом порядке, и без такой широкой и массированной рекламы.

Одним из первых (среди действительно крупных и известных) проектов в этой сфере стала «Бизнес-Молодость», появившаяся в 2010. Чуть позже стал набирать сетевую популярность их «коллега» Аяз Шабутдинов и его Like. Сейчас можно навскидку назвать еще несколько имен, которые известны многотысячной аудитории. Всех объединяет одно: если несколько лет назад это был вау-эффект и учитсья там было модно, то сейчас, благодаря блогерам-разоблачителям, даже упоминать эти проекты почему-то стало «стыдно».

Впрочем, задолго до этого некто Александр «Пожарник» Борисов (нет, это не я) основал свою «Школу блоггинга» для домохозяек. Обучал мастерству создания популярных и приносящих деньги блогов он сотни людей, но что-то ни одного его успешного ученика не приходит на ум.

Чему учат в онлайне

Классическое образование — «моральный мертвец», а в онлайне одни «инфоцыгане». Где же людям учиться новому?

В Рунете больше всего курсов посвящено таким темам:

  1. Онлайн-заработок. Разные языки программирования (видео-курсы, марафоны, образовательные сайты), курсы по созданию игр, по изучению дизайна, по копирайтингу, SEO, SMM, заработку на Телеграм-каналах, дорвеях, информационных сайтах, беттингу.

  2. Бизнес. Курсы по менеджменту, HR, бизнес-планированию, масштабированию, управлению рисками, инвестированию разными способами.

  3. Личностный рост. Сюда можно отнести все «общие» темы, касающиеся саморазвития: психология успеха, мотивация, личная жизнь и знакомства, тайм-менеджмент, планирование, биохакинг.

  4. Обучение компьютерным программам. В первую очередь — это видео- и фото-обработка, 1С, обработка звука.

  5. Здоровье и спорт. Сюда относятся всевозможные тренировки, способы похудения, продления молодости, курсы по имиджу и стилю.

Именно к курсам по заработку и бизнесу у критиков самые большие вопросы: кто же из реальных бизнесменов будет делиться своим куском рынка за те копейки, которые стоит обучение? Это справедливая претензия. В основном, учат те, кто зарабатывает на обучении бизнесу намного больше, чем на самом бизнесе.

Стоит ли платить деньги за современные онлайн-курсы?

Да, стоит.

Но только не за все подряд. Сейчас в Сети можно найти сотни платных курсов на различные тематики. Большая часть из них не стоит своих денег по таким причинам:

  1. Создается некомпетентными людьми, которые имеют мало опыта (или не имеют его вообще).

  2. Продается устаревшая информация или схема, которая приносит мало денег. Ведь зачем раскрывать тему, которая реально работает и приносит деньги, если можно зарабатывать на ней самому?

  3. Продается информация, которая уже есть в бесплатном доступе. Тут момент спорный: в курсе вы получаете готовую схему, со всеми нужными данными в 1 «упаковке». В свободном доступе эти же сведения могут быть разбросаны, их придется искать, систематизировать, разбираться в непонятных моментах. Поэтому не всякий курс, который раскрывает уже известную тему — плохой.

  4. Несколько разных людей составляют курсы по одной и той же теме, рассказывая о ней по-своему.

История из жизни главреда

У меня есть видеоблог о личных финансах. Я там выкладываю разного рода бизнес-идеи и кейсы. Как-то раз мне написал подписчик, сказал, что у него есть бизнес-кейс для моего канала. Кейс мы выложили как на канале, так и в журнале. Кейс был про интернет-магазин чехлов.

И тут меня начали обвинять, что я продался инфоцыганам. Я сначала даже не понял, о чем речь. Оказалось, что у Леонида есть свой обучающий курс по торговле на бирже. А поскольку любителей пообучать других сейчас на Ютубе не любят, крайним оказался я.

В итоге мне пришлось взять у человека этот курс и сделать на него незаивисимый обзор. Вот этот обзор:

Интересно, что сейчас независимая оценка от какого-то публичного блогера — это, по сути, единственный инструмент оценки подобного рода курсов, потому что все отзывы легко покупаются на биржах заданий за копейки: как текстовые, так и видеоотзывы, а негативные отзывы в соцсетях в официальных группах просто удаляются. Но массовой платформы, где можно было бы получить достоверные отзывы на любое онлайн-обучение , пока никто не придумал.

Как выбрать курс, за который стоит заплатить денег?

Стоимость курса обычно начинается от нескольких сотен рублей, и в среднем доходит до 5-20 тысяч (но есть и более дорогие обучающие материалы).

Чтобы не заплатить за малополезную, или устаревшую, или непонятно изложенную программу, перед покупкой курс обязательно стоит проверять. Относитесь к этому как к выбору учебного заведения. Вы ведь не пойдете в первое попавшееся ПТУ?

Пошаговая «инструкция» по проверке курса:

  1. Определитесь точно, нужен ли вам этот курс, и зачем именно? Бывает такое, что человек действует просто на эмоциях — услышав чей-то отзыв, прочитав пост в соцсети, в котором человек рассказывает, что уже стал миллионером после этого курса, или просто увидев бесплатно выступление автора. Так делать не стоит — вы должны четко понимать, зачем отдаете деньги, и какой результат вы получите.

  2. Почитайте об авторе, а самое главное — о его опыте. Если опыт у него обширный — он обязательно будет о нем рассказывать. Если же опыта в своей сфере у него нет — вряд ли такой контент стоит покупать. По такому критерию легко можно отсеять огромное количество бизнес-тренеров, которые никогда не занимались бизнесом, но готовы обучать этому других.

  3. Если тема имеет срок годности — обязательно покупайте только самые актуальные курсы. К примеру — в 2018 году методы продвижения сайтов, применяемые в 2012-2014 уже не просто не работают, а могут даже навредить. Или курсы, посвященные заработку на гироскутерах или вейпе (то есть на продукции, которая была новой в 2013-2016) — в 2018 уже бесполезны, поскольку эта тема уже перегружена.

  4. Поищите другие курсы на эту же тему. Возможно, вы сможете найти более дешевый/понятный/новый/подробный/написанный более известным автором материал.

  5. Не берите курсы, которые рассчитаны на какую-то очень узкую нишу, и которые продаются давно и массово. Если информации о количестве участников нет в открытом доступе — об этом можете поинтересоваться у автора. Можете так и написать: «Сколько участников купило курс за последний год? А то тема не «резиновая», не хочу лезть туда, где много конкурентов».

  6. Изучите план курса и оцените, сколько информации оттуда вам пригодится. Если плана курса нет в открытом доступе (а это плохой признак) — запросите его у автора. Это нормально — вы должны знать, за что платите, и ответ вам должны дать развернутый. Возможно, что большая часть информации вам уже известна, или что она есть в открытом доступе. В этом случае можно по-новому оценить важность курса — стоит ли платить, если большая часть оттуда вам уже известна?

  7. Поищите курс в бесплатном доступе. Совет это не очень полезный — ведь автор рассчитывает получить за свой труд деньги. Но в русскоязычном сегменте Интернета это нормальная практика. Как вариант — можно поискать курс в складчину (когда несколько пользователей скидываются на оплату).

  8. Выбирайте курсы-марафоны, с практикой и дедлайнами. «Обычный» курс — это как учебник: вы можете его купить, но поленитесь посмотреть, или поленитесь применить на практике. Поэтому большую ценность представляют курсы, где кроме подачи информации вас сразу заставляют применять ее на практике, и контролируют это. В идеале — если за невыполнение практики вас «отчислят», не возвращая денег — так вы получите хорошую мотивацию.

Опубликовано 28 мая, 2019 Обновлено 28 мая, 2019 Пользователем admin

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *