Baidu — копия Google, которая больше своего оригинала. Изучаем китайский интернет вместе

Google уже давно стал чем-то большим, чем просто поисковик. Yotube, Google Play, Google Translator, Google+, Google Maps, Gmail — огромное количество детищ компании являются одними из самых популярных сервисов на рынке. Baidu, стартовавший как поисковик в Китае, может легко посоперничать со своим старшим братом как в количестве приложений, так и в их разнообразии.

Журнал Reconomica и журналист Дмитрий Пилин продолжают изучать китайский интернет, и сегодня мы разбираемся, что из себя представляет главный гигант китайского интернета. Читайте!

Начать с поисковика — залог успеха

Согласно исследованиям, Baidu занимает около 2 процентов рынка поисковиков — это очень много, ведь “байду” интересен только жителям Китая, где все же есть конкуренты.

В 2000 году Робин Ли (ныне один из богатейших людей КНР) запустил сервис Baidu (на два года позже Google). Однако для человека, который всю жизнь пользовался продукцией Google, Яндекса или Rambler, внешний вид китайского сервиса покажется чужеродным.

“Байдупедия”

Популярность поисковика привела к тому, что Baidu быстренько стал обрастать дополнительными сервисами. К примеру, энциклопедия Baidu уже несколько лет как обогнала китайскую википедию.

Интересно, что энциклопедия появилась только в 2006 году, однако ей хватило трех недель, чтобы обогнать китайскую википедию по количеству статей.

Baidu

Популярность поисковика привела к тому, что Baidu быстренько стал обрастать дополнительными сервисами.

Важно понимать, что правки в “Байдупедии” работают не так, как у “вики” — каждая статья просматривается модераторами (многие считают, что их роль играют проправительственные цензоры), так что до широких масс доходит не вся информация. Вы не найдёте статьи, компрометирующие деятельность партии. Независимость Тайвани? Нет, такой страницы тоже нет. Вполне вероятно, что активное сотрудничество взаимовыгодно как партии, так и компании — беспокоиться о репутации не нужно, все равно выход на глобальный рынок кажется невозможным.

Совсем недавно Владимир Путин заявил, что в России должен появиться аналог Википедии — очень точная параллель с Китаем.

Антивирус

Антивирус, распространяемый компанией, стал одним из самых популярных в Китае (другой из них — 360 Security, популярный даже в России). Отличительная черта этих антивирусов — огромная любовь к рекламе непонятно чего и платные услуги, суть которых не совсем понятна.

Карты — что с ними не так?

Учитывая то, что у Google есть собственные карты, было бы странно ожидать, что Baidu обойдет этот сегмент.

На картах вы найдете и почты, и магазины, и рестораны — все как у людей, не иначе. Вот только выглядят они, мягко говоря, странно: напоминает, скорее, интерфейс игры Sims, чем настоящие карты.

Карты Baidu

Карты Baidu.

Операционные системы

Мудрость китайского интернета гласит: “Залезь во все рынки, даже если в этом нет никакого смысла”. Иного объяснения для операционных систем Baidu найти тяжело.

Выглядят они плохо, судя по отзывам, работают с проблемами. Если Xiaomi просто скопировали IOS и немного изменили его под себя, то “байду” просто сделали непонятную “бяку”.

Почему в мире недолюбливают Baidu

К середине нулевых Baidu был популярен среди пиратов, которые безо всяких препятствий могли обмениваться музыкой и фильмами. В тот момент Baidu вообще игнорировал такую фразу как “авторские права”, так что пираты были довольны. Со временем “лавочку” вроде бы прикрыли, однако до сих пор скачивать контент нелегально никто в этом поисковике не мешает. Другая причина — это копирование. Принципиальные пользователи не хотят пользоваться копией, тем более такой своеобразной. Вообще, копирование началось еще с названия.

Baidu можно перевести как “100 попыток” (в контексте означает большое количество чего-либо). Google, в свою очередь, означает большое число с большим количеством нулей.

Baidu

Baidu можно перевести как “100 попыток”.

В середине нулевых Google вкладывал деньги в китайскую экономику в надежде, что в будущем это поможет бороться со своим конкурентом. Как показала практика, это было ошибкой. Теперь Baidu должен бороться со своими внутренними конкурентами, что никогда не было для него проблемой, ведь у Baidu есть прием, который так любят китайские компании.

Слияние = уничтожение конкурента

Китайцы не церемонятся со своими конкурентами. Как правило, они действуют следующим образом: считают свои деньги, берут огромный кусок и тащат конкурентам. Мелкая рыба в таком случае получает гигантские деньги, а крупная рыба (в лице того же Baidu) забирает проект себе. Создание собственного сервиса-конкурента случается реже. В следующих статьях мы расскажем, как Тик-Ток забрал себе весь мир одной покупкой.

Baidu — огромный гигант, вокруг которого держится весь китайский интернет.

Постоянная работа с конкурентами (их покупкой) и желание влезть на все рынки помогают компании оставаться самой крупной в своей стране даже в моменты, когда акции стремительно дешевеют (что случалось уже несколько раз, однако на деятельность Baidu это вообще никак не повлияло). Во времена свободной конкуренции Baidu был популярнее, чем Google (на территории Китая, само собой), сейчас же это бойцы двух разных весовых категорий для китайского пользователя. И нет ни одной причины думать, что с Baidu случится что-то плохое.

Все статьи из цикла о китайском интернете:

Золотой щит Китая, или как устроен китайский интернет.

Youku, или как китайцы сотворили свой Youtube.

TikTok — главное приложение для китайских подростков: в чем секрет его популярности.

WeChat — приложение, которое обязательно присутствует в смартфоне любого китайца.

Tencent — китайский гигант с прицелом на весь мир.

Социальная сеть Sina Weibo, или как китайцы продлевают жизнь Twitter.

AliExpress, TaoBao, Alibaba, или как китайцы научились продавать всё и сразу.

Стриминговые платформы Поднебесной, или почему наши девушки с удовольствием там работают.

Секрет успеха компании Xiaomi, или как захватить Китай и весь мир двумя способами.

Как скачивать приложения в Китае, где заблокированы Google Play и App Store.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Комментарии к статье “Baidu — копия Google, которая больше своего оригинала. Изучаем китайский интернет вместе

  1. Бальтазар says

    Мне нравится стилистика китайских сайтов, прямо из 2000-х
    Блоки, текст и немного графики

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *