Социальная сеть Sina Weibo, или как китайцы продлевают жизнь Twitter

Журнал Reconomica продолжает погружение в интернет Поднебесной. Мы уже разбирали феномен компании Tencent, сегодня изучим хронику одного из ее конкурентов на рынке социальных сетей — Sina Weibo.

Всем известно, что популярность Твиттера постоянно снижается. По всей видимости, сам по себе формат текстовых микроблогов приелся западному пользователю интернета, зато Sina Weibo, китайская смесь Твиттера и Фейсбука, процветает. В чем же секрет такого успеха и чей это продукт? Давайте разбираться вместе.

Sina Corp — что это за компания?

Удивительно, но боссы компании работают всего лишь в 4 направлениях (совсем не по-китайски):

  • продажа мобильных телефонов,
  • интернет-провайдер,
  • почтовый сервер,
  • социальная сеть.

Вот и весь скромный список ипостасей компании. Однако малое количество направлений Sina Corp компенсирует масштабами своей социальной сети, самой популярной на территории КНР.

Weibo

Weibo.

Социальная сеть Sina Weibo

Социальная сеть Sina Weibo была запущена в 2009 году. Примечательно, что она появилась в течение пары месяцев после блокировки Facebook, Twitter и многих других не китайских социальных сетей.

В тот момент на рынке правила компания Tencent (настолько безумная, что создала два главных мессенджера Китая и просто закрыла вход на этот рынок другим компаниям). Не менее масштабные планы на этот рынок были и у Baidu, которая к концу нулевых не то чтобы окрепла, а просто обросла огромными мышцами. Однако усилия Sina, готовых спокойно работать над одним проектом не прошли даром.

Чем Weibo похож на Твиттер

Каждый пользователь может вести свой микроблог, при этом структура комментариев под записью скорее напоминает Facebook.

Weibo

Каждый пользователь может вести свой микроблог.

Есть мнение, что такой симбиоз получился случайно, так как владельцы Sina Corp хотели сделать свою социальную сеть максимально быстро, чтобы опередить конкурентов, и первоначальный вид сети был тестовым. То есть пользователи увидели тестовый вариант, и он им так понравится, что пропали причины что-либо менять.

Деление на категории

Вы можете выбрать тематику, которая вас интересует, чтобы читать записи только по ней — это очень актуально для приложения, которым пользуются более 500 миллионов человек (и почти все из них в Китае).

В последние годы в Китае произошел новый бум любви к баскетболу. Прошлый всплеск популярности вызвал игрок “Хьюстон Рокетс” Яо Мин, сейчас соотечественников радует Джереми Лин.

weibo

В последние годы в Китае произошел новый бум любви к баскетболу.

 

Недавний скандал вызвал дополнительный интерес к НБА со стороны КНР (хоть и с негативным посылом).

Двуязычие — наше все

Странно, что приложение переведено только на английский язык. Учи китайский или английский либо уходи — негласный девиз Weibo.

Обычно китайские разработчики переводят приложения хотя бы на другие языки, но тут иной случай. Это одна из причин, почему Weibo популярен только в Китае.

Особая цензура

Считается, что Weibo стал некой свободной площадкой для высказывания. Цензоры не проходят мимо приложения, просто блокировка пользователей и удаление записей может затягиваться на время, достаточное для распространения неподобающего материала.

Лично я слабо верю в то, что это особенность приложения. Я знаю, как медленно работают китайские специалисты, так что долгое удаление публикаций — вопрос про умения работников, а не желание дать всем шанс высказаться.

Может быть, я ошибаюсь.

Дополнительные функции

Куда нам без них! Популярность Weibo позволяет заходить на соседние рынки. Как и многие другие приложения, Weibo имеет собственную платежную систему. Есть у Weibo и своя игровая платформа, правда особых успехов за пределами Китая она не сыскала.

А что с конкурентами?

Renren (xiàonèi) появился в 2005 году и напоминал Facebook не только внешним видом, но и историей, ведь эта социальная сеть создавалась для студентов. Свой пик Renren пережил в 2008 году, после чего аудитория стала снижаться, в то время как разработчики не смогли увеличить функционал сети для сохранения численности. В 2009 году, после выхода Вейбо, судьба Renren была предопределена. Она до сих пор существует, однако ее аудитория совсем небольшая.

Renren

Renren.

Kaixin — еще одна социальная сеть, занимавшая свою нишу до появления Weibo. В 2009 году она была популярна среди офисных сотрудников, большую роль в этом сыграла “Ферма” (та самая игра, в которую примерно в то же время играли многие россияне). До 2011 года компания держалась хорошо, количество регистраций перевалило за 25 миллионов, однако Kaixin просто устарела на фоне своего конкурента Weibo.

Weibo возникла в нужный момент и в нужном месте, что и предопределило судьбу социальных сетей в Китае.

Qzone — единственная социальная сеть, превосходящая Weibo. Пока конкуренты устаревали и не понимали, в какую сторону стоит двигаться, боссы компании Sina Corp умело пользовались доверием пользователей и расширялись, что и привело сайт компании на 4 место в списке самых посещаемых сайтов Китая.

Все статьи из цикла о китайском интернете:

Золотой щит Китая, или как устроен китайский интернет.

Youku, или как китайцы сотворили свой Youtube.

Baidu — копия Google, которая больше своего оригинала. Изучаем китайский интернет вместе.

TikTok — главное приложение для китайских подростков: в чем секрет его популярности.

WeChat — приложение, которое обязательно присутствует в смартфоне любого китайца.

Tencent — китайский гигант с прицелом на весь мир.

AliExpress, TaoBao, Alibaba, или как китайцы научились продавать всё и сразу.

Стриминговые платформы Поднебесной, или почему наши девушки с удовольствием там работают.

Секрет успеха компании Xiaomi, или как захватить Китай и весь мир двумя способами.

Как скачивать приложения в Китае, где заблокированы Google Play и App Store.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *