Южная Корея — из аграрной нищей страны в гиганта всего за несколько десятилетий

20-й век породил не только две самые масштабные в истории войны и большие изменения в социальном устройстве мира, но и массу экономических скачков. Именно в прошлом столетии полноценно сформировалась экономика как наука, а большой разброс методов управления деньгами государства дают большую базу для изучения. Южная Корея — одно из олицетворений понятия «экономическое чудо».

Журнал Reconomica изучает, каким образом Южная Корея добилась сегодняшних высот при условии, что стартовые позиции были намного ниже, чем у КНДР.

Что было 70 лет назад

К началу Второй Мировой войны Корея была нищей страной. Экономика держалась на земледелии. После окончания Второй Мировой началась Корейская война, которая предопределила будущее развитие региона.

Северная Корея получила поддержку СССР и пошла по социалистическому пути развития, Южная Корея поддерживалась американцами. И если Северная Корея имела промышленность, то Южная Корея отвечала за сельское хозяйство — из-за войны обмен товарами был окончен.

В середине 50-х США выдавало Южной Корее субсидии и кредиты. Большая их часть шла на закупку продовольствия у тех же американцев, лишь малая часть вкладывалась в поддержку инфраструктуры. В 1958 году 36,6% трудоспособного населения не имели постоянную работу.

Несмотря на то, что страну поддерживали США, Южная Корея во многом использовала элементы плановой экономики для развития страны. Государство занималось развитием промышленности и искало внешние инвестиции — в то же время в стране действовали 5-летние планы. Правительство поддерживало крупные индустриальные проекты.

Чеболь по аналогии с дзайбацу

В конце Корейской войны в Южной Корее началось время чеболей.

Чеболь — примерно то же самое, что и японские дзайбацу. Есть семья (или клан), которая владеет сразу несколькими предприятиями из разных областей. Со временем конгломерат растёт, предприятий становится больше, и один чеболь может давать сотни тысяч рабочих мест. Государство помогает кланам — вкладывает деньги в их развитие, технологии.

Одними из самых известных чеболей являются Samsung, LG, Hyundai, Lotte. Каждый из этих конгломератов работает сразу в нескольких разных сферах производства.

Читайте также: Япония 30 лет в кризисе, но остаётся третьей экономикой мира. Как ей это удается.

Южная Корея — из аграрной нищей страны в гиганта всего за несколько десятилетий

В конце Корейской войны в Южной Корее началось время чеболей.

Почему экономика росла

Дело в том, что Южная Корея была открыта для любых инвестиций и имела очень дешёвую рабочую силу. Некоторые западные компании переносили своё производство именно в Корею, что давало стране рабочие места, а также формировало средний класс. ВВП Южной Кореи с 1962 по 1989 год в среднем рос на 8% ежегодно — однако не всегда всё было настолько хорошо.

Первый кризис

В 70-х годах правительство решило переформатировать рынок — политика протекционизма в странах-импортёрах привела к тому, что южнокорейская промышленность нуждалась в реформах. В частности, было решено переключиться на тяжелую промышленность и высокотехнологические отрасли.

Проблемы со сбытом товаров и новые инвестиции привели к инфляции, в 1980 году впервые за 18 лет ВВП снизился. Для выхода из кризиса правительство снизило расходы бюджета, началась либерализация экономики. Постепенно государство снижало свою роль в экономических процессах, которые происходили в стране.

Читайте также: Северная Корея — несчастная нищета или комфортный социализм?

Южная Корея — из аграрной нищей страны в гиганта всего за несколько десятилетий

Южная Корея — одно из олицетворений понятия «экономическое чудо».

Люди стали богаче

В конце 80-х ситуация достигла уровня, когда корейцы смогли покупать многие товары, которые производили. В частности, вырос внутренний спрос на автомобили, бытовую технику и электронику. Впервые корейская промышленность стала много зарабатывать от внутреннего рынка, что сильно снизило зависимость Южной Кореи от других стран.

Последующее повышение заработков лишь стабилизировало ситуацию. Труд корейских рабочих перестал быть дешёвым, однако доходность предприятий и популярность корейских брендов во всём мире позволяли экономике расти.

Опубликовано 19 сентября, 2020 Обновлено 19 сентября, 2020 Пользователем Светлана Кулай

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *