Бумажные книги, высокие цены и красивая вывеска — как устроен книжный бизнес в России?

Уже много лет литераторы и издатели спорят о том, как электронные книги повлияют на продажу печатной литературы. По всей видимости, страх перед “цифрой” оказался беспричинным, ведь примеры успешных книжных магазинов доказывают, что люди до сих пор любят читать с бумаги.

Журнал Reconomica изучил историю и концепцию сети “Читай-город” чтобы понять, как устроен книжный бизнес в России. Книги Александра Петрова, низкоквалифицированные сотрудники, высокие цены – почему эти факторы не навредили компании?

История компании “Читай-город”

Несмотря на то, что “Читай-город” был основан в 2008 году, даже десяти лет компании хватило для выхода на первую позицию среди книжных продавцов.

Изначально магазины под вывеской “Читай-город” были открыты в составе сети “Новый книжный”. В 2012-м году был открыт интернет-магазин “Читай-город”, а к 2016 году было открыто более 300 магазинов по всей России. В данный момент это самая крупная российская сеть в своём сегменте с выработанной системой подготовки персонала и единым ассортиментом.

Ассортимент книг

Как и большинство книжных, “Читай-город” активно продаёт канцелярские товары. Покупатели могут “закупиться” к учебному году, в магазинах представлены учебники.

Большие вопросы к сети возникают у любителей не самой популярной литературы. Большие стенды обычно отдают не самым важным, с художественной точки зрения, книгам. Автобиографии поп-звёзд, стихи актёров второй руки — по всей видимости, сеть просто подстраивается под запросы аудитории.

Стандартный вид магазина изнутри

Кто работает в книжных магазинах? Персонал

Учитывая то, что магазин предлагает потенциальным сотрудникам не самую большую заработную плату, покупателям не приходится надеяться на консультации по ассортименту.

Читайте такжеЛичная история работы в “Читай-город”.

Если на сайте указано, что та или иная книга есть на полке, это ещё не значит, что вы её купите. Лично я на протяжении нескольких месяцев пытался приобрести книги Луи-Фердинанда Селина, которые, вроде как, есть в магазине, но у меня не получилось. Доходило до абсурда, когда продавцы не знали, что это за Селин такой.

Торговая площадь

Как правило, магазины сети “Читай-город” расположены в торговых центрах. Иногда они открываются в исторических зданиях, в том числе на месте бывших книжных магазинов. Это очень выгодно для компании, в том же Саратове благодаря удачному расположению магазин внесли в список рекомендуемых для посещения мест (это рекомендация министерства молодёжной политики).

Развитие бренда

Компания обладает характерным логотипом, все магазины имеют одинаковый внешний вид. Конечно, влияние “Нового книжного” никуда не делось, что и делает их логотипы такими похожими. В целом каждый магазин сети можно описать как светлый и тесноватый.

“Читай-город” постоянно устраивает различные акции. Среди них и встречи с писателями, и просто с звёздами, написавших автобиографию (как в случае с солистом Rammstein Тиллем Линдеманном). Иногда компания проводит благотворительные акции, жертвует деньги для детских домов и приютов для животных.

Ценообразование

Несмотря на то, что сеть представлена более чем в 160 городах, цены на книги иногда удивляют. Как правило, сетевики борются с конкурентами с помощью низких цен. Что касается того же Владивостока, то вряд ли “Читай-город” может входить в топ-3 самых недорогих книжных города. С другой стороны, канцелярские товары магазина действительно стоят недорого.

Отношение к сети у читающих людей

В каждом крупном городе можно найти старые книжные магазины, букинистов, достающих редкие книги — “Читай-город” не вынужден с ними бороться, у них разная аудитория. Дорогие цены и совсем небольшой ассортимент художественной литературы вряд ли заинтересует тех, кто привык читать много.

Так вышло, что главный книжный сетевик России не совсем про книги. Канцелярские товары, учебные пособия, рабочие тетради для школьников, книги для уроков литературы — в этих сферах сетевик действительно превосходит конкурентов. Что касается художественной литературы, то что говорить о магазине, в ассортименте которого есть 101 книга со словом “Бродский” в названии, и лишь 37 из них действительно стихи, а не переписанные сто раз биографии поэта. Вполне возможно, что “Читай-город” олицетворяют ситуацию, сложившуюся в России. Читают люди, вероятно, немногим меньше прежнего, просто вместо стихотворений Бродского многим интереснее стихи Александра Петрова.

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Есть мнение? Обязательно оставьте комментарий!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *