Как украинский предприниматель зарабатывал 900-1200$ в месяц. Вся правда о розничной торговле продуктами питания

Открыть свое дело мечтают многие. Ведь куда приятнее работать на себя, чем на кого-то другого. Так и дело лучше спорится, и заработки выходят на порядок выше.

Каждый человек, который думает, как открыть свой бизнес, хочет избежать промахов своих предшественников, научиться правильно вести его, собрать дружный коллектив и управлять финансовыми потоками, развивая задуманное направление.

Этого вполне можно достичь, если прислушаться к советам опытных предпринимателей, один из которых с удовольствием рассказал сегодня читателям журнала Reconomica о развитии своего бизнеса.

Поиск работы

Меня зовут Никитченко Игорь Викторович, живу я в г. Житомир, Украина. Мой бизнес проработал 14 лет, с 2004 по 2018 год. На момент его запуска мне было 27 лет.

Скорее всего, я буду прав, сказав, что большинство людей, которые работают «на дядю», не раз задумывались об открытии собственного дела, о работе на себя, которая обеспечит финансовую независимость и позволит больше времени посвящать себе и своей семье.

Так было и со мной. Окончив академию, я не смог найти себе работу по специальности, и не потому, что я не хотел или не пытался. Нет.

Это было в конце девяностых, и с образованием экономиста-международника устроиться работать по профилю, не имея нужных связей и определенную сумму денег, было просто нереально.

собеседование

Я прошел десятки собеседований, но все напрасно.

В течение трех месяцев я ездил на различные собеседования и отправил десятки своих резюме, но, как было сказано выше, всё впустую.

Работа «на дядю»

Время шло, и необходимость зарабатывать становилась все более острой. В этот период массово появлялись фирмы, занимающиеся торговлей. По рекомендации друга семьи, меня приняли в одну из таких фирм. На протяжении 8 лет я сменил три места работы, и все по торговому профилю.

Проблема была в том, что там, где нравилось работать, был отличный коллектив и лояльное руководство, была невысокая зарплата. А в фирмах, где финансовая часть была лучше, рабочая атмосфера была, мягко говоря, не очень хорошая.

Так, в начале 2003 года я решил открыть собственное дело.

Открытие собственного дела

Благодаря восьми годам работы, я накопил кое-какой опыт в торговле продуктами питания, знал конъюнктуру и поставщиков, и главное, покупателей этой продукции в своём регионе.

Оптовая торговля

Я начал заниматься оптовой торговлей. Мой прайс-лист состоял из 30 товарных позиций, наиболее востребованных покупателями на тот момент времени. Но, к сожалению, через шесть месяцев стало ясно, что я не смогу конкурировать с крупными оптовыми компаниями.

склад

На складе оптовой компании.

Затраты на складирование, логистику и оплату налогов съедали практически всю мою доходную часть. Я всё больше стал задумываться о розничной торговле.

Розничная торговля

В это время, буквально через дорогу от моего дома, начал строиться крытый рынок. Связавшись с застройщиком и получив всю необходимую информацию, я арендовал там место. Это был киоск площадью семь квадратных метров. Небольшой, но под мои цели этого было достаточно.

Внеся необходимую сумму и заключив договор с владельцем рынка, мне только оставалось ждать окончания строительства. А тем временем у меня было время на подготовку открытия киоска.

Прежде всего, необходимо было приобрести торговую мебель. Фирма по изготовлению оборудования, проведя предварительные замеры и расчеты, озвучила мне необходимый бюджет, который, мягко говоря, был не совсем для меня оправданным.

Читайте также: А как у них?.. Честный рассказ украинского предпринимателя, как добиться успеха в бизнесе.

Мебель для своего киоска я решил изготовить сам. Благо, необходимые навыки и умения у меня имелись. Взяв в помощники отца, я за неделю, при помощи сварки и подручных материалов, соорудил стеллажи, настенные полки и торговый стол — он же витрина.

Против восьмисот долларов, запрошенных мебельщиками, я потратил в восемь раз меньше. И может вышло не так красиво, но вполне достойно, а самое главное, функционально. С мебелью было решено.

на рынке

Павильоны крытого рынка.

Затраты на содержание киоска

Теперь встал вопрос ассортимента продукции, которой я планировал торговать, и, конечно же, вопрос финансирования всего этого мероприятия. Составив приблизительный бизнес-план, я понял, что мои финансовые возможности не покроют все нужды, поэтому оформил кредит в одном из местных банков. Сумма кредита — эквивалент тысяче долларов США.

Затратная часть содержания киоска в течение месяца:

  • доставка товара собственным автомобилем — 50 долларов;
  • оплата аренды — 70 долларов;
  • коммунальные услуги, электроэнергия, охрана — 50 долларов;
  • оплата налогов — 30 долларов;
  • незапланированные расходы — 50 долларов.

Как видите, затраты составляли около 250 долларов, при том, что я сюда не включил заработную плату продавцам. Первые два месяца я работал сам, чтобы узнать все нюансы розничной торговли, но через два месяца к затратам добавилась и зарплата продавцу. Это ещё плюс 140 долларов. В 2004 году это была средняя оплата труда в нашем регионе.

Таким образом, затратная часть составляла где-то 400 долларов в месяц — это только расходы, без учета оплаты купленного товара.

мясо

В зимнее время делался упор на мясную и рыбную продукцию.

Какой товар я продавал

Сумма, необходимая на приобретение нужного товара, составила 800 долларов. Сюда входила бакалейная группа:

  • подсолнечное масло,
  • крупы,
  • сахар,
  • консервы,
  • макароны,
  • приправы и специи,
  • сопутствующие товары и некоторые другие товарные позиции.

Нужно отметить, что ассортимент товара частично менялся в зависимости от сезона. Если зимой — это свежемороженая рыба и морепродукты, мясо птицы (окорока, крылья и другое), полуфабрикаты, то в весенне-летний период, а также часть осени — это овощная, фруктовая и ягодная группа:

  • огурцы,
  • помидоры,
  • капуста,
  • картошка,
  • морковь,
  • свекла,
  • лук,
  • зелень,
  • ягоды (клубника, черешня),
  • арбузы и дыни.

Читайте также: Выход из тени. Как стать Индивидуальным Предпринимателем.

овощи и фрукты

В летний период я закупал больше овощей и фруктов.

Как развивался мой бизнес

Спустя год после начала работы, товарный запас держался на отметке 1 500-1 800 долларов. Наценка на продукцию колебалась от 25% до 50%. Средняя наценка по товару составляла 35-40%. Это довольно неплохой уровень рентабельности.

Куда уходят деньги

Ежедневная выручка также отличалась в течение недели: наиболее продуктивными были дни с четверга по субботу и праздничные дни, а выручка с воскресенья по среду была ниже на 20-25%, чем в другие дни.

Средняя касса составляла около 130-150 долларов в день. Таким образом, после вычетов затрат чистый доход в месяц составлял от 900 до 1 200 долларов, в зависимости от сезона.

Первый год я старался вытягивать деньги из киоска по минимуму: прибыль вкладывал в товар, расширял ассортимент и покупал оборудование. Были приобретены морозильная витрина и морозильная камера.

За год я погасил кредит, который брал на запуск своего бизнеса. Также были проведены ремонтные работы по утеплению киоска. Честно скажу, я был очень доволен ходом дел.

Читайте также: Без визитки бизнеса нет! Разбираем правила создания визитной карточки для специалистов и владельцев бизнеса.

Стабильный доход

В течение 5 лет, с 2004 по 2009 год, я рассчитался по всем кредитам, смог увеличить зарплату продавцам, а также сменить свой старенький жигуленок на более современный автомобиль Opel Combo — как раз то, что мне нужно было для работы. А через 3 года сменил и его, приобретя Ford Connect.

Opel Combo

Такая машина мне очень подходила для работы.

Более-менее стабильный доход я получал до 2013 года включительно. В 2014 году, вследствие ухудшения экономической ситуации в стране, резких перепадов курса валюты, доллар вырос практически в 4 раза, из-за чего цены на продукты стремительно взлетели, а доходы населения значительно упали — снизилась покупательная способность населения. Соответственно, затратная часть ведения моего бизнеса выросла, а доходная — уменьшилась.

Теперь приходилось довольствоваться 250-350 долларами заработка в месяц. При этом, зарплату продавцам я увеличил на 20%.

Переломный год

Переломным стал 2017 год. Ежедневная выручка упала катастрофически, а аренда торговой площади повышалась систематически и достигла уже 180 долларов. Налоги выросли в три раза. Плюс ко всему, рядом с нашим рынком построили огромный супермаркет, и часть покупателей благополучно мигрировала в зону самообслуживания.

После новогодних и рождественских праздников 2018 года, сопоставив дебет с кредитом, я понял, что при таком уровне доходности продолжать торговую деятельность просто не было смысла.

Бизнес, приносящий стабильный и довольно неплохой доход продолжительное время, превратился в неликвидный, а в последнее время — дотационный.

Поэтому было принято нелегкое решение — прекратить торговлю на рынке. Проработав январь 2018 года, я расторг договор с арендодателем. Таким образом, мой бизнес просуществовал с 2004 по 2018 год.

Читайте также: Как зарабатывают в Иваново. История женщины, решившей создать свой бизнес в непростые девяностые.

расчеты

Сравнив доход и затраты, я решил прекратить торговать.

Рекомендации

Занялся бы я торговлей продуктами питания сейчас? Скорее всего нет.

Но если вы все же решились окунуться в мир розничной торговли, позволю себе дать вам некоторые рекомендации, которые, надеюсь, помогут вам на тернистом пути предпринимательства.

  1. Выбирая себе место для торговли, обязательно обратите внимание на проходимость людей на этом участке. Бывают такие места, куда покупатель просто не доходит, и привлечь его становится трудно вдвойне.
  2. Желательно, чтобы рядом с вашей торговой площадью находился популярный у покупателя киоск. При этом, его ассортимент должен отличаться от вашего. Максимальная схожесть не должна превышать 20% и, желательно, не по основной товарной группе. Например, если вы торгуете колбасными изделиями, старайтесь выбрать в соседи торговцев овощами, рыбой или другой, отличной от вас, продукцией.
  3. Ежедневно контролируйте уровень ваших цен. Если цена будет даже не намного выше, чем у ваших конкурентов, вы будете терять покупателей.
  4. На новой торговой точке не стоит ожидать максимальной отдачи в течение первых 3-4 месяцев. Покупатель должен к вам привыкнуть, прежде чем станет постоянным.
  5. Деньги, заработанные в течение первых 8-12 месяцев, старайтесь максимально вкладывать в дело: расширяйте ассортимент, вводите новые группы товаров. При необходимости вложитесь в рекламу.
  6. Если бизнес «пошел», и у вас есть возможность запустить еще 1-2 киоска — сделайте это. Одна торговая точка будет покрывать затратную часть содержания вашего бизнеса, а вторая — будет работать на вас.
  7. Очень серьезно отнеситесь к выбору продавцов. Хороший продавец — это половина успеха. И, конечно же, нужен постоянный контроль с вашей стороны.

Бытует мнение, что торговля приносит всем, без исключения, очень хороший доход. На самом деле это не совсем так.

Очень многие, разочаровавшись, бросают этот бизнес уже через несколько месяцев. Но если вы утвердились в своем решении, взвесили все за и против — пробуйте.

При должном усердии и ответственности, вы сможете достигнуть желаемого. Главное, не опускать руки и всегда искать возможности. Удачи вам в ваших начинаниях!

Опубликовано 8 июня, 2018 Обновлено 18 августа, 2018 Пользователем Ольга Медведева

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *